Блог им. RomanTiHox

Становится только хуже

Хейтеры ФАЕРа, дарю вам железобетонный аргумент против всей концепции, так сказать стреляю себе в обе ноги и встаю на колени.

В концепции ФАЕР критически важно вести бюджет, чтобы определить итоговую сумму капитала = 300 месяцев жизни или месячных расходов.

Как считать? Нет единого метода.

Я использую душный расчёт по 3 точкам (как в it-проектах), чтобы перестраховаться, не хочу остаться без трусов на пенсии.

Беру одно наибольшее значение из трёх, вот изменения за год:
• среднее за 2 предыдущих года — период достаточный для усреднения выбросов, например в категории «техника» или «здоровье». Цифра выросло на 14%, за счёт жирного 2025 года.

• максимальное среднее за все года (кроме текущего) — если один год прожил как боярин, значит история может повториться. Так и прозошло, прошлый рекорд продержался 2 года (был в 2023), новая цифра выросла на 28%.

• среднее за текущий год — отражает текущее потребление и уровень жизни. Цифра меняется в онлайн режиме, цель в 2026 году не получить снова рекордное значение, иначе месяц жизни станет ещё дороже, а необходимый капитал ещё больше.

Получается мой «месяц жизни» стоит 72.963 руб, надеюсь эта сумма со мной на пару лет и не изменится по итогам текущего года.

Становится только хуже

Теперь пересчитываем сколько я уже внёс месяцев жизни в свой пенсионный фонд, который пополняю 9 лет.

Рекорд был в 2020 году — внесено 863 тыс рублей или 31.6 месяца, в остальные годы вносил довольно ровно, получается в среднем 16.2 месяца ежегодно.

Мне надо накопить 300 месяцев, значит на весь путь уйдёт ~18 лет, НО (!) есть одна нестыкова в расчётах...

Всего я внёс уже 145 месяцев! а по факту сейчас осталось только 105, т.е. портфель усыхает сам собой и даже подпитка от дивидендов и купонов ему не помогает, просто проигнорировал их в расчёте.
Становится только хуже

Ещё раз: я вношу свои деньги уже 9 лет, сверху ещё добавляются дивиденды и купоны, акции там чёт растут иногда, но на выходе имею капитал на треть меньше, чем по факту внёс.

Это садомазохизм какой-то получается.

Мне нечем крыть такую аргументацию, поэтому просьба никогда её не использовать в дискуссии против концепции ФАЕР.

P.s. но если всё таки хотите следить обосрусь или нет на своём пути можете подписаться на личный блог в телеграме ищите в поиске FIRE | Роман Рагуля (но лучше не надо, я вас предупредил!)

7.4К | ★3
66 комментариев
Ну дык. Инфляция. У нас не Америка. Так сказать, институт пчеловодства.
Откуда деньги будешь брать на фаере при увеличении расходов?
avatar
Flexiway, 

тебе не доступна самая успешная стратегия с точки зрения законодательства в РФ и максимального лишения прав мужского населения
— это алиментный бизнес ;) 
avatar
Сергей, 

Я же не про это спросил совсем
avatar
Сергей, вроде как в обе стороны алименты работают, жена мужу тоже может выплачивать, если дети у него остались
Flexiway, пойду на завод, всё по класике)
я еще раз выскажу мысль… что основной проблемой фаре является проблема сохранения капитала...

и она не решаема с точки зрения пассивных инвестиций совсем и никак… особенно в россии… счас в банках лежат 60трлн руб… просто лежат… т.к их просто некуда вложить… все пассивные инвестиции в россии уже скуплены по 3 раза...

с другой стороны… спекулятивная торговля… с доходностью 20% в год сверх инфляции… нужен капитал всего то 5 годовых дходов… если доходность 10%  в год поверх инфляции то нао всего 10 годовых доходов...

в твоем случае ты скопил за 12 лет, т.е делая спекуляциями всего 8% в год можешь сэкономить лет 10-15 своей жизни... 

smart-lab.ru/blog/1254850.php

н
у либо свой бизнес

вообще в чем проблема отслужить 20 лет в полиции, в армии или еще где на тихой должности и в 38 лет уйти на законную пенсию?

либо в 18 лет заделать двоих детей… а в 36 когда имх будет по 18 подать на алименты? 

и копить ниче не надо вовсе 
avatar
ves2010, после 20 лет в полиции  мозг усыхает до размера чуть меньше чем писюн комара
avatar
товарищ масон, там есть связь… фельдшер… криминалист… и прочие вообщем мне было интересно я тер эту тему с чат гпт… там есть хорошие должности без суеты и излишних забот...

avatar
ves2010, в любом случае — огромная профдеформация
/пятилетнему Вовочке подарили на др набор юного сантехника и Вовочка через неделю спился/
avatar
ves2010, ваши выводы о проблемы сохранения капитала субъективные или есть какие-то практические расчёты доказательные? не увидел их, дайте почитать
FIRE Роман Рагуля, у спирина в блоге есть стата по акитавам за почти за 30 лет

но… саму лележебку не гляди… в нем ошибка выжившего… весь рост лежебоки от мега теренда золота с 200 баксов до 5500 за 25 лет...

и у спирина эфект низкой базы т.к отсчет ведется от дна 98года… надо смотреть его результаты с 2000г
avatar
ves2010, а причем тут портфель спирина? 
FIRE Роман Рагуля, при том что все равно будешь смотреть и удивлятся результату… а секрет прост... 
avatar
ves2010, проблема только в том, что денежное довольствие в полиции, в армии или ещё где-то отнюдь не шикарное, а на пенсию в 30 тысяч жить сорокапятилетнему мужику не сказать, чтоб комфортно, придётся работать дальше.
avatar
Ив Ив, охранником
Ну или надолго вахте охранником

Стабильность 😇
avatar
Дружище, чтобы понять, что пирожок оказался с говном, его приходится надкусить, но не нужно же его жрать всю жизнь! 9 лет садомазо....(((
avatar
Carlson, Ваш вариант выхода из ситуации?
avatar
Carlson, надо было всё пропить и прогулять, согласен!
FIRE Роман Рагуля, вы из крайности в крайность ))
avatar
портфель усыхает сам собой и даже подпитка от дивидендов и купонов ему не помогает
а в чем портфель то, бетон+облиги+вдо+вклады — отлично не усыхает, небольшая индикативная часть в акциях(0.5% от всего) но она как и тебя усыхает и с начала сво дает просто отрицательный доход относительно перечисленного. Так что ребалансировать надо, и в твоем случае разбавлять бетонами поздно — шибко задрали цены, стратегия купил и держи не работает что-то.
avatar
Константин Р, всё по класике: 80% акции и 20% облигации
FIRE Роман Рагуля, ну мы видим что это не работает, меняйте стратегию. бабули на вкладах удвоились за время высоких ставок
avatar
Константин Р, ну на всякий случай цена огурцов удвоилась, что б бабуля не шиканула ненароком
avatar
Шустрый Йожег, у вас главная статья потребления — огурцы?
avatar
Шустрый Йожег, тут бы сохранить что есть, а не какие то прибыли подсчитывать — в этом плане мысль верная.
avatar
Константин Р, ну не удвоились а 20% прилетело за год. Ну и сложный процент там вполне работает, на вкладах
avatar
Цель падения Биткоина=40 К., на Дейли по Долл/рубль = нисходящая консолидация в целью пробития наверх к 100 — 200 рублей за долл.
avatar
Константин Р, вы видите что не работает, я вижу что скакать с одного х на другой х каждый год это странная стратегия
Деньги это инструмент передачи труда от одного человека к другому, если количество людей не работающих, живущих с капитала и к ним добавятся еще куча неработающих людей и к этому добавиться демографическая яма, кто извините будет то работать? Услуги, товары вырастут и вы проедите очень быстро свой капитал, к этому добавятся увеличенные расходы на инфраструктуру, т.к. советское наследие уже исчерпает запас прочности. Тут соответственно будут перекупать более состоятельные чем вы, текущие услуги и товары. Как пример медсестра которая ставит капельницы на дому, дедов много она одна на районе, кто заплатил больше тот живой.
avatar
VovanGore, такого никогда не будет, моя модель поведения присуща 0.1% населения
FIRE Роман Рагуля, и это клёвое конкурентное преимущество
avatar
Доктор, а еще на нашей стороне современное образование.
человек не способный сложить 17+151 без калькулятора всегда будет кормить человека считающего проценты в уме
avatar
посмотрел ваши расходы и всплакнул. У меня на семью в месяц никак меньше 250 не получается. А так все верно делаете. Я иду той же дорогой, и верю что за счёт регулярных внесений и реинвестирования можно выйти не на 300 а на 1000 расходов.
avatar
MatadOne, та же фигня ( Как народ в 70к укладывается — совершенно непонятно…
avatar
Ив Ив, очень легко укладывается. Если семья не зарабатывает эти условные 250к в месяц, то и тратить их не может.
avatar
Ив Ив, выживаем в регионе как можем, кормим златоглавую
А конкретнее портфель можно?
У вас доходность какая-то странная. Может вы каждый раз перекладываетесь в самый низкодоходный актив?
Я делаю то же с 2018 года и у меня на сегодня вложеннный капитал удвоился (ну, +99.7% если точно).
У меня есть какой-то план и я его придерживаюсь. Вроде все по плану идет.
avatar
iAkuma, он в месячных тратах считает, а не в абсолютных цифрах.Аппетит приходит во время еды. Нужно ограничивать ежемесячный бюджет, иначе он будет расти до бесконечности и вы никогда не достигнете искомых 300 бюджетов.

300 бюджетов это ультра оптимистичный вариант, основанный на золотом веке одной конкретной страны. В долгосроке мировая экономика растет на 2.5% в год, на такую доходность и стоит ориентироваться — это примерно 500 месяцев расходов. Если хотите передавать капитал дальше детям, то 1000 средних зарплат в вашем регионе необходимо накопить. Для Москвы это 140М, для региона 100М
avatar
R🐼G, 
Для Москвы это 140М, для региона 100М
 почти что никто этого недостигнет, кроме единиц. это почти два мульта $
avatar
Константин Р, конечно. Все не могут на fire уйти
avatar
R🐼G, тут ещё не стоит забывать, что с возрастом добавляются траты на медицину, поэтому ультра оптимистичный вариант становится ещё более невозможным.
avatar
R🐼G, если есть доказательные расчет про 500 месяцев, то с удовольствием почитаю, пока выглядит как ваше субъективное мнение 
FIRE Роман Рагуля, у нищих слуг нет. Можешь хоть на 10 зарплат рассчитывать, мне какая разница
avatar
iAkuma, у вас годовая доходность 12%.
вы точно трейдер?

avatar
товарищ масон, нет, с чего вы взяли вообще
avatar
iAkuma, портфель в телеге, там в закрепе смотрите
Щас рынок вырастет в три раза. Тогда все цифры заиграет по другому)
Путешественник, рынок не вырастит сейчас а скорее всего будет как ковидная инфляция, но только военная
Думаю это будет 2028-2029 год
Может и раньше, но не факт
avatar
Nicolasgfk, да легко удвоится и потом ещё пузырнёт)
Путешественник, давайте вот без  спойлеров!
avatar
Путешественник, очень ждем
с 2017 индекс вырос на +170% а у вас -30%
странно
avatar
Melorka, +131%, как вы 170% получили?
avatar
Melorka, вы не поняли статью, я считаю не в рублях, а в месяцах жизни
Лучший пост про Файр в России. Плюсую. Держитесь.
avatar
Здорово, что автор самокритичен. Хотя, если за 8 полных лет инвестирования среднегодовая доходность составляет у него около 8%, а среднегодовая инфляция (по мнению уважаемой компании Доход) около 8,5%, то «чего же ожидать?»

Лучшую статью про Файр в России можно почитать у меня :-) https://smart-lab.ru/blog/1241170.php

Вся «магия огня» работает, если вы управляете инвестиционным портфелем с среднегодовой доходностью большей 15%. В этом случае у вас хорошие шансы за примерно 20-25 лет выйти на ваши показатели по пассивному доходу.

Правда, если вы имеете 15% доходности, то вам и «FIRE» не сильно нужен :-)
avatar
Алексей, можно же тупо больше внести в портфель и всё) я так и делаю = больше зарабатываю
Не заработали сами, хоть дайте заработать другим. Продавайте на посадках и покупайте на взлетах активы! А еще обязательно нужно ипотеку по рыночной ставке и автокредит и яблочный телефон в рассрочку!
А то эгоистический пост получается, все себе, да себе прибыль.
avatar
Баксимус, 
Продавайте на посадках и покупайте на взлетах активы
тут переживать не о чем, большинство так и делает)
avatar
Земеля
avatar
Может не туда вкладывал?
В 2020 купили пенсионную квартиру за 11.5. Сейчас стоит 24. Ну ремонт еще 1м тогда вышел. Сейчас сдать можно за 90-100. Вот и вес фаер.
В марте 2025 за 18,5. Уже 24 стоят аналоги.
Не исключаю, что пузырь лопнет, но пока нормальное вложение.
avatar
Евсей Иванов, и это очевидно
Как говорил глава Амо-СРМ, если вы ничего не понимаете в инвестировании, то ваша задача купить две квартиры для сдачи. К пенсии вы уде наверняка выплатите ипотеку потому что платеж обесцениться.
Сама стоимость бетона все равно догонит инфляцию, а арендные платежи это и есть пенсия.
avatar
Яков Микрюков, без ипотеки это делать гораздо приятней и половину бабок в lqdt еще.
avatar
Евсей Иванов, К сожалению не было в 2020 году свободных 11 млн руб чтоб также сделать

Читайте на SMART-LAB:
Фото
Скидка 15% на нашу аналитику — только 72 часа!
Увеличь доходность своего портфеля с профессиональной командой аналитиков. Наши идеи уже принесли клиентам прибыль с начала года. Ты мог...
Фото
Третья проблема в облигациях уровня «А-»
Что было понятно, это что проблемы и дефолты ВДО не могут быть изолированы от остального облигационного и кредитного рынка (к высокодоходным...
Фото
EUR/USD: евро остается под давлением, надежда на восстановление быстро тает
Евро оставался в пределах диапазона, разнонаправленно колеблясь под воздействием сочетания монетарных ожиданий, инфляционной статистики и...
Фото
Длинные ОФЗ: зарабатываем как по ВДО
ЦБ РФ 13 февраля в очередной раз снизил ключевую ставку до 15,5%, тем самым продолжив тренд смягчения ДКП (кумулятивное снижение с июня 2025 г....

теги блога FIRE Роман Рагуля

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн