Блог им. ViktorSmeta

Уважаемые спекулянты, инвесторы и все, кто привык анализировать графики, а не мазки краски!
Решил попробовать запустить рубрику, которая на первый взгляд может показаться далекой от мира финансов. Но поверьте — между анализом рынка и умением видеть суть в произведении искусства гораздо больше общего, чем кажется.
Речь пойдет о Новой Третьяковке на Крымском Валу в Москве — настоящем хранилище художественных «голубых фишек» и «перспективных стартапов» отечественного искусства XX–XXI веков.
Для каждого произведения проведем своего рода «фундаментальный анализ» — разберем контекст его создания, оценим «технические индикаторы» художественного стиля и попытаемся спрогнозировать его культурную и финансовую «капитализацию» в будущем.
Возможно, некоторые из вас сейчас думают: «Какого чёрта? Я пришел сюда следить за фьючерсами, а не за Малевичем». Но уверяю вас — после нескольких выпусков рубрики вы начнете видеть в «Черном квадрате» больше, чем просто образ медвежьего рынка.
Поехали. Сегодня предлагаю онлайн-экскурсию в один из самых неожиданных и ярких залов музея — зал, посвящённый русскому поп-арту.
Многие слышали о поп-арте в контексте Уорхола или Лихтенштейна — западной массовой культуры, банок супа «Кэмпбелл» и портретов Мэрилин Монро. Но у нас, в Советском Союзе, этот жанр получил абсолютно особенную, парадоксальную форму. Он не был гламурным — он был ироничным, часто подпольным, а ещё — удивительно глубоким. У нас он родился не из-за изобилия рекламы, а из столкновения идеологии и повседневности.
Хочу начать с ключевой фигуры неофициального искусства, одного из основателей московского концептуализма и русского поп-арта одновременно — Эрика Булатова.
И первой нашей остановкой будет его культовая картина:

Эрик Булатов — «Слава КПСС», 1975
Когда вы впервые смотрите на эту картину, вас буквально «бьёт» ярко-красный лозунг: СЛАВА КПСС. Эти буквы, написанные словно на транспаранте, висят над безоблачным, поразительно натуралистичным небом.
Именно это столкновение — между идеологией и реальностью — и есть главная тема Булатова.
Картина построена как двойная плоскость:
Кажется, что лозунг буквально перекрывает небо. Это не визуальная метафора — это комментарий к тому, как официальный язык, идеология, «облака в штанах» власти перекрывают личный горизонт человека.
Булатов часто говорил:
«Я не критикую — я фиксирую».—
Но именно эта фиксация реальности, поданная в такой оглушительной форме, производит более сильный эффект, чем прямая сатира.
Булатов был невероятно точен в выборе цветов.
И эти два цвета вступают в жесткий конфликт, буквально борются друг с другом на холсте.
Заметьте, как яркость красного усиливается тем, что он вырезан на фоне неба. Он словно висит в пространстве, но при этом кажется тяжелым, давящим.
Булатов одним из первых в СССР начал говорить на языке современного искусства, но при этом о локальной, советской реальности.
В этой работе он говорит об опыте жизни внутри системы, в которой все видимое становится лозунгом, а все настоящее — уходит на задний план.
И вот парадокс: лозунг славы здесь воспринимается как нечто агрессивное, вторгающееся, тогда как небо — нейтральное, свободное — становится жертвой этой славы.
В 1975 году, когда Булатов пишет эту работу, в СССР всё ещё жив и бодр политический официоз, идеология, показные парады. В то же время всё больше художников, писателей, людей искусства начинают говорить:
«А можно — просто смотреть в небо? А можно — без лозунгов?»—
И вот Булатов как будто пишет эту картину от лица обычного человека, который поднимает голову, но видит не небо, а огромный, глухой текст.
Да, здесь нет банки супа. Но здесь есть:
И, что особенно важно, — работа с поверхностью изображения как с концептом.
Булатов делает невозможное — он превращает идеологию в живопись, и это как раз суть русского поп-арта:
взять официальное, масс-медийное, и увидеть в нём трагикомичную правду.
Интересный факт: Булатов создал две версии этой картины. Первая, написанная в 1975 году, была продана на аукционе Phillips de Pury в 2008 году за 2,15 миллиона долларов, что сделало её самой дорогой работой художника. Вторая версия, «Слава КПСС II», была подарена парижскому Центру Помпиду в 2016 году и теперь находится в его коллекции.
Если вам понравилась онлайн-экскурсия, не скупитесь, поставьте «плюсик», для этого нажмите на «хорошо» под постом.
Зато коллекционирование осталось делом для души — где ещё найдёшь «инвестиции» с таким запахом ностальгии? Спасибо за мудрый коммент и совет!
Главное — не перепутать их с пачкой старых открыток на чердаке, которые внезапно станут раритетом.
Спасибо за интересную историю.