Блог им. billikid

Не все то «восстановление рынка труда», что «снижение безработицы»

 
Сегодня вечером выйдет очередной отчет по рынку труда США, состояние которого в последнее время (как минимум – с декабря 2012 г., когда ФРС ввело «монетарные правила») находится под особо пристальным вниманием финансовых рынков и, прежде всего, рынка UST. Мы полагаем, что какими бы ни оказались мартовские данные по payrolls и безработице, многочисленные проблемы сферы занятости (в широком смысле этого слова) не позволят Федрезерву отказаться от политики QE в 2013 г. А следовательно, делать ставку на рост доходности UST пока вряд ли стоит.
Нет безработного – нет безработицы
Исходя из наиболее «популярного» индикатора рынка труда – уровня безработицы – ситуация в сфере занятости в США планомерно улучшается с середины 2010 г. Напомним, в феврале 2013 г. безработица достигла минимального с конца 2008 г. уровня – 7,7%. Однако при более глубоком анализе сферы занятости вывод об «улучшении ситуации» выглядит в лучшем случае не совсем корректным.
В частности, наблюдаемое сокращение уровня безработицы в США проходит на фоне существенного снижения т.н. participation rate (доля рабочей силы в общей численности населения) – с 66,2% в январе 2008 г. до 63,5% в феврале т.г. Фактически снижение безработицы во многом объясняется не появлением новых рабочих мест и ростом найма, а выбытием людей, отчаявшихся найти работу, из состава рабочей силы.
Частной иллюстрацией «некачественности» снижения безработицы может выступать в данном случае доля занятых в общей численности населения США – она фактически остается неизменной (около 58,5%) после существенного падения в период кризиса 2008-2009 гг.
При этом оптимистичный настрой рынков в отношении дальнейшей динамики payrolls далеко не полностью «разделяется» связанными индикаторами занятости от региональных ФРБ. Причем если некоторые из них (подындексы Empire Manufacturing Survey, Philadelphia Fed Business Outlook Survey) указывают просто на замедление роста, то подындекс занятости от ФРБ Канзас-Сити упал в марте до минимальных с июля 2009 г. -15 п. Примечательно, что, несмотря на подобную динамику подындекса занятости, именно глава ФРБ Канзас-Сити Э. Джордж является единственным членом FOMC, голосовавшим против продолжения QE3 на обоих заседаниях Комитета в 2013 г.
Payrolls – далеко не единственный индикатор, за которым следит ФРС
Декабрьский переход ФРС на «монетарные правила» (безработица – 6,5%, инфляция – 2,5%) не отменяет важность других экономических показателей для определения ДКП. В части рынка труда одним из них является отчет Минтруда США о найме и увольнениях. И, следует признать, что последняя динамика показателей, входящих в него, также не указывает на существенное улучшение состояния рынка труда.
Так, доля нанятых на работу в общей численности занятых за пост-кризисный период не поднималась выше уровня 3,5%, в то время как до кризиса показатель находился ближе к отметке 4%. В терминах доли уволившихся ситуация схожая: «мобильность» рабочей силы остается на пониженных уровнях из-за неуверенности работников в нахождении нового рабочего места в случае увольнения с текущего. Следует отметить, что важность обоих данных индикаторов подчеркнула в середине марта замглавы Совета управляющих ФРС и вероятная «преемница» Б. Бернанке Дж. Йеллен.
Еще одним «слабым местом» рынка труда остается высокая доля лиц, работающих на условиях неполной занятости по экономическим (!) причинам. В частности, несмотря на тенденцию к снижению, неполная занятость в результате сокращения рабочей недели из-за неблагоприятных экономических условий почти вдвое превосходит уровень января 2007 г. (в феврале 2013 г. – 5 млн человек).
Учитывая вступивший в силу секвестр бюджета США, мы не исключаем «разворота» в показателях неполной занятости: сокращение госрасходов может заставить компании перевести работников на сокращенную рабочую неделю, что не отразится на уровне безработицы, но фактически усугубит ситуацию на рынке труда.
«Рекламируемое» в деловых СМИ улучшение ситуации на рынке труда также слабо коррелирует с динамикой числа лиц, получающих продовольственные карточки. Количество получателей food stamps выросло почти вдвое с января 2007 г. и достигло 47,8 млн чел. или 15% от населения США (декабрь 2012 г.).
В целом выше обозначенные тенденции рынка труда США приводят нас к мысли, что даже в случае очередного существенного (в глазах рынка) роста payrolls и снижения уровня безработицы в марте, общее все еще слабое состояние сферы занятости будет и дальше (по крайней мере, в течение 2013 г.) «обосновывать» курс ФРС на QE. Данный посыл, в свою очередь, не предполагает повышательного давления на доходность UST10, прогноз по которой на конец года мы оставляем прежним – 1,9-2,0%.

Газпрмбанк 
★2

теги блога Александр Строгалев

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн