Блог им. boing

Что-то больше никто не расписывает брошки Эльвиры Набиуллиной. Хотя нам кажется, что мы знаем какая ей подошла бы сегодня…
«Мы не видим переключения граждан с рублевых сбережений на иностранную валюту — наличную или иную», – отметила (https://t.me/vedomosti/66292) глава Центробанка сегодня на пресс-конференции (https://smotrim.ru/article/4684293).
И может показаться, что это действительно так, ведь в августе продажи валюты в России упали до рекордного минимума с 2022 г. ($6,2 млрд).
Только этому есть очень простое объяснение: после отмены обязательной продажи выручки экспортерами, предложение валюты упало вдвое по сравнению с 2024 г. При том что спрос на валюту вырос (https://t.me/kremlin_mother_expert/23296) до $33,4 млрд, — максимума с конца 2024-го.
В тоже время в первом полугодии 2025 года сбережения россиян в наличке выросли (https://t.me/ejdailyru/352577) на $1,4 млрд и достигли $93,5 млрд, следует (https://t.me/dirtytatarstan/74289)из данных самого ЦБ. Это наибольший прирост с первой половины 2022 года.
Новый век (https://t.me/Wek_ru)

Спрос на валюту резко растет, а предложение валюты на внутреннем валютном рынке России значительно снизилось
В августе продажи валюты составили всего $6.2 млрд – это минимум за весь период ведения статистики с янв.22, прошлый минимум был $6.9 млрд в июл.23. В период, когда действовали нормативы на продажу валютной выручки в различных вариациях, минимум был в мае этого года – $7.5 млрд.
С конца августа полностью отменили нормативы по продаже валютной выручки.
Как заявляет ЦБ:
«Компании накапливали иностранную валюту, чтобы погасить обязательства перед кредитными организациями, при этом доля рубля в экспортной выручке ряда компаний продолжила возрастать».
За 3м среднемесячные продажи составили $7.6 млрд (минимум с сен.23, а мин – $7 млрд в авг.23), за 6м – $8.4 млрд (минимум с окт.23 – $8.7 млрд, а мин – $7.7 млрд в сен.23).
Устойчивый тренд на снижение продаж начался с сен.24 (до этого стабильно было $13-13.2 млрд в месяц), далее стабилизация с дек.24 до май.25 на уровне $10.6 млрд и возобновление снижения с июн.25.
Сейчас объем продажи вдвое ниже, чем в середине 2024 и на минимумах за три года. Каждый раз, когда 3м средняя опускалась до $9 млрд и ниже, рубль активно девальвировался (с июн.23 по окт.23 и с сен.24 по ноя.24).
Курс USD/RUB полностью проигнорировал существенное изменение предложения валюты, присосавшись к уровню 80 (80.12 в августе, 78.77 в июле, 78.98 в июне и 80.2 в мае), с мая средний курс 79.52.
Нет изменения курса рубля и с начала сентября – 80.94.
Несмотря на сокращение чистых продаж крупнейших экспортеров, общий объем предложения валюты юридическими лицами (без учета банков) на внутреннем валютном рынке в августе вырос на 21.6% м/м (основной рост произошел за счет нефинансовых компаний) и составил $30.4 млрд vs $25 млрд в июле, $19.1 млрд в июне и многолетнего минимума – $18 млрд в мае по сравнению с $32.6 млрд в 4кв24 и $33.7 млрд в 2П24.
Одновременно с ростом предложения растет и спрос на валюту – $33.4 млрд в августе (максимум с дек.24!), $26.2 млрд в июле, $19.8 млрд в июне и $19.9 млрд в мае vs $32.9 млрд в 4кв24 и $35.8 млрд в 2П24.
В период экстремально крепкого рубля (май-август) совокупный спрос на валюту составил $99.4 млрд ($24.9 млрд в среднем за месяц) при предложении $92.5 млрд ($23.1 млрд), разрыв закрывался финансовым сектором и продажей валютой со стороны ЦБ.
Августовский спрос в 1.7 раза, чем в мае-июне и соответствует пиковому спросу в период «слабости» рубля в 4кв24.
Крупнейшие экспортеры формируют около 38-40% от предложения валюты среди нефинансового сектора, однако ближе к 90-95% формируют от чистого внешнего притока в условиях закрытых каналов фондирования.
Со стороны физлиц чистые покупки валюты по различным каналам составили 89 млрд руб в августе, с начала мая – 398 млрд vs 547 млрд в 2024 и всего 203 млрд в 2023, т.е. в сравнении с 2023 спрос удвоился.
За 8м25 население купило валюты на 673 млрд руб vs 1106 млрд в 2024 и 770 млрд в 2023, однако, в 2024 в сентябре-декабре были чистые продажи на 36 млрд в совокупности (1070 млрд по итогу 2024 и 1476 млрд по итогу 2023).
Какие тенденции на валютном рынке?
🔘Внешнее предложение валюты на рекордном минимуме;
🔘Спрос на валюту растет до пиковых показателей 4кв24, население активизируется на валютном рынке с достаточно интенсивными покупками.
Учитывая, что предложение валюты на внутреннем рынке фундаментально ограничено (банки в значительной степени ушли с валютного рынка, держатели валюты не заинтересованы в продаже при рекордно крепком рубля и при невозможности накопления валютной позиции из-за внешних ограничений), девальвация рубля абсолютно неизбежна (в условиях вдвое распухшей рублевой денежной массы с начала 2022).
Spydell
В комитете Госдумы по международным делам заверили, что денонсация конвенции не снизит уровень гарантий в области предупреждения пыток в России.
Официально-«Проект о денонсации внес президент Владимир Путин после предложения премьер-министра Михаила Мишустина. Конвенцию Россия подписала в 1996-м, став членом Совета Европы, документ вступил в силу для Москвы через два года. В 2022-м Россия вышла из Совета.
В пояснительной записке к законопроекту сказано, что Россия с 2023 года не представлена в Европейском комитете по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения (создан согласно конвенции) из-за блокировки Советом Европы процесса избрания нового члена от нее. Комитет игнорировал обращения по вопросу обеспечения российского представительства, несмотря на предусмотренный конвенцией принцип сотрудничества, отмечено в записке.»
Слазим с иглы?

Среднесрочный (до начала 2030-х годов) период будет, по всей вероятности, характеризоваться серией серьёзных и взаимно переплетенных сдвигов макроэкономического, структурного и социального характера
, объясняют эксперты ЦМАКП в своем новом докладе «Тринадцать вызовов среднесрочного периода (http://www.forecast.ru/_ARCHIVE/Mon_13/2025/TT13_2025.pdf)».
В самом кратком изложении эти вызовы выглядят так
Эпоха экстенсивного роста РФ-экономики близка к завершению, два мощных драйвера – бюджетные расходы и сырьевой экспорт — разогнали её до предельной скорости, но сейчас экономика стоит перед лицом «большой коррекции» — резкого схлопывания спроса в случае сокращения правительственных расходов. Главный вопрос от ЦМАКП —
сможет ли экономика перейти к модели интенсивного роста, основанной на технологиях и производительности, или ее ждет стагнация.
Эксперты ЦМАКП приходят к выводу о существовании нескольких фундаментальных противоречий, делающихт управление экономикой в предстоящий период крайне сложным:
1. Противоречие между «стабильностью» и «эффективностью». Правительство наращивает «контуры стабильности» («импортозамещение», госконтроль), что снижает экономическую эффективность из-за высоких издержек и субсидий. ЦМАКП указывает на риск «неоправданной манипуляции правовыми нормами» в интересах госсектора.
2. Противоречие между высокими зарплатами и низкой производительностью. За 2022-2025 гг. реальные зарплаты выросли на 22%, а ВВП — лишь на 8.5%, подсчитал ЦМАКП. Это создает «ножницы»: либо производительность труда должна резко вырасти (что требует колоссальных инвестиций), либо зарплаты начнут снижаться через инфляцию, что чревато «дестабилизацией на волне недостижимых ожиданий».
«не производительность труда будет «подтягиваться» к резко повысившейся реальной заработной плате, а наоборот – заработная плата (через инфляцию, прекращение стимулирующих выплат и др.) начнет «подтягиваться» к очень невысокой в ряде секторов производительности»
3. Противоречие в инновационной системе. Государство финансирует 2/3 НИОКР (самый высокий показатель среди развитых стран), но бизнес не видит в этом ценности и не наращивает свои расходы. Результат — стагнация доли затрат на НИОКР в ВВП на крайне низком уровне (ниже Бразилии и Турции). Создается замкнутый круг: государственные НИОКР не востребованы бизнесом, а бизнес не создает спрос на технологии.
4. Противоречие между сбережениями и инвестициями. В экономике накапливается гигантский разрыв между сбережениями и инвестициями (5-7% ВВП). Сбережения уходят в «проинфляционный навес» на депозитах или выводятся за рубеж (чистый отток капитала), вместо того чтобы финансировать модернизацию. Дорогие деньги (высокие ставки ЦБ) усугубляют эту проблему, делая инвестиции недоступными. (это любимая тема ЦМАКП – вот если финансовый регулятор даст добро на эмиссию, так экономика и заработает)
5. Противоречие «трехконтурной» экономики. Экономика распадается на три изолированных контура: экспортный, государственный и внутренний бизнес. Это грозит разрывом единого экономического пространства, конкуренцией за ресурсы (кадры, капитал) и возникновением «паразитных» форм интеграции между ними (перепродажа льготных ресурсов, корпоративные войны). (вообще-то Гирш Фельдман объяснял эту штуку товарищу Сталину (https://t.me/moneyandpolarfox/10612) почти сто лет назад, как работает «двухсекторная модель экономики», только они считали это ключом к «ускоренной индустриализации»)
Россия является мировым лидером по проценту женщин в населении. Показатель составляет 63%, а мужчин — всего лишь 37%. Мужчин больше в возрасте до 35 лет, а женщин — старше 35 лет. Самая большая разница наблюдается в категории от 60 лет. @banksta