Почему «ВКонтакте» не будет стоить 10 миллиардов долларов
Александр Поливанов
Со времени объявления сделки по приобретению фондом UCP 48 процентов акций «ВКонтакте» прошло уже больше недели. Однако обсуждать сделку в Сети не прекращают — слишком уж много загадок сопутствовало этой истории. Одна из неразгаданных до сих пор тайн — во сколько покупатели оценили социальную сеть. Или — если задать более общий вопрос — сколько можно заработать на сайте с 200-ми миллионами зарегистрированных пользователей?
UCP сумму, уплаченную почти за половину «ВКонтакте», называть отказывается; впрочем, СМИ охотно делают это за него. В Hopes&Fears писали, что сделка прошла из расчета в 2,8 миллиарда долларов, в Forbes — что в 2,2 миллиарда долларов, хотя изначально акционеры соцсети оценивали актив в 3,1 миллиарда.
Не так важно, какая именно из этих трех цифр верна, важно, что «ВКонтакте» по всем оценкам стоит больше двух миллиардов долларов. Это выдающийся результат как на фоне реальной экономики («Аэрофлот» по котировкам Московской биржи на рынке оценивается дешевле), так и на фоне интернет-активов (весь «Яндекс» — поисковик с мировым именем — стоит 7,9 миллиарда долларов).
Наконец, это феноменальный результат, если сравнить стоимость «ВКонтакте» с его финансовыми показателями. О том, как в этом плане работала социальная сеть в последние кварталы, можно только догадываться (детально «ВКонтакте» отчитываться не обязана, поскольку ее акции не торгуются на бирже), но известно, что выручка соцсети в 2011-м составила 3,29 миллиарда рублей, а в 2012-м этот показатель вырос на 44 процента. То есть за последний год «ВКонтакте» принесла 4,7 миллиарда рублей выручки. Даже если предположить, что в какой-то момент вся выручка компании будет доставаться исключительно акционерам (то есть расходы соцсети сократятся до нуля), инвесторам придется ждать с десяток лет, чтобы их вложения окупились.
Может показаться, что на фоне иностранных социальных сетей (LinkedIn с сопоставимым количеством пользователей оценивается в 20,7 миллиарда, Facebook — в 62 миллиарда), «ВКонтакте» стоит не очень много. Однако оценка в 2-3 миллиарда долларов кажется справедливой для «Вконтакте» — сети, вторичной по отношению к конкурентам и ориентированной только на русскоговорящих пользователей. Настолько справедливой, что широко растиражированное намерение UCP за пять-десять лет увеличить капитализацию сети до 10 миллиардов долларов выглядит утопичным.
Вот несколько причин, по которым этого не произойдет никогда:
«ВКонтакте» — крайне рисковый актив. И дело тут не в том, что Павла Дурова могут в скором времени посадить в связи с наездом на полицейского. Дело в том, что пока структура акционеров компании выглядит потенциально конфликтной: два крупных акционера, которые состоят в отношениях из разряда «все сложно» (насколько сложно — мы, правда, не знаем), плюс «маятник» Дуров, имеющий возможность примыкать то к одному, то к другому для принятия конкретных решений. Кроме того, Дуров — еще и гендиректор «ВКонтакте», а значит он в состоянии уничтожить компанию изнутри — особенно если ему не понравится политика других акционеров. Главный актив «ВКонтакте» — не офис с компьютерами, не серверы и даже не 200 миллионов зарегистрированных пользователей. Главный актив — разработчики, которые сумели сделать «ВКонтакте» по ряду показателей самой удобной социальной сетью в мире. Их Дуров всячески пестует, платит им бешеные деньги. Нетрудно представить, что они пойдут за ним, если вдруг что. Разрушение «ВКонтакте» изнутри — один из вариантов, который наверняка Дуров держит в своем эксцентричном уме.
«ВКонтакте» — репутационно небезупречный актив. Если UCP действительно хочет вести «ВКонтакте» на IPO, то ему предстоит объяснить потенциальным инвесторам, как в сети появляется нелегальный контент — и собирается ли социальная сеть с ним бороться. У Mail.ru, когда она выходила на биржу, это более или менее получилось, но в то время «ВКонтакте» был лишь одним из активов группы, в котором у нее не было контрольного пакета. Если же UCP откажется от пиратского контента, российская социальная сеть лишится одного из своих конкурентных преимуществ.
«ВКонтакте» — интернет-актив. Из крупных интернет-компаний, которые в последние годы разместили акции на бирже, лишь немногие могут похвастать ростом котировок. У Groupon, Facebook, «Яндекса» и многих других акции торгуются ниже цены размещения: оказалось, что найти стартовых покупателей на ценные бумаги интернет-гигантов еще хоть как-то было можно, а вот затем их акции стали дешеветь. После IPO Facebook, приведшего к многомиллиардным убыткам инвесторов, к интернет-компаниям относятся с гораздо большей подозрительностью, чем раньше. Есть немалая вероятность того, что через десять лет интернет-бум полностью стихнет, а вместо него на рынке возникнет какой-то другой пузырь.
«ВКонтакте» исчерпал потенциал для роста. У российской социальной сети уже 200 миллионов пользователей — еще немного, и «ВКонтакте» получит абсолютное большинство русскоговорящего населения планеты. Это значит, что повышение капитализации лежит в монетизации контента. «ВКонтакте» недопродан по сравнению с тем же Facebook, и теоретически в этом есть потенциал, но в действительности отсутствие навязчивой рекламы многими воспринимается именно как конкурентное преимущество социальной сети. Как только ее начнут усиленно продавать, пользователи из «ВКонтакте» могут перейти на другие площадки.