Блог им. Op_Man

Москва реагирует предсказуемо жестко. Глава ВТБ Андрей Костин 1 декабря заявил Reuters, что конфискация приведет к 50 годам судов ЕС с Россией, подчеркивая юридическую уязвимость Брюсселя. Кремль видит в этом «грабеж», но экономисты в Москве тихо радуются: такие шаги дискредитируют Запад в глазах Глобального Юга, где Россия ищет рынки сбыта нефти и партнеров вроде Индии и Китая. Костин отметил, что санкции на Роснефть и Лукойл вынуждают продавать активы за рубежом с дисконтом, но спрос на российскую нефть сохраняется — Индия купила рекордные объемы в 2025-м.
Reuters, Bloomberg и WSJ единодушно называют цифру 210–225 млрд евро под контролем G7 (из них 185 млрд в Euroclear), что соответствует данным ЕС на октябрь 2025-го. Россия уже проиграла несколько апелляций в Нидерландах, что усиливает аргументы Брюсселя о рисках. В европейских судах находятся десятки неразрешенных исков против России на сумму около 13 миллиардов евро (15 миллиардов долларов), включая арбитражное решение энергетической компании Uniper против «Газпрома» за перебои с поставками газа в 2022 году. Самым крупным и значимым делом остается решение 2014 года в пользу бывших акционеров ЮКОСа по делу об экспроприации Кремлем их компании. Это решение выдержало все апелляции: в октябре 2025 года Верховный суд Нидерландов отклонил последний иск России, подтвердив, что решение, оцениваемое в настоящее время более чем в 65 миллиардов долларов, включая проценты, является окончательным и подлежит принудительному исполнению в отношении российских государственных активов по всему миру. Однако исполнение решения по-прежнему будет зависеть от нахождения подходящих российских активов, которые суды захотят и смогут арестовать...
Удар по рублю и бюджету
Для России конфискация — не катастрофа, но лишний фактор давления на рубль, укрепившийся на 30% к доллару с конца 2024-го из-за санкций на банки и нефть. На 3 декабря курс колеблется возле 77–78 руб/$, а доходы от экспорта нефти упали, усугубив дефицит бюджета. Об этом писал в предыдущей заметке.
Если ЕС реализует план, Москва потеряет «подушку» на репатриацию, что ускорит девальвацию рубля на 10–15% в ближайшие месяцы по прогнозам аналитиков. По их мнению, в результате этих действий общий объем средств, недоступных бюджету и ЦБ, можно оценить в 8–9 трлн руб ($102–110 млрд) в эквиваленте, что может вынудить ЦБ РФ поднять ключевую ставку выше 17% для борьбы с инфляцией. Военные траты — до 40% бюджета — потребуют еще больше заимствований, рискуя перегревом и стагнацией: прогноз роста ВВП на 2025-й итак был снижен из-за дефицита кадров и ставки.
Новые санкции могут ускорить импортозамещение, но логистика через Турцию и Индию подорожает на 15–20%. Сценарии на основе изложенного: базовый — затяжные суды, рубль на 90 к доллару к марту 2026-го; пессимистичный — полная конфискация, дефицит бюджета 5% ВВП, рецессия; оптимистичный — блокировка Венгрией, статус-кво.
Не стоит паниковать, но необходимо готовиться к волатильности.
ЕС рискует собственной репутацией ради Украины, Россия адаптируется через Юг и восток, но бюджет трещит. Бельгия — разумный скептик в хоре идеалистов. Следите за саммитом ЕС 18 декабря: там решится, останется ли 140 млрд евро «мертвым капиталом» или ударит по Москве. Для рубля и рынков это пока отсрочка, но не победа.
Источнег.
А рубль-то с конца 2024-го точно ослаб, а не укрепился? А то все вокруг воют и страдают от крепкого рубля… может зря?