1. Министр финансов Антон Силуанов, являющийся также управляющим от Российской Федерации в МВФ,
направил письменное заявление в адрес 52-го пленарного заседания МВФК, которое прошло в Вашингтоне 16–17 октября. В нем Силуанов отчитался о своей деятельности в качестве представителя МВФ в России, а также сформулировал ряд пожеланий к руководству Фонда в контексте состояния российской финансовой системы, экономики в целом и их интеграции в мировую финансовую систему. Напомним, что деятельность Центробанка РФ (и, опосредованно, Минфина) контролируется МВФ персонально через руководителей банковско-финансового блока. Соглашение между МВФ и ЦБ содержит главу IV — «Обязательства в отношении валютного режима». В ней, среди прочего, содержится ключевая фраза:
«Фонд осуществляет контроль над международной валютной системой для обеспечения её эффективного функционирования, а также контролирует выполнение каждым государством-членом своих обязательств по разделу 1 настоящей Статьи. (b) В целях выполнения своих функций, изложенных в подразделе (а) данного раздела, Фонд ведёт строгий надзор за курсовой политикой государств-членов и устанавливает конкретные принципы, которыми руководствуются все государства-члены в отношении указанной политики».
Соглашение также включает многочисленные обязательства ЦБ перед МВФ, включая предоставление информации (по стандартам МВФ) о состоянии всех отраслей российской экономики и движении финансовых потоков, включая оборонно-промышленный комплекс.
2. Силуанов начинает своё заявление с оправданий ответных мер России на западные санкции:
«Геополитическая борьба дорого обходится всем странам, так как провоцирует проведение несбалансированной фискальной политики», — отмечает он, добавляя, что
«действия крупных экономик вынуждают другие страны (читай — Россию) принимать ответные или защитные меры, что создаёт спираль протекционизма».
После дежурных пожеланий МВФ —
«эволюционировать от механизма антикризисного реагирования к институту управления трансформацией мировой финансовой системы, продолжить совершенствование традиционных механизмов» и т. д. — можно выделить основное требование министра финансов (во множественном числе, очевидно, от имени России):
«Призываем МВФ к активной разработке рекомендаций странам по мобилизации внутренних ресурсов».
3. В России указания миссии МВФ, которая прямо ставила «четыре приоритетные задачи — принять бюджетное правило, достичь уровня инфляции в 4%, продолжить реформы в финансовом секторе, осуществить решительные меры по реализации структурных реформ», были приняты ЦБ к неукоснительному исполнению. Результат — рецессия экономики, признаки которой зафиксировал ЦМАКП в октябре. Тем не менее, Силуанов, в лучших бюрократических традициях, отчитывается об успехах, якобы достигнутых российской экономикой вследствие соблюдения требований и стандартов МВФ: снижении безработицы и росте (якобы) реальных доходов. При этом министр умалчивает о снижении промышленного производства до критического уровня, падении роста ВВП до статистической погрешности в 0,6% на фоне мирового роста в 3,2%, а также о нарастании кризисных явлений в реальном секторе.
4. Заявление Силуанова, в котором он подчёркивает приверженность России принципам монетарной политики МВФ, не только противоречит его же собственному утверждению от октября 2024 года:
«Международный валютный фонд не работает в интересах стран БРИКС и не выполняет свои функции. Необходимо создать альтернативу МВФ для противодействия политическому давлению со стороны западных стран», —
но и фактически означает, что Минфин и ЦБ открыто заявляют о своём несогласии с концепцией перехода к «экономике предложения» нового технологического уклада, которую официально поддерживают Президент и Председатель Правительства РФ.