Блог им. YascherVZakone
Существует удивительный феномен, который проявляется во всех культурах мира с пугающей последовательностью. Китайская пословица гласит: «富不过三代» (fù bù guò sān dài) — «Богатство не переживает трёх поколений». Шотландцы, никогда не встречавшиеся с конфуцианцами, сформулировали то же самое: «Shirtsleeves to shirtsleeves in three generations» — «От рубашек к рубашкам за три поколения». Итальянцы добавили поэтичности: «Dalle stalle alle stelle alle stalle» — «От конюшен к звёздам и обратно к конюшням». Японцы, бразильцы, испанцы, персы — у каждого народа своя версия одной и той же истории.
Эти пословицы — не просто народная мудрость или красивая цитатка для соцсетей. Исследование Williams Group, охватившее 3200 семей за 20 лет, показало: 70% богатых семей теряют своё состояние ко второму поколению, а 90% — к третьему.
Девять из десяти. Подумайте об этом и, как говорится, let it sink in. Это не вероятность, это почти гарантия!
Это универсальный закон энтропии семейного капитала, неумолимый и безотказный. Как будто есть невидимый таймер, встроенный в каждое семейное состояние. Он начинает отсчёт в тот момент, когда первое поколение делает первый миллион. Вселенная, видимо, обожает трагифарс и считает три акта идеальной структурой для семейного краха.
Анатомия разрушения: три акта трагедииАкт I: Основатель. Аскеза как стратегия.
Первое поколение строит капитал через жертвы, упорный труд, риск и предпринимательский дух. Они помнят голод — буквальный или метафорический. Они знают цену доллару, потому что заработали каждый из них. Как пишет в своей книге «Психология денег» известный писатель исследователь психологии финансов Morgan Housel (с кем я имел удовольствие как-то беседовать за кофе на одном из инвестиционных meetups в 2015, когда Хаузел был ещё просто талантливым блогером и инвестором, а не автором всемирных бестселлеров, а Yours truly, завершив большой этап своей карьеры, жил в Нью Йорк Сити и изучал разные ящерские премудрости, готовясь к следующему): «Накопление богатства — это разница между вашим эго и вашим доходом». Первое поколение умеет держать эго в узде, потому что альтернатива — нищета — всё ещё свежа в памяти. Их девиз: «Ничего личного, только бизнес», — и это во-многом касается их собственных амбиций в части потребления.
Акт II: Преемник. Управление на автопилоте.
Второе поколение растёт, наблюдая за усилиями родителей, получает лучшее образование и часто успешно управляет или расширяет наследство. Они видели труд, даже если не испытали лишений. У них есть контекст происхождения богатства. Они знают истории. Они помнят, как отец приходил домой в 11 вечера. Они всё ещё связаны с реальностью, но эта связь уже не идеальная, похожая на испорченный телефон — с задержкой, помехами и искажением смысла. Они живут в инфраструктуре, которую не они строили.
Акт III: Наследник. Трагедия без контекста.
А вот третье поколение — это уже совсем другая история. Оно оторвано от первоначальных трудностей на два поколения, словно культурные иммигранты, потерявшие родной язык. Психолог Джеймс Грабман в своей книге «Strangers in Paradise» формулирует блестящую метафору: семьи, впервые получившие богатство, подобны иммигрантам, прибывшим в новую страну — «Землю Богатства». Они должны адаптироваться к незнакомым культурным нормам и ответственности. Но третье поколение — это уже «аборигены», которые никогда не видели старую страну и не понимают, почему дед патриарх семьи так внимательно и долго изучает счёт в ресторане, не разделяет радости от того, что внук переплатил за первый в России Zeekr 9X 20% его цены, да и вообще что-то не на вайбе.
Они знают только комфорт без памяти о цене, уплаченной за него. Для них ограничения «искусственные», а риски абстрактны. И это их убивает — финансово и психологически. Они похожи на человека, получившего в руки сложный механизм без инструкции, с одной лишь надписью «Крути, разберешься». И, как показывает убийственная статистика, в 90% случаев они ломают и механизм, и, к сожалению, часто и себя.
Современные исследователи семейного капитала (Coventry Edwards-Pitt, James E. Hughes, Dennis Jaffe, Charles Collier) выделяют типичный цикл:
Каждое поколение реагирует на опыт, травмы и дефициты предыдущего: созидатели строят из страха бедности, их дети — растут в изобилии, все ещё имеют контакт с созидателями, но уже не имеют того страха, третье поколение — теряет смысл усилий, остаётся только форма и комфорт. Это и есть культурный механизм распада: богатство переходит от ценности к форме, от идеи к объекту. И в четвёртом цикле форма уже не несёт содержания — остаётся только «механическая инерция» капитала.
Богатство умирает не из-за инфляции или рынков — оно умирает, когда его владельцы перестают помнить, зачем оно было создано.
Ещё во времена античности Плутарх писал о том, что сыновья знаменитых афинян редко следуют достоинству отцов, «ибо богатство и почёт ослабляют волю и утончённость духа». А у Аристотеля в «Политике» есть идея о «порче родов» — что излишнее благополучие делает человека менее способным к добродетели, а значит и к сохранению собственности.
Перенесёмся в Европу Нового времени. «Дух ушёл из скорлупы, и теперь мы, возможно, живём в эпоху, когда никто уже не знает, ради чего он должен работать, и всё же вынужден работать». Так Макс Вебер в «Протестантской этике и духе капитализма» описывает, как протестантская аскеза создала предпосылки устойчивого накопления — не ради потребления, а ради внутреннего долга — но в следующих поколениях «аскетический дух» исчезает, и остаётся только форма — капитал без смысла.
Конфуцианская традиция подчёркивает важность сяо (сыновней почтительности) и сохранения семейной линии. Тем не менее, китайская история демонстрирует ту же цикличность: богатые купеческие семьи исчезают через 3–4 поколения. Современные китайские исследователи объясняют это тем, что «наследие передаётся, но не передаётся дух» (传家财,不如传家训 — «лучше передать наставления семьи, чем имущество»).
В индуистской традиции накопление богатства (artha) — лишь одна из четырёх целей жизни, и оно должно служить дхарме. Когда теряется связь между artha и dharma, богатство становится саморазрушительным.
В исламской правовой традиции (шариат, институт ваqфа) — богатство часто передавалось через благотворительные фонды, чтобы обойти дробление наследства. Это не только экономическая, но и духовная мера — богатство должно «служить после тебя».
Как мы видим, нет недостатка в описаниях одного и того же сюжета самыми разными авторами в абсолютно разные эпохи, в разных географиях.
Линза Fourth Turning: межпоколенческая энтропия как часть исторического циклаТеория поколенческих циклов Штрауса-Хоу («Fourth Turning») добавляет ещё один уровень понимания — и тревоги. Согласно этой концепции, история движется циклами (saeculum), включающими четыре «поворота»: подъём (High), пробуждение (Awakening), распад (Unraveling) и кризис (Crisis), и каждые ~80–100 лет (время жизни одного длинного поколения) повторяется полный цикл из четырёх «поворотов» (turnings), соответствующих архетипам поколений:
Четвёртый поворот (Crisis) — это зима цикла: период разрушения институтов, войн, революций или системных кризисов, когда старый порядок рушится, а новый ещё не создан. Давайте поможем Даше Путешественнице понять, какой же исторический период за последние 80-90 лет (то есть — буквально — с окончания Второй Мировой войны) больше всего соответствует этому описанию? Ага, вот и по мнению большинства исследователей, мы находимся глубоко в Fourth Turning, и ещё даже не дошли до пика. Но, есть и хорошие новости, когда бы этот пик, а позднее — выход из кризиса ни пришли, потом начнётся новый цикл — новый «High», новое строительство.
