Блог им. NikitaKlochkov

2026 год только начался, но уже насыщен крупными политическими событиями: тут и Венесуэла, и Гренландия, а теперь и Китай.
24 января Минобороны КНР объявило о начале расследования в отношении зампреда Центрального военного совета КНР генерал-полковника Чжан Юся и начальника Объединённого штаба ЦВС генерала Лю Чжэньли по стандартной формуле «серьёзные нарушения дисциплины и закона».
Важность события объясняется тем, что одного из фигурантов — Чжан Юся — называли ближайшим соратником Си: он принадлежит к старой революционной семье и «красной аристократии». До этого система держалась на негласных договоренностях: Политбюро, «принцы» и пенсионеры из верхнего круга КПК неприкасаемы. Арест Чжана означает, что правило «чем выше ранг и ближе связи — тем безопаснее» больше не работает.
Вокруг новости сразу же начались спекуляции, а их апогеем стала вчерашняя история про «арест генералов во время подготовки переворота»:
По одной из озвученных версий, Чжан Юся и Лю Чжэньли готовили государственный переворот под предлогом “спасения партии и страны”. Предполагалось, что после смещения и ареста Си Цзиньпина Китай сменит курс своей внешней и внутренней политики, но в какую сторону — пока неизвестно.
Этот вариант выглядит вымыслом какого-то творческого коллектива: он не находит подтверждений ни в китайских, ни в независимых источниках.
Другая версия, которую продвигают главным образом западные СМИ, связывает задержания с Тайванем. Якобы Чжан Юся мог спорить с Си Цзиньпином о сроках подготовки Народно-освободительной армии Китая (НОАК) к «специальной тайваньской операции»: Си хотел воспользоваться международными разногласиями и требовал ускорения (к 2027 году), а Чжан демонстративно игнорировал установки председателя и настаивал на более осторожных сроках (ближе к 2035 году).
Могла ли верхушка КПК учесть российский опыт и убрать потенциального мятежника заранее, а не проверять его лояльность в момент кризиса? Это зависит от реальных планов Китая по острову. Раньше Пекину удавалось решать территориальные вопросы и без прямого военного вмешательства (пример — Гонконг).
Реальность, как обычно, может оказаться куда прозаичнее. С момента прихода Си Цзиньпина к власти в 2012 году в Китае идёт масштабная антикоррупционная кампания, и армия — одна из её главных целей. В последние годы уже проходили громкие чистки, связанные с закупками и вооружениями: в 2023-м ударили по руководству Ракетных войск, тогда же оказались под расследованием министры обороны Вэй Фэнхэ и Ли Шанфу, а в 2024-м — адмирал Мяо Хуа.
На этом фоне нынешняя формулировка «серьёзные нарушения дисциплины и закона» без подробностей выглядит как типичный для КНР старт очередного дисциплинарного дела, которое затем либо заканчивается тихой отставкой, либо переходит в уголовную стадию.
Больше постов в тг-канале: t.me/klochcoffee
Пользователь разрешил комментарии только друзьям.