Блог им. Zashibis
Вчера была тяжёлая новость: в Индии разбился Boeing 787-8, и из 242 человек выжил только один пассажир — мужчина, сидевший на месте 11A. Такие истории всегда выбивают из колеи — от новостей о катастрофах становится не по себе, даже если сам не боишься летать.
Но как ни странно, именно из каждой подобной трагедии авиация становится безопаснее. Авиастроители всего мира разбирают каждую аварию буквально по винтику — и потом дорабатывают конструкции, меняют стандарты, чтобы подобное не повторилось.
Поэтому сегодня полёты — это самый безопасный вид транспорта
Я решил подойти к этому вопросу с помощью нейросети — разобраться, действительно ли место 11A такое “особенное”, или просто случайность. Заодно понять, есть ли вообще “правильный” выбор кресла, если хочется минимизировать риск.
Сначала я поискал статистику именно по Boeing 787-8, но оказалось, что это была первая в истории Dreamliner катастрофа со смертельным исходом. До этого — с 2011 года — ни одной гибели пассажиров на этом типе не было, несмотря на мелкие инциденты и даже проблемы с аккумуляторами в 2013-м.
Тогда пришлось обратиться к «обобщённой» статистике: самолёты, как ни крути, устроены похоже, и общие рекомендации всё равно работают.
Журнал TIME в 2015 году сделал анализ по данным FAA:
Взяли 17 крупных авиакатастроф (1985–2000), где были и погибшие, и выжившие, и где известны схемы посадки.
Самая низкая смертность — в задней трети салона (32%). В средней — 39%, в передней — 38%.
Самые “удачные” — средние кресла в хвосте (28% летальности). Самые неудачные — проходные в середине (44%).
Почему хвост «спасает»?
Чаще всего при авариях основной удар приходится на нос, а задняя часть деформируется меньше (особенно если фюзеляж ломается или горит только спереди).
Например, в катастрофе Azerbaijan Airlines в декабре 2024 года большинство выживших тоже оказалось в задних рядах.
Роль аварийных выходов
Исследование Университета Гринвича показало: если вы находитесь в пределах 5 рядов от выхода — шансы выбраться выше, просто потому что можно успеть эвакуироваться быстрее остальных.
НО! Это работает только если сам выход доступен (нет огня, завалов, дыма).
Что влияет на выживаемость?
Тип аварии: Иногда бывает, что огонь или удар приходятся именно на хвост, и тогда шансы спереди.
Случайность: Бывает, что погибшие и выжившие сидят буквально рядом.
Дисциплина: Пристёгнутый ремень, внимательность, быстрый отклик на инструкции экипажа — это реально важнее “правильного” места.
В случае с рейсом Air India, похоже, что ключевую роль сыграла близость к аварийному выходу, несмотря на тип падения самолета. Пассажир, как пишут СМИ, сумел выбраться сразу после падения — и это дало шанс выжить, несмотря на общую трагедию.
Boeing 787-8 — стандартные ряды:
Конфигурация | Задние ряды | Места у аварийных выходов | Примечания |
---|---|---|---|
240 мест | 34, 35 | 23 (A, B, C, H, J, K) | 23A, 23K — без окна |
184 мест | 35 | 25 (A, B, C, H, J, K) | 25A, 25K, 32A, 32K — без окна |
Аварийные выходы: есть спереди, в середине (ряд 23/25) и в хвосте.
Рекомендуется: если хотите “играть в статистику”, берите средние места в последних рядах (34C, 34H) или рядом с выходами, если они доступны.
Нейросеть и статистика сходятся: лучше всего выбирать место в задней части салона или рядом с выходом. Но никакой гарантии это не даёт: каждый случай уникален, и безопасность зависит в основном от удачи, а потом уже от места, но и от нашего поведения.
Я на работе разрабатываю решения на базе ИИ, и постоянно использую нейросети. Для себя коллекционирую самые эффективные способы применения нейросетей — как для жизни, так и для работы. Всё, что реально работает, выкладываю сюда:
👉 Каталог полезных кейсов по эффективному применению ИИ на работе и жизни
а где берет базу ИИ?
А если, где сами ллм берут данные для обучения, то на данных в интернете (текст, аудио, видео ). книги, скоро и из реальной жизни — очки те же + тем, что внутри компании обучат и какой контекст добавят
но вопрос был в другом.
где берут ИИ базы, на основе которых выдают решения?
вот и ответ.
Многие думают, что ИИ это сверхумное, но пока это сверхбыстрое, не более...)
Но этой способности оказалось достаточно, чтобы некоторые задачи решать очень эффективно