Вообще-то Нил Хау стоит в длинной интеллектуальной линии:
Таким образом, «три поколения до распада» — это просто фрактал цивилизационного цикла, повторяющийся в масштабе семьи. Если переложить эти фазы на жизнь семьи и капитала, то становится ясно, почему богатство «умирает» к четвёртому поколению. Семья — это миниатюра общества. Она проживает тот же исторический цикл.
То, что в масштабах общества выражается как война, революция, кризис -в семье проявляется как утрата смысла, внутренних связей, идентичности. Именно в четвёртой фазе — фазе кризиса — решается судьба капитала. Если семья не подготовлена — если нет крепких ценностей, открытой коммуникации и governance-структур — кризис становится катализатором распада. Нассим Талеб в «Антихрупкости» называет такие системы «хрупкими» (fragile) — они разрушаются под воздействием стресса и волатильности. Семьи без крепких внутренних структур, коммуникации и антихрупких принципов просто не выдерживают давления Fourth Turning.
Позвольте автору спуститься на пару уровней абстракции ниже и развлечь вас реальной историей — на самом деле, одной из САМЫХ впечатляющих историй разрушений богатства, прекрасно иллюстрирующей описанное выше. Знакомьтесь -
Вандербильты, путь от 200 миллиардов до нуля за 48 лет и учебник по тому, как НЕ надоАкт I. Коммодор. Всё началось с одного человека — Корнелиуса Вандербильта (1794–1877), уроженца Стейтен-Айленд, который к сорока годам уже стал пароходным магнатом, а к семидесяти — железнодорожным королём Америки.
Он начал с одной лодки и 100 долларов кредита от матери, а умер с состоянием примерно в 105 миллионов (по оценке Forbes, это эквивалент более $100 млрд в сегодняшних деньгах), что превышало резервы казначейства США того времени. Он был богаче, чем весь бюджет страны.
Он был, по сути, одним из первых американцев, которые создали «династический» капитал с нуля, без титулов, без старых денег, без наследства.
Жестокий, циничный, но гениальный стратег, Коммодор не верил в альтруизм.
«I have been insane on the subject of money making all my life.
I don’t care half so much about making money as I do about making my point, and coming out ahead».
Он был трудоголиком в чистом виде — человеком, для которого время, дисциплина и капитал были одной и той же субстанцией. Его железнодорожная империя (New York Central Railroad) стала кровеносной системой американской индустриализации, а фамилия Вандербильт — символом успеха, построенного на контроле и математике.
Акт II. Второе поколение — сын Корнелиуса, Уильям Генри Вандербильт (1821–1885), унаследовал не только состояние, но и дисциплину. Он удвоил отцовский капитал за восемь лет — редкий случай, когда второе поколение не разрушает, а преумножает. Жёсткость и цинизм всё ещё на месте. Его знаменитая фраза
«The public be damned!»
— квинтэссенция капиталистического цинизма XIX века.
Империя охватывала банки, железные дороги, верфи, уголь, газ, телеграф и недвижимость, а ежегодный доход семьи превышал 1% ВВП США. Но тогда же начинается и, очень мягко говоря, демонстративное потребление, вполне в духе gilded age Америки конца 19 века. Уильям построил на Пятой авеню особняк, который Нью-Йорк окрестил «The Marble Twins» — два мраморных дворца на целый квартал. К 1880-м Вандербильты владели самыми дорогими домами в Америке — и не одним, а десятками,
Но вместе с этим успехом, богатством роскошью в доме Вандербильтов появилась и первая трещина — утрата аскетизма. Богатство стало не инструментом, а театром. А ещё Уильям допустил критическую ошибку, разделив капитал между своими четырьмя сыновьями — Корнелиусом II, Уильямом Киссамом и Джорджем Вашингтоном. Именно здесь началось проклятие третьего поколения.
