Блог им. fedorz
Решил для себя и для истории сформулировать ожидания по геополитике. Будет ли мир в ближайшие 1-2-3 месяца, тот самый «мир до мая» на котором еще недавно рос рынок.
Ведь весь рынок крутится вокруг этой темы, как никак. Понятно, что хотел бы я как и все, чтобы все закончилось и мы вернулись к нормальной жизни впервые с COVID (пять лет уже без нормальности!!), но мои желания влияние на ход событий имеют нулевое, а управление сбережениями на фондовом рынке требует предсказания как будет на самом деле, а не моих позитивных «хотелок», поэтому попытаюсь сделать такое предсказание не отвлекаясь на то чего я хочу или не хочу.
Итак, для начала давайте разберем первопричины конфликта. Как это вижу я, главный триггер начала СВО для элиты РФ и конкретно ВВП в том, что существовавший на момент 2022 года статус кво делал военный конфликт с Украиной неизбежным и вопрос был только кто начнет первым и в каких условиях. Причина – наличие у Украины с РФ территориального спора (Крым и частично ДНР, ЛНР которые были де факто под нашей протекцией), намерения у Украины силой а не политически решить вопрос с ДНР и ЛНР. Эти два фактора давали железный ПОВОД для конфликта. Кроме того, Украина планировала вступить в НАТО и занималась активным военным строительством при поддержке Запада, набирала опыт и практику в борьбе с ДНР, ЛНР. Это в свою очередь создавало растущую ВОЗМОЖНОСТЬ для Украины начать конфликт. Теперь когда СВО давно идет, видно как такой конфликт с Украиной мог бы вспыхнуть в будущем – начаться он мог бы с любой непонятной ситуации на границе с ДНР/ЛНР, далее «военный ответ» Украины с мощной PR кампанией, Запад занимает про украинскую позицию, полностью игнорируя позицию РФ и начинаются военные действия Украины при полной поддержке Запада. Место и время были бы выбраны Украиной и она имела бы преимущество. В результате как я понимаю власти РФ решили обострить ситуацию, поднять ставки до ультиматума Западу по поводу всей архитектуры региональной безопасности в конце 2021 года, с тем чтобы не допустить продвижения НАТО в Украину и избежать хотя бы участия Запада в этом потенциальном конфликте. Тут не было успеха и в итоге началось СВО, целью которого было просто вызвав шок принудить всех к быстрым переговорам, не было идеи вести затяжные военные действия, отсюда очень ограниченный контингент, и поначалу это сработало, переговоры дали хорошее соглашение в апреле 2022, но далее Украина и Запад предпочли дипломатии боевые действия в попытке нанести РФ «стратегическое поражение» и так решить все вопросы.
В итоге мы сегодня здесь спустя 3 года.
Теперь о возможных решениях на тему СВО.
Считаю, что решение начать СВО могло быть самым тяжелым для ВВП за всю его жизнь по понятным множественным причинам. И то что он его все равно принял означает, что риски статус кво он оценивал НАСКОЛЬКО ВЫСОКО, что не начать было нельзя. Паника населения, экономический шок, сопротивление элиты, риск дестабилизации в стране, риск ядерной эскалации и т.п.– все эти гигантские последствия были приняты в тот момент ради возможности изменить ситуацию. Это было тяжелое решение. А значит ситуация в 2022 году оценивалась как АБСОЛЮТНО НЕПРИЕМЛЕМАЯ. Это очень важно понимать.
На фоне этого решение продолжать СВО – многократно более простое. Это как в физике – сдвинуть объект гораздо труднее чем поддерживать его движение. Страна в значительной степени адаптировалась, есть поражения, но есть и заметные военные успехи, предположу что у элиты есть понимание что динамика сейчас в пользу РФ, и есть план действий как достичь победы и умыть всех кто требовал поражения РФ. Поэтому сохранить все как есть – это самое простое для них решение на сегодня.
Остановка СВО – намного более тяжелое решение. Потому что в случае остановки на длительное перемирие принять затем решение о его прекращении и возобновлении боевых действий будет снова сравнимо с решением о начале СВО, оно снова будет достаточно тяжелым, тк все уже начнут перестраиваться на мирные рельсы, питать надежды, строить планы, придется разворачивать общество, объяснять что мы делаем читая в телевизоре лекции по истории конфликта и т.п. Уверен такое решение о возобновлении СВО принимать не хочет НИКТО. К тому же Украина которой крайне выгодно перемирие сможет сильно усилить оборонительные позиции, провести ротацию, получить новое оружие, обучить мобиков и потом для нас снова двигаться против уже усиленных, укрепленных позиций станет многократно сложнее. Вобщем, остановка СВО это очень сложный выбор.
Тут можно сделать важный вывод, что логика принятия решений заставляет элиту РФ принять решение о перемирии ТОЛЬКО если предложенная архитектура безопасности точно гарантирует им радикальное улучшение ситуации относительное статус кво на 2022 год, чтобы не было необходимости возобновлять боевые действия.
А именно, мы должны устранить риск прямого военного конфликта вокруг Украины с группой стран Запада, который существовал на начало 2022 как было описано выше:
То есть необходимо международное признание территорий хотя бы в границах по ЛБС и хотя бы крупными странами Запада. Только в этом случае потенциальный будущий конфликт будет восприниматься ими уже агрессией Украины и не будет иметь их поддержки, что сильно снижает риски поражения для РФ (если будет конфликт, то грубо говоря 1 на 1)
Поскольку пункт 1 выше про территории точно не будет выполнен в полном объеме (Украина точно ничего не признает), возможность вступления в НАТО даже в будущем например при новой администрации США сохранит риск возобновления конфликта, в том числе и со всем блоком в результате какой нибудь провокации. В случае наличия спорных территорий НАТО может стать «в обороне» признанных территорий, сняв эту нагрузку с ВСУ, а ВСУ будет заниматься наступательными операциями в новых регионах РФ. Это неприемлемо.
Эти два пункта я считаю это программа «минимум». Программа «максимум» — это плюс ограничения на ВСУ по размеру и типам вооружений, смена элиты в Украине, статус русского языка, договоренность с НАТО о границах расширения и размещения систем вооружений и т.п.
Пока нам не предлагают даже «минимум». Полного соответствия этим целям нет по обоим пунктам. А значит предложенное решение точно неприемлемое.
Главным образом потому что мирная инициатива сейчас исходит только от Трампа, соответственно и его отказ от НАТО для Украины и его признание Крыма следующий президент США или состав конгресса могут выкинуть в помойку. Это лучше чем ничего, но это слабые гарантии. Украина хочет продолжения боевых действий, соответственно Европа, которая могла бы усилить гарантии для нас, тоже за продолжение боев. Плюс эти текущие предложения Трампа (хотя даже они уже не принимаются Украиной) – половинчатые по территориям, огромные регионы все равно останутся непризнанными а значит могут спровоцировать следующий конфликт.
Отсюда я делаю свой главный вывод – предлагаемое сейчас решение не проходит самый базовый начальный «тест» — на улучшение относительно статус кво 2022 года. Которое было признано ВВП совершенно неприемлемым, настолько что им и элитой РФ были приняты все гигантские риски СВО. Теперь жестче враждебность с Украиной, больше спорных территорий и широта конфликта, ВСУ стали сильнее и опытнее, большое число крупных западных стран мобилизованы Украиной и поддерживают ее финансово и в военном плане. Это все делает ситуацию сильно хуже чем на старте в 2022. Если ВВП принял сверх тяжелое решение начать СВО в 2022 году при более низких рисках будущей безопасности, то остановить СВО на базе текущего предложения он как мне кажется может только в случае военного поражения или признания им невозможности достичь военной победы. Но пока мы наблюдаем продвижение РФ на поле боя и что намного более важно — стачивание военного потенциала Украины, с растущим риском обвала обороны в какой то момент в недалеком будущем. Военная победа не исключена как мне кажется.
Поэтому более легкое решение о продолжении СВО имея текущее предложение Трампа на руках кажется безальтернативным. И правильно было бы сейчас убить надежду, что из него может вырасти мир.
Зачем тогда эти танцы с бубном вокруг переговоров? Во-первых, потому что надо вести переговоры, это важно в любой ситуации. Во-вторых, я считаю просто происходит попытка поиграть в игру Трампа, чтобы в итоге вывести его и США из числа спонсоров конфликта на наилучших для нас, а не для Украины условиях. Для этого Трамп должен несколько приблизиться к РФ и не считать что ему нужно наше поражение, что кажется вполне решаемой задачей, и только ее и решает МИД, как мне кажется. Рассчета получить мир на базе непосредственно текущего переговорного процесса думаю у МИДа нет.
Может ли предложение от США по п. 1 и 2 выше измениться, чтобы переговорное разрешение все таки стало возможным? Это зависит ТОЛЬКО от Украины, решение которой в свою очередь зависит ТОЛЬКО от ситуации на поле боя.
На сегодня Украина в моем понимании считает, что она может продолжать боевые действия, «обменивать людей на территории», повышая цену для РФ и ожидая у последней истощения людей, мотивации и техники для наступления, сидя в обороне с артиллерией, HIMARS-ами и дронами, и в итоге наступление РФ скоро остановится само собой. И далее Украина после длительного накопления сил начнет уже собственное наступление, возможно даже на базе каких то новых прорывных военных технологий опирающихся на научную, технологическую, производственную базу Запада, многократно превосходящую возможности РФ. Будет так или нет, мы не знаем, но это логика Украины как я ее вижу. И так быть может. Поэтому для коллективного Зеленского, который отверг компромисс в 2022 и пошел воевать, теряя сотни тысяч людей и разрушая свою страну возможно на десятилетия и который я уверен даже долго верил в возможность полной победы над РФ, теперь для него этот путь продолжения боев от обороны кажется единственным где он может выйти в итоге победителем и так оправдать потери и свое решение. Поэтому Зеленский не пойдет на уступки по пунктам выше до тех пор, пока этот его сценарий обороны не будет полностью и очевидно сломан на поле боя. А пока он тоже пытается играть в игру Трампа, но даже если в итоге Трамп будет угрожать хлопнуть дверью и уйти наконец, думаю что даже в этом случае Зеленский выберет не останавливать Трампа предлагая мирный компромисс по двум пунктам программы «минимум», думаю он выберет Трампа «отпустить» и продолжить конфликт при поддержке одной Европы. Сидеть в обороне можно и с Европой, так они считают мне кажется.
Поэтому единственное решение которое тут пока видится, вопреки угасающим, но еще живым надеждам на фондовом рынке – военное. Может ли в военном отношении случиться какой то прорыв – отдельный вопрос, но кажется что в ближайшие месяцы он не просматривается. Поэтому решение нас ждет длительное, возможно еще 1-2 года боевых действий.
Посмотрим как будет на самом деле.
Но я пока остаюсь в режиме «2024 light» в отношении инвестирования своих сбережений – предпочитаю валюту несмотря на ее ослабление, надежные качественные компании типа Х5, Сбер, ожидаю очень медленного снижения ставки ЦБ и более высокого уровня нейтральной ставки даже по окончания цикла снижения (не ниже 10%), соответственно жду низких оценок компаний РФ на рынке примерно на уровне текущих ± 20% в зависимости от уровня оптимизма и состояния экономики.











