
Предлагаю на короткое мгновение сделать шаг в сторону от геополитики, международного бизнеса и прочей чепухи и, наконец-то, заняться по настоящему важным вопросом. Сегодня не на жизнь, а на смерть столкнутся два титана ритейл-индустрии.
В левом углу — чемпион по объемам продаж: пускай его маржинальность слаба, но её недостаток с лихвой покрывается количеством сделок. Его торговые точки и пункты выдачи есть в каждом Богом забытом Мухосранске. Если ты однажды с ним познакомился, можешь забыть о безопасности даже в собственной квартире: его курьеры найдут тебя где угодно. Пока из тебя будут выбивать последние копейки, он дополнительно заработает на рекламе. И это мааасс-маркет!
В правом углу — не менее одиозный боец. Он придерживается зеркальной тактики боя: продает редко, но метко! Если попадешь под раздачу, то запомнишь это на всю жизнь. Единицы достигают его мастерства. У него есть множество лиц: Гуччи, Прада, Ролекс, Порш. Вам о чем-нибудь говорят эти имена? Ими пугают детей! Услышав их за милю, женщины (с низкой социальной ответственностью) готовы упасть на колени и умолять. И этооо — люкс!
Если говорить серьезно, то предлагаю рассмотреть бизнес в ритейл-индустрии как потенциальную инвестиционную идею. Классически в индустрии ритейла (или товаров и услуг для физических лиц) выделяют четыре ключевых сегмента: масс-маркет, премиум, люкс и ниша.Нишевые бренды мы можем вынести за скобки, так как это суперузкий сегмент, который зависит от одной конкретной потребности рынка. Во-первых, такие бренды супер уязвимы к изменениям спроса и трендов. Во-вторых, на Московской бирже таких компаний нет вовсе. На международных биржах есть крупные люксовые холдинги (LVMH), которые, в том числе, владеют нишевыми брендами, но чистой «ниши» тоже почти не представлено — либо придётся всерьез потрудиться с поиском.
Премиум-сегмент обычно ассоциируется со средним классом, а в настоящее время и в ближайшем будущем это скорее минус, чем плюс.
Недавно писал о книге Алексея Маркова «Жлобология», в которой автор приводит убедительные аргументы в сторону «вымывания» среднего класса.
Та же мысль подкрепляется
прошлогодним исследованием американского центра Pew Research Center. За 52 года (с 1971 по 2023) доля среднего класса в Америке снизилась с 61% до 51% (см. График 1). При этом заработок после вычета инфляции у низшего класса за 52 года вырос на 55%, у среднего класса — на 60%, а у верхнего — на 78% (см. График 2), что говорит об увеличении разрыва между уровнями жизни (см. График 3). В результате представители среднего класса либо а) разбогатели, либо б) обеднели, либо в) формально остались в том же классе, но в среднем стали беднее.



Итак, у нас остается два центра притяжения: бедность и богатство, или масс-маркет и люкс. В начале статьи уже было дано образное описание сильных сторон этих ритейл-сегментов. У масс-маркета — большие объемы продаж при низкой маржинальности (2-3% у продуктов питания, 10-15% у одежды). У люкса это — сильный бренд и относительно небольшое количество продаж с высокой маржинальностью (200-300% — это в порядке вещей). Но если сравнивать бизнесы «в лоб», то можно заметить два ключевых отличия, которые играют на руку люксу.
Во-первых, кризисы сильнее бьют по аудитории масс-маркета. Бедные ощущают всю полноту экономических спадов, в то время как богатые обычно владеют активами, которые защищают их благополучие. Золото, недвижимость, акции — разные виды активов по-разному реагируют на кризисы: если что-то упало, то что-то другое вырастет. А в России различные проблемы возникают ой как часто. Навскидку: 90-е, мировой кризис доткомов в 2000, мировой кризис недвижимости в 2008, Крым в 2014, ковид в 2020, наконец, СВО в 2022.
Во-вторых, значительная часть государственных мужей в руководстве страны переживает за благополучие социально уязвимых категорий населения. И это хорошо, так и надо. Вот только зачастую эти переживания выливаются не в предложения по улучшению благосостояния граждан, а в запреты для бизнеса. Из свежего:
ограничить цены на основные продукты питания,
ограничить повышение цен на алкоголь под Новый Год,
ограничить рост цен на новостройки и т.д. У люкса таких проблем нет, о нем вообще не вспоминают.
В сухом остатке: мир поляризуется, средний класс сдувается, а выгоду от этого получает люкс, а не масс-маркет. Благодаря высокой марже, устойчивости аудитории и меньшему давлению государства он выглядит более логичной долгосрочной инвестицией в текущих трендах.
Больше постов в тг-канале:
t.me/klochcoffee
ОСТОРОЖНО: канал содержит мемы!