Акт III. Третье поколение Вандербильтов выросло в роскоши, не зная голода дедушки. Они потеряли интерес к железным дорогам, и к 1890-м Вандербильты больше не строили железные дороги — они строили замки. Корнелиус II ещё управлял бизнесом до 1899 года, но его братья и кузены начали строить десять дворцов на Пятой авеню в Манхэттене, палаццо в Ньюпорте (The Breakers, Marble House, Elm Court) — каждый новый особняк должен был «затмить» предыдущий. Давайте я добавлю немного красок. В 1895 году было построено гигантское поместье Biltmore в Северной Каролине — до сих пор (просто покрутите эту мысль в голове пару секунд — до сих пор!!!) крупнейший частный дом в США: 250 комнат, 175 тысяч квадратных футов, 43 ванные, 65 каминов, 70 слуг, и собственная электростанция. Стоимость строительства — около 6 млн тогдашних долларов, то есть около $200 млн сегодня. Женщины рода — Гертруда, Консуэло, Глэдис — выходили замуж за вырождающихся британских аристократов, «покупая титулы» за деньги. Это были «игрушки, проекты тщеславия для удовлетворения эго», как пишет один исследователь. Образ жизни, который их дедушка никогда бы не допустил. Как и не допустил того, чтобы Вандербильты перестали уметь делать главное — зарабатывать и считать.
Акт IV. К четвёртому поколению деградация ускорилась. Реджинальд Клейпул Вандербильт (сын Корнелиуса II) растратил 70 000 наследства за один вечер азартных игр в свой 21-й день рождения — эквивалент $2.6 миллиона сегодня. Он умер в 45 лет от алкоголизма, оставив свою дочь Глорию Вандербильт в центре скандального судебного процесса за опеку, где её мать и тётя боролись за контроль над её трастовым фондом в $80+ миллионов.
Эпилог. Уже к началу Великой депрессии фамилия Вандербильт стала синонимом «бывшего богатства». А к середине XX века ни один из потомков не входил даже в список 100 самых богатых американцев. Им потребовалось менее 50 лет, чтобы взорвать на мрамор, яхты и вечеринки состояние, которое было сравнимо с финансами федерального правительства времён Линкольна. Поколения наследников жили на выплаты из трастов, тратили на оперы, ипподромы, искусство, мистресс и сплетни. Семейные особняки распродавались один за другим: к 1970-м из восьми грандиозных домов на Пятой авеню не осталось ни одного. The Breakers в Ньюпорте — теперь музей. Biltmore — туристическая достопримечательность с билетами по $100.
По одной из версий, к 1970-м потомков Коммодора было почти 787 человек. И вот цифра-шок: на собрании семьи в 1973 году, на кампусе, что характерно, Vanderbilt University, среди ~120 собравшихся потомков не было ни одного миллионера. Не миллиардера — а «просто» миллионера! Ни одного! Состояние в $200 миллиардов (прописью — двести миллиардов долларов) испарилось за три поколения.
Ещё раз прописью — для нескольких уважаемых бывших и нынешних доверителей и клиентов Вашего покорного слуги, работавших 20 лет назад на юго-западе Москвы в одной известной башне на улице Намёткина или рядом с ней, и, снисходительно глядя на тогда ещё молодого Ящера, говоривших: «Да чего нам эти трасты, фонды, структуры — мы заработаем столько, что наши правнуки в жизни не потратят» — ДВЕСТИ. МИЛЛИАРДОВ. ДОЛЛАРОВ. Потратят без вариантов.
Но у этой невесёлой истории есть интересный постскриптум. Андерсон Купер, журналист CNN (вражеское СМИ, fake news :), праправправнук Коммодора по линии матери (Глории Вандербильт, дизайнерши и художницы), стал первым Вандербильтом за 150 лет, кто заработал своё имя и деньги сам и начал новый цикл. Он вырос без наследства — его мать сознательно оставила большую часть состояния на благотворительность, а сам Андерсон признавался в интервью:
«Моя семья построила одни из самых больших домов в мире. Я — снимаю квартиру.»
В 2021 году, выпуская книгу «Vanderbilt: The Rise and Fall of an American Dynasty», Купер писал:
«Это история не о деньгах. Это история о людях, которые не поняли, что деньги не могут купить здравый смысл.»
«Величайший дар родителей — это образование, ценности и смирение, а не трастовый фонд.»
Он начал первое поколение нового цикла заново.
Что отличает выживших: уроки династийИтак, мы установили, что финансовая гравитация рано или поздно притягивает обратно к земле 90% взлетевших семей. Возникает вопрос: что такого особенного делают те оставшиеся 10%, кто превращает состояние в династию, а семью — в институцию?
Те редкие семьи, которые сохраняют богатство на протяжении веков — от Ротшильдов до японских семейных бизнесов, существующих более 1000 лет, таких как Kongō Gumi (основан в 578 году) — следуют определённым принципам. Они не просто копят деньги. Они создают экосистему, в которой богатство — не цель, а побочный продукт правильных ценностей и поступков. Они понимают то, что James E. Hughes Jr., легенда семейного управления капиталом, сформулировал в своей классической работе Family Wealth: «Богатство семьи состоит из человеческого, интеллектуального и — намеренно на последнем месте — финансового капитала».
Это не метафора. Hughes предлагает семьям составлять «семейный баланс», где активами являются не только акции и недвижимость, но и здоровье членов семьи, их образование, отношения, ценности, репутация. И большинство семей проваливаются именно потому, что сосредотачиваются на одном пальце (финансовом капитале), забывая про четыре остальных (человеческий, интеллектуальный, социальный, духовный).
Вот кодекс выживших:
Ключевая психологическая развилка: воспринимает ли следующее поколение богатство как право или как ответственность?
Coventry Edwards-Pitt в своей книге Raised Healthy, Wealthy & Wise (результат многолетнего исследования успешных наследников) обнаружила паттерн: здоровые наследники имеют способность зарабатывать собственные деньги, мотивацию к личным целям, твёрдое чувство собственного «я», не связанное с деньгами, и способность преодолевать неудачи.
Иными словами, они независимы от наследства психологически, даже если знают о его существовании. Один из успешных наследников сформулировал это так: «Величайший дар, который вы получили от родителей — это голова на ваших плечах, ваше образование, ваше смирение и крепкие ценности. Траст — это лишь ресурс для достижения ваших целей, но он никогда не заменит удовлетворения от ваших собственных успехов».
Исследования показывают, что чувство привилегированности (entitlement) — главная причина провала 70% передач состояния. Успешные семьи воспитывают управляющих (stewards): людей, которые понимают, что богатство нужно сохранять, при-, а то и пре-умножать и передавать дальше.
Примечание Ящера: Никто не сформулировал это правило лучше, чем гениальная реклама Patek Phillipe:
«You never actually own a Patek Philippe. You merely look after it for the next generation».
Ron Lieber в The Opposite of Spoiled разрушает табу: хорошее воспитание означает разговоры о деньгах с детьми. Дети гиперчувствительны к деньгам и полны вопросов, но когда родители уклоняются от темы, они теряют огромную возможность — не только научить базовым финансовым навыкам, но и передать ценности семьи.
Парадокс: 60% провалов передачи богатства связаны с разрывом коммуникации и доверия, а не с плохим финансовым планированием. Семьи, которые регулярно обсуждают финансы, ценности и будущее, создают психологическую безопасность и вовлечённость всех поколений.
Но есть нюанс. Edwards-Pitt обнаружила: успешные наследники часто не знали точно, когда и сколько они получат. Их родители говорили: «Ты получишь поддержку, но сначала докажи, что можешь быть продуктивным человеком самостоятельно». Это защищает от того, что психологи называют «ожиданием наследства» — состояния пассивности и потери мотивации.
Примечание Ящера: То есть деньги должны прийти к тому, кто уже состоялся как личность, а не создать иллюзию личности у того, у кого есть только деньги.
Передача человеческого капитала важнее финансового. Hughes формулирует это жёстко: «Без тщательного планирования тяжело заработанное состояние может быть легко растрачено за одно-два поколения. Сохранение богатства — это динамический процесс групповой деятельности, который должен успешно перезапускаться в каждом следующем поколении, чтобы преодолеть угрозу энтропии».
Семьи, которые выживают поколениями, инвестируют в образование наследников задолго до передачи активов: создают семейные инвестиционные клубы, вовлекают детей в благотворительность, обучают основам управления капиталом с раннего возраста, поддерживают предпринимательские проекты через «семейный банк» — внутрисемейное кредитование под проекты, развивающие интеллектуальный и человеческий капитал. Они понимают: лучше дать инструменты для создания своего состояния, чем ключи от чужого.
Японские семейные бизнесы, некоторым из которых более 400 лет, следуют принципу «ie» (дом/клан): бизнес важнее кровного родства, и главой становится самый способный член семьи, даже если он приёмный. Это радикальное проявление приоритета компетенции над привилегией.
Успешные династии создают формальные структуры управления: семейные советы, конституции, прописанные ценности и правила принятия решений. Hughes подчёркивает: «Видение, лежащее в основе системы семейного управления, должно быть направлено на улучшение стремления к счастью каждого отдельного члена семьи как части улучшения семьи в целом с целью долгосрочного сохранения богатства семьи: её человеческого, интеллектуального и финансового капитала».
Примечание Ящера: это не бюрократия, а иммунная система семьи, защищающая от конфликтов и хаоса. Семейная конституция отвечает на вопросы: Каковы наши ценности? Как мы принимаем решения? Что означает быть членом этой семьи? Как мы разрешаем конфликты?
Hughes призывает: «Думайте поколениями — 20, 50, 100 лет, а не месяцами и кварталами». «Как медному буку требуется 150 лет, чтобы созреть, так и великой семье. Сажайте сегодня, потому что нет времени на раскачку».
Morgan Housel добавляет: «Магия сложного процента не в экспоненциальной математике, а во времени». Это относится не только к инвестициям, но и к передаче ценностей, отношений, репутации.
Талеб в «Антихрупкости» вводит критическое различие: есть вещи хрупкие (разрушаются от стресса), робастные (выдерживают стресс) и антихрупкие (становятся сильнее от стресса).
Семьи, которые выживают века, антихрупки. Они дают членам семьи свободу экспериментировать, ошибаться, пробовать. Они диверсифицируют не только активы и географии, но и таланты, направления, идеи. Талеб предлагает «стратегию штанги»: основа максимально безопасна (emergency fund, недвижимость, страховки), но избыточные ресурсы направляются на высокорискованные, высокодоходные возможности.
Его совет по инвестициям применим и к семьям: «Не инвестируйте в бизнес-планы, инвестируйте в людей. Ищите того, кто способен меняться шесть-семь раз за карьеру».
Примечание Ящера: воспитывайте в следующих поколениях не бенефициаров, а предпринимателей, ученых, художников — людей, способных к трансформации.
Что мешает остальным? Исследования выделяют ключевые ошибки:
Проклятие трех поколений — это не предопределенность, а цена невежества и пассивности. Это закономерный итог для тех, кто считает, что можно передать кошелек и ключи от гелика, не передавая культуру и дух. Важно не трактовать его фаталистически. Цикл МОЖНО осознать и «поймать» на спаде, сохранив ядро и возродив смысл.
Какие для этого есть инструменты?
Сохранение капитала через поколения — это не финансовая, а культурная, психологическая и духовная задача. В эпоху Fourth Turning, когда старые институты рушатся, а новые ещё формируются, и во внешнем мире не на что опереться семьи должны создавать собственные институты — системы ценностей, образования, governance, коммуникации и антихрупкости.
Как формулирует Hughes: «Семья может успешно сохранить своё величайшее богатство — индивидуальных людей, формирующих семью — на протяжении длительного времени. В течение долгого периода времени принимать чуть больше позитивных, чем негативных решений относительно использования человеческого, интеллектуального и финансового капитала».
Богатство переживает века только там, где следующее поколение воспитывается не как наследники привилегий, а как управляющие ответственностью. Как говорит Housel: «Величайшая ценность денег — это не то, что вы можете купить, а контроль над своим временем. Способность делать то, что хочешь, когда хочешь, с кем хочешь, столько, сколько хочешь — это самый высокий дивиденд в финансах».
И последнее. Taleb напоминает о настоящем богатстве, которое не измеряется цифрой баланса и P& L счета:
Возможно, именно в этом и кроется разгадка проклятия трёх поколений. Первое поколение помнит, что это и есть настоящее богатство. Третье — забывает, подменяя суть блестящей, но пустой оболочкой.
Такова онтология преемственности: человечество, семья, капитал — все проходят через череду времён года, вёсен и зим, которые длятся декадами, и только те, кто умеет слышать их ритм и адаптироваться, выживают и физически, и материально, и культурно.
Закончить я хочу одной мыслью, которая пришла мне в голову во время работы над этим текстом и отлично, как мне кажется, суммирует основные выводы:
Каждое богатство — это история духа, застывшая в форме. Когда дух уходит, форма рассыпается. Поэтому сохранение богатства — это не только техническая, юридическая, бухгалтерская, а — в первую очередь — духовная работа: удержать смысл и дух через переход поколений.
В рамках этого проекта мы будем очень подробно разбирать каждый из вышеуказанных принципов и инструментов их внедрения в российских реалиях 2025 года. А кроме этого в следующих публикациях Вы прочитаете о том, что роднит потомков шотландских пиратов, торговцев опиумом, римских пап, кардиналов, герцога Вестминстерского и Jay-Z и NAS, а также о том, что никогда не меняется.
Подписывайтесь, чтобы не пропустить!
t.me/howtostayrich
Даже интересно стало, в каком поколении находится современная Россия?
Хотя бы, в которой из табличек её искать? Надеюсь, в той, которая с «Героем»?
Вывод: Мы стоим на пороге перед великими богатствами, тьфу… Ельцин, если первый и с нуля приватизировал с Чубайсом, Путин-второе поколение на готовое, то впереди третье и опять затянуть пояса... Голуби лучше живут, вообще не работают, не копят и не прячут ничего никуда. Как не смотрю, то либо отдыхают, либо кушают или спариваются. За что людям такое наказание то? Вкусили запретный плод с райского дерева и теперь костомелить постоянно? Уоррен из Омахи накопил бабла под триллион за 90 лет и всё отдал на борьбу с рождаемостью в мире. Зато его дети не будут страдать от такого богатсва и миллиардов не рожденных голодранцев. Есть же умные оракулы на планете.
Да, хороший вопрос по первой в истории новой России передаче капитала от поколения к поколению. Пока, по публичным кейсам и личным наблюдениям, получается не ахти…
Старайся лучше
Ну так и в бизнесе наблюдается схожая тенденция: большинство семейных бизнесов теряют своё состояние к второму и третьему поколению, хотя это происходит по разным причинам.
Исследования показывают, что только около 12-15% семейных предприятий передаются успешными в третье поколение, и ещё меньше — в четвёртое.
Это происходит из-за проблем с передачей наследства, отсутствия у преемников необходимых навыков, мотивации и управленческого видения.
Так в чем смысл статьи то… получается это закономерность и это не исправить благими пожеланиями типа этого. Кто воспитывать то будет? Талант или есть или нет…
Ящер в законе, Жесткий Ястреб... как клоны
Тогда бы все давно обанкротились…
Вывод из статьи…
smart-lab.ru/blog/1232573.php#comment18847927
недавно (лет 5-6 тому назад) британские ученые исследовали бедных в 4ом поколении и богатых в 4ом поколении… богатые умнее...
т.е то что 3ье поколение сливает капитал обозначет что они просто глупее...
но имхо такое… просто капитал дробиться на несколько наследников… и исчезает…