Всем добрый день. Успешное проведение выборов на Украине и достаточно примирительное по отношению к Западу выступление Владимира Путина на экономическом форуме в Питере отодвинули проблему санкций против России на задний план. Но сама проблема никуда не делась и нависает мрачной тенью над российским рынком и экономикой в целом. В Вашингтоне оценили введенные против России санкции как достаточно эффективные и действенные. При этом там не исключили их ужесточения в случае эскалации конфликта на Украине. А вот в Евросоюзе настроены не столь решительно. Там признают, что зависимость европейской экономики от поставок энергоресурсов из России, что значительно сужает возможности Брюсселя оказывать экономическое давление на Москву. Российские власти в свою очередь пока явно не чувствуют себя ущемленными.
Премьер России Дмитрий Медведев в интервью Bloomberg TV достаточно откровенно заявил, что все введенные ЕС и США санкции
оказались неэффективными и никакого серьезного влияния на Москву не оказали. С этим утверждением можно согласиться, можно нет, но следует признать, что пока значительные валютные резервы и низкий уровень госдолга позволяет российскому руководству чувствовать себя достаточно уверенно. А также иметь время и пространство для маневра. И направление маневра уже определилось – на Восток. А еще точнее – это Китай. И прошедший визит Владимира Путина в Шанхай – яркое тому подтверждение. Участие крупнейших российских бизнесменов в этом мероприятие, количество подписанных контрактов и соглашений, все говорило о том, что это не простой госвизит, а нечто большее. Правда оценка главного контракта, которым, несомненно, является соглашение о поставках российского газа в течение 30 лет, далеко не однозначна. Хотя эксперты и называют сделку прорывной, они отмечают, что пока она имеет лишь геополитическое значение, а ее экономическую рентабельность можно будет оценить только в долгосрочной перспективе.
Но, даже учитывая все политическую значимость подписанного в последний момент газового контракта, остается главный вопрос: сможет ли Китай стать альтернативой Западу в качестве главного торгового партнера. Пока, до этого очень далеко. На сегодня товарооборот КНР с США – это более 2 трлл долларов, с ЕС – почти 500 млрд, а с Россией лишь 60 млрд. И ближайшая цель довести его до 100 млрд долларов. Не сможет азиатски рынок покрыть потребность российских банков и компаний в финансовых ресурсах. А эта проблема становится с каждым днем все более острой.
Даже нынешние, весьма мягкие санкции против России практически закрыли международный рынок капитала для российских компаний и банковке. Зарубежные финансовые институты стали указывать в договорах специальные ковенанты, которые подразумевают досрочное погашение кредита в случае попадания под санкции российских компании или их собственников. В результате, условия, которые выставляют западные банки, приводят к тому, что компании из России сами предпочитают сотрудничество с отечественными кредиторами. Кредитные сделки между российскими компаниями и американскими банками практически перестали совершаться в последние месяцы. В тоже время, европейские банки пытаются более гибко подойти к данному вопросу. В той ситуации отечественным компаниям остается только переключиться на наш рынок, и в первую очередь на госбанки. Хотя они и пытается предпринять все усилия к тому, чтобы дверь на международный рынок не закрывалась. Правда, в Сбербанке заявили, что там пока не отмечают резкого роста обращений за кредитами со стороны крупных компаний. Но в то же время заявили, что заинтересованы в приходе новых надежны заемщиков. Может быть это и так, только не стоит забывать, что стоимость кредитных ресурсов в валюте у западных банков практически в 1,5-2 раза ниже, чем в крупнейших российских финансовых организациях. А значит, рассчитывать на запуск новых проектов в России и экономический рост в этих условиях вряд ли приходится. И потенциал роста российского фонового рынка остается весьма ограниченным.