Блог им. OlyaPavlyatenko
Чтобы понять глубинные причины, по которым в России исторически не поощрялась частная инициатива, полезно последовательно сравнить ключевые установки, сформированные протестантской этикой, с теми, что укоренились в российском культурном коде.
1. Исходная точка: Отношение к Миру
Протестантская этика: Мир видится как «арена для действия», данная Богом для преобразования через упорный труд. Задача верующего — активно трудиться во «славу Божью» в своей профессии.
Российская традиция: Мир часто воспринимался как «место искушений и страданий», юдоль скорби. Акцент делался не на рациональном преобразовании мира, а на «спасении души», что часто предполагало уход от мирской суеты или терпеливое несение своего креста.
2. Основа деятельности: Концепция Труда
Протестантская этика: Труд — это «призвание» (Beruf). Это религиозный долг и форма служения Богу. Успех в профессиональной деятельности рассматривается как возможное свидетельство Божьей благодати.
Российская традиция: Труд — это прежде всего «тяжелая необходимость», «бремя» или «послушание». Безусловно, трудолюбие как качество ценилось, но сама трудовая деятельность редко осмысливалась как высшее призвание или личная миссия.
3. Цель и отношение к Богатству
Протестантская этика: Цель — аскетическое накопление. Заработанное богатство не для роскоши, а для реинвестирования и умножения. Накопление капитала — добродетель, а расточительность — грех.
Российская традиция: Отношение к богатству амбивалентное и подозрительное. С одной стороны, оно желаемо, но с другой — часто связывается с грехом «сребролюбия». В почете были нестяжание, щедрость и милостыня. Культурный архетип — не успешный предприниматель, а юродивый или святой, отказавшийся от благ.
4. Социальная структура: Индивид против Общины
Протестантская этика: Акцент на индивидуальной ответственности перед Богом. Личный успех — это личная заслуга и знак избранности. Это поощряет личную инициативу и самостоятельность.
Российская традиция: Доминирование идеи соборности и общинности. Ценность коллектива («мира») выше ценности отдельной личности. Выделяться личным успехом («высовываться») считалось опасным и осуждалось. Это создавало мощный социальный механизм подавления инициативы.
5. Отношения с Властью и Источником Успеха
Протестантская этика: Успех зависит от личного трудолюбия, божественного благословения и деловой репутации. Ключевое значение имеют горизонтальные связи — договор и доверие между партнерами.
Российская традиция: Успех исторически зависел от близости к вертикали власти (государю, государству). Сильны были патерналистские ожидания — что «начальство должно решить» проблемы. Доверие к горизонтальным связям (между незнакомцами, партнерами по контракту) традиционно низкое.
6. Временная перспектива и Планирование
Протестантская этика: Долгосрочное планирование и расчет. Рациональный взгляд в будущее, отложенное вознаграждение, терпеливое накопление — все это следствие идеи о том, что жизнь должна быть упорядочена и просчитана.
Российская традиция: Ориентация на краткосрочную перспективу и упование на «авось». Это было во многом обусловлено исторической нестабильностью, непредсказуемостью власти и отсутствием гарантий частной собственности. Зачем строить долгосрочные планы, если завтра все может отнять государство?
Итоговый исторический результат:
В протестантской культуре сложился мощный класс независимых предпринимателей, которые видели в своем деле миссию, а капитал рассматривали как инструмент для развития.
В российской традиции сформировалась устойчивая патерналистская модель: государство — «хозяин», распределяющий блага, а подданные — те, чья инициатива либо подавляется, либо направляется в русло, угодное власти. Предпринимательская энергия уходила либо в тень, либо на обслуживание государственных нужд, но почти никогда не становилась основой для независимого гражданского класса.
Это сравнение помогает понять, что проблема не в том, что русские люди «ленивы» или «непредприимчивы». Напротив, в условиях таких системных ограничений их изобретательность и выживаемость поразительны. Проблема в исторически сложившейся культурной и институциональной среде, которая веками не поощряла, а часто и карала за самостоятельную экономическую инициативу… ВОТЪ так… уловили смысл?!.. Я повторюсь на всякий случай: западная протестантская трудовая этика, живущая в головах людей, ТАМ, гласит что труд в принципе сам по себе угоден господу богу… любой труд благ, накопление богатства это свидетельство того что сам господь благоволит данному предпринимателю/фирме… Более того!!! Накопление материальных благ есть САМОЦЕЛЬ и есть благо! Аскетичное накопление богатства которое ты не сможешь потратить при всём желании за свою жизнь рассматривается КАК БЛАГО и как ДОЛЖНОЕ… Примеры?!!! Посмотрите на Джорджа Сороса или Билла Гейтса.... В России исторически с её культурой и ментальностью поощрялась ценность общины как догма, «соборность»… Индивидуализм и предпринимательство всегда осуждались в нашей культуре… Сам ТРУД РАСЦЕНИВАЛСЯ как ТЯЖКАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ, а не как благо… и более того накопление богатства само по себе в христианской трудовой этике осуждалось.... УЛОВИЛИ РАЗНИЦУ ?!?! Разницу ментальностей ?!.. Вот именно это, эта разница мешает процветанию российского общества… отсюда вывод который следует… Для того чтобы в России успешно развивалось предпринимательство, фондовый рынок и прочее, нужно менять христианскую трудовую этику доминирующую в обществе на западную протестантского толка по Максу Веберу… Именно повсеместное внедрение Западной трудовой этики по Максу Веберу, принесло бы максимум пользы для России я думаю… А что об этом думаете вы?! Пишите комментарии, ставьте ЛАЙКИ!) Подписывайтесь на мой блог! Всем всех благ! Полянка где обитает ЗаяЦЪ: t.me/+mFkBR433aq5kYmIy ... 
Ну-ну. Из-за зависти голытьба и революцию сделала. Зачем работать, наживать, когда можно отобрать?
Это мем уже просто, как у таксистов, которые бизнесмены, но таксуют для души. Тут нечему завидовать.
Обо мне, пожалуйста, всё что угодно.
Потом террористы захватывают дома обычных мелких буржуйчиков, а капиталисты этому потворствуют. У крупного капиталиста террористы фиг что захватят, там охрана мигом вышибет. А у обычного Педро — пожалуйста. Леваки это придумали, хаха.
>Левый дурдом в Испании
В настоящее время главой государства является король Филипп VI
Мммдааа, настоящий социализм и левачество.
Это даже не Абрамович олигарх — глава государства, а прямо КОРОЛЬ!
Вот как выглядит левачество по мнению Анзорика.
А как по вашему должно выглядеть левачество, мне даже интересно стало?
Социализм или левачество, как вы его называете — это отсутствие собственности на средства производства.
Если глава государства — Король, а все средства производства в руках у крупнейших капиталистов — это капитализм и правачество.
То, что капиталист завез бомжей и разрешает им щемить мелких буржуйчиков-лохов, параллельно раздавая бомжам журналистам на пожрать за хвалебные статьи однополости и толерантности, не делает капиталиста леваком.
Только не надо пожалуйста сейчас зубные щетки, телефоны, молоток и грабли приравнивать к средствам произвтдства. Речь не про это.
Mathman, ну это марксизм или большевизм какой-то. Левые времен ВФР, во время 20 века и современные не имеют такой жесткой фиксации на средствах производства.
Сейчас Испания под контролем Испанской социалистической рабочей партии и Sumar (союз лево-прогрессивных, феминистских, зелёных и коммунистических движений), такие правые, такие капиталисты, прям ужас!
Король Филипп VI
Все, никаких леваков не может быть априори в стране с монархией. Это так, ширмочка, чтобы плебс не сильно кудахтал.
Социализм, коммунизм — это априори про средства производства, про однополых — это развлекуха капиталистов.
Анзорик, через суд, как раз, не выселяют. И даже приходится оплачивать счета за воду и электричество, которое ты не потреблял))
Выселяют специально обученные люди за приличный гонорар и довольно эффективно.
>Плюс незыблемость права частной собственности.
Это для кого надо незыблимость права. Для Билл Гейтса, у которого все фамильное дерево в директорах, сенаторах и конгрессменах — незыблимость пава. Частных Билли шкурили так, что возникли тысячи томов юридических книг.
у нас уклад другой
коллектив
общество
поэтому советы и большевизм лег легко на нашу почву
а траблы с развитием экономики Сталин решал с помощью образования и артелей…
если бы мы были протестантами(единоличниками)-мир никогда бы не увидел чудо СССР....
единоличники нужны и тут-это как прививка...
но 85-90% общества ничем не изменить
300 лет романовых-доказательство…
на свободных людей одели кандалы....
по другому они власть бы не удержали так долго....
гений Ленина выручил....
кстати все хают сериал Кончаловского-зря
для школьников норм-и главное указано что это кинороман....
советую всем хейтерам узнать смысл слова -роман…
не вдаваясь в частности, судя по тезисам, этот Вебер плохо разобрался в вопросе, ни чего не понял в чем различие, но книжку настрогать сумел....
чтобы не обобщать Фрейд утверждал, что в любом обществе присутствуют 5-15 % маргиналов и вопрос только в их количестве… а не только в различиях «этики»....
не знаю стоит ли терять время на подробное ознакомление с сим творением
Бог не для того дал людям волю, чтобы указывать, что делать, а что нет.
Когда девочка гордится своим мужчиной, в доме будет покой и радость.
А потом начинается жена неверна, нет гармонии в семье итд. Суко имей яица, умей признавать ошибки и все будет.
При этом хорошо знаю психологию, не прочитав не одной книги по ней)
— А ка вы стали миллионером?
— Купил яблоко, не стал его есть, а продал дороже. На вырученные деньги купил дав яблока, продал и их, снова купил уже четыре… Так и торговал, пока не померла тетка и не оставила миллион $.
Говоря про достаток западных стран, не надо забывать сколько денег было вывезено из колоний.
Так что не их труд стал основой расцвета, а идея «бабло побеждает зло». Назначил аборигена злом — убил его — имущество забрал и вывез в метрополию — продал в метрополии — ты избранный богом и верный протестант.
глупости постите...
1000 лет язычники или верующие отбирали имущество у соседей из каких побуждений?
Основная причина проста — здесь человек приучен быть рабом.
Так исторически сложилось, ещё с дохристианских времён. А всё что у Вас описано, лишь то что из этого следует. К сожалению.
… Что ты только раб, Нео. Как и все, ты с рождения в цепях. С рождения в тюрьме, которой не почуешь и не коснёшься…
Иначе говоря, сантехником ты сможешь заработать больше $ чем у нас, но твои дети тоже будут только сантехниками.
На самом деле чушь полнейшая, нацеленная на доказательство неполноценности русских.
В реальности если кратко, то: не протестанты вышли в космос первыми.
У каждой цивилизации своя ментальность, и успех это умение элит правильно использовать ментальность своего народа, а не ломать ее через колено. Китайцы и южные корейцы не протестанты, но они вполне успешны. В древнем мире был успешен Рим, притом что в эпоху своего расцвета он был языческим, тоже самое можно сказать и про Египет и про Вавилон.
Зачем такая жизнь, если человек работает все время? Ему какой кайф от этого?
Должно быть равновесие между работой и личным временем.
Для меня лично нет разницы между алкашами на заборчике и трейдерами на бирже — и те и те не создают добавочного продукта, и те и те эксплуатируют экономическую уязвимость существующей систему, и те и те балласт в нормальном обществе.
Тот, кто все время помешан на деньгах и работе, такой же конченый, как и тот, кто в принципе ничего не делает и не работает.
А работать по разному можно, и не всегда это на благо. Человек потом устает, переживает, начинает болеть.
Для примера и размышления песня хит 1975 года ABBA (Money):
I work all night, I work all day,Я работаю всю ночь, я работаю весь день,To pay the bills I have to pa-ayЧтобы оплачивать счета, которые я должна оплачивать.Ain't it sadРазве не печально?And still there never seems to beИ всё равно такое чувство,A single penny left for me-eЧто мне не остается ни копейки,That's too bad
Это обычная жизнь протестантов — трудиться как раб в ожидание богатства, чтобы попасть в рай и не достичь богатства и быть оставленным богом. Вы же не будете спорить, что общество не может быть все успешно? Тогда получается, что большинство не достигнут бога. При этом можно даже не верить в бога и быть глубоко фрустрированным в таком обществе. Вера разлита в ежедневных социальных практиках. Бедный у протестантов не просто бедный, это то кто не угоден богу (лузер, прокаженный).
А в православие вам вообще не нужно ничего, что бы быть на позитиве, достаточно просто принять православную систему ценностей. Вы же можете согласиться что самые счастливые моменты жизни вообще не про бабло?
И не надо забывать, что промышленная революция началась в протестантских странах.
Я вот, не смотря на то что родился в России и даже крещен, протестантских текстов прочитал больше чем православных. А сейчас чувствую, что много обмана в протестантстве. Вроде с отдельными тезисами можно согласиться, но по результату получается, что я какой-то не тот, ущербный. А чтобы перестать быть ущербным надо их образ мыслей и их цели принять как свои.
Не ищите черную кошку в темной комнате, если уж ее все равно там нет.
Успех Запада, прежде всего в его агрессивной ментальности, они всю свою историю грабили всех подряд. В итоге награбили столько, что появилась прослойка людей, которым не обязательно было хоть какой-то работой заниматься, но далеко не все могут прожигать жизнь в постоянных пьянках, потому и развитие наук началось, а оно привело в итоге к тому, что Европа потеряла свою власть.
К тому же нет ни какого единого Запада кроме как в голове наших пропагандистов. Они к «Западу» теперь прилетают и Болгарию, и Польшу, и Румынию )
Запад есть Запад, вот кто начинал крестовые походы, и кто ходит в них (пусть и под другими девизами, но все же) по сей день, те и есть Запад.
Запад с крестовыми походами — это плохо, а поход Ивана Васильевича на Казань — это скрепно? Или походы Ермака?
Поход на Казань был не для того чтобы пограбить, под благовидным предлогом, а для того, чтобы как раз таки прекратить постоянные грабежи, и прежде всего увод в полон наших людей.
Кроме того европейцы грабили заведомо богатых (ооочень богатых): мусульман, евреев и византийцев. А какие такие богатства награбили Иван Васильевич с Ермаком?
Теперь кремлевский кооператив завез в расеястану с огромным запасом ваххабитской и талибской «этики».
Так что жрите дарахие расеястанцы-не обосритесь.
А Спепан Разин грабил нищебродов? Ермак тоже в поход отправлялся, чтобы школы строить, университеты основывать? )
Любые походы в те времена сопровождались грабежами. Более того, у казачества добыча во время походов была в основе доходов и в значительно более поздние времена. Читали, что писал Деникин про обозы с награбленным, которые шли с отрядами Мамонтова и Шкуро после их рейда она Москву.
Ничего менять не нужно, мы сами и меняемся и приспосабливаемся. Эта разница позволила нам выжить и выиграть. Судить о российском обществе, просматривая лишь только через призму немецкого ученого, жившего в 19-20 веке, в корне неверно, да и абсурдно.
moreknig.org/dokumentalnaya-literatura/publicistika/249258-zapreschennaya-ekonomika-chto-sdelalo-zapad-bogatym-a-rossiyu-bednoy.html
www.rulit.me/data/programs/resources/pdf/Zykin_Zapreshchennaya-ekonomika-Chto-sdelalo-Zapad-bogatym-a-Rossiyu-bednoy_RuLit_Me_620589
«полуфеодальная промышленность» к 1917 году наработала столько вооружений, что с лихвой хватило не только на Первую мировую, но ещё и на 4 года Гражданской войны.
И ещё загляни в «Как оболгали великую историю нашей страны» Дмитрий Зыкин
www.rulit.me/author/zykin-dmitrij
www.rulit.me/author/zykin-dmitrij/kak-obolgali-velikuyu-istoriyu-nashej-strany-download-346521.html
про «голодные бунты» в Петрограде 1917, где норма хлеба на карточку 800 г, а крупа-мука по твёрдым ценам без ограничений.
К этому времени в тылу Германии от голода умерло 700 тыс, в столице Австро-Венгрии на карточку 100 г хлеба.
PS Если кто книг не читает, смотрите кино pravoslavie.ru/142897.html
Там — сын божий.
Так оно и пошло.
itexts.net/avtor-ha-dzhun-chhan/113090-nedobrye-samarityane-mif-o-svobode-torgovli-i-taynaya-istoriya-kapitalizma-lp-ha-dzhun-chhan.html
До немецкого экономического подъѐма середины XIX в., британцы привычно считали немцев «тупыми и мрачными людьми»». «Лень» было тем словом, которое часто связывали с немецкой натурой… И не только британцы. Французский производитель, нанимавший немецких работников, жаловался, что они «работают как и когда им заблагорассудится».
Ещѐ британцы считали немцев тугодумами. По словам Джона Рассела (John Russell), писателя и путешественника 1820-х годов… они не были открыты новым идеям: «проходит много времени, прежде чем [немец] приходит к пониманию смысла того, что для него внове, и трудно пробудить в нём рвение в постижении оного». Не удивительно, что они «не отличались ни смекалкой, ни энергией», как заметил другой британский путешественник середины XIX века...
Британские путешественники начала XIX в. находили немцев ещё и жуликоватыми –«ремесленник и лавочник обманывают вас, где только могут, хотя бы и на невообразимую мелкую сумму, лишь бы только обжулить … Такое мошенничество повсеместно», писал сэр Артур Брук Фолкнер (Arthur Brooke Faulkner), британский военный врач.
И те же нелестные отзывы о национальном характере другой, образцовой ныне, нации — японцах. Пока правительства этих стран на взялись за подражательную индустриализацию по рецептам книги
«Национальная система политической экономии» Фридрих Лист
royallib.com/book/list_fridrih/natsionalnaya_sistema_politicheskoy_ekonomii.html
Изменился не национальный характер, а материальное бытие.
Это либералы рафинированные, респектабельные — мягко стелют. А либералы вульгарные из «свидетелей Навального» режут напрямик: холопы, рабы, внуки и дети рабов.
И это после того, как мы в 1991 демократически привели либералов во власть.
К чему пришли? Что нас шпыняют «неправильным менталитетом» и национальной неполноценностью. Только что за Гитлером не повторяют дословно про недочеловеков-унтерменш.
Российская вековая беспросветность — культ Карго.
Протестанты — между человеком и богом нет посредников.
Когда мы говорим, что Камуняки, Гайдаристы и прочее Левачьё есть богомерзкие сектанты, снижающие Уровень Потребления, надеюсь, логика понятна?).
Оба-на...!
Я часто вспоминаю свой первый жизненный урок, когда мне набили морду за то, что я занял первое место в конкурсе «Алло, мы ищем таланты!». Оказывается, это не уголовно-тюремный уклад малых городов и поселков России, который дети бывших зэков и «химиков» впитали с молоком матери. Это православная традиция)))