Блог им. azdaz

Способы манипулирования людьми с помощью средств массовой информации

    • 03 марта 2013, 13:03
    • |
    • azdaz
  • Еще
Способы манипулирования людьми с помощью средств массовой информации
Ноам Хомский — американский лингвист, философ, общественный деятель, автор книг и политический аналитик. Заслуженный профессор языкознания в Массачусетском технологическом институте и один и выдающихся деятелей науки XX века. Его фундаментальные труды в области теории языкознания и науки познания получили заслуженное признание в научном и преподавательском сообществе.
Ноам Хомский составил список 10 способов манипулирования с помощью средств массовой информации.
1- Отвлечение внимания
Основным элементом управления обществом является отвлечение внимания людей от важных проблем и решений, принимаемых политическими и экономическими правящими кругами, посредством постоянного насыщения информационного пространства малозначительными сообщениями. Прием отвлечения внимания весьма существенен для того, чтобы не дать гражданам возможности получать важные знания в области науки, экономики, психологии, нейробиологии и кибернетики.
«Постоянно отвлекать внимание граждан от настоящих социальных проблем, переключая его на темы, не имеющие реального значения. Добиваться того, чтобы граждане постоянно были чем-то заняты и у них не оставалось времени на размышления; с поля – в загон, как и все прочие животные (цитата из книги «Тихое оружие для спокойных войн»).
2- Создавать проблемы, а затем предлагать способы их решения
Данный метод также называется «проблема-реакция-решение». Создается проблема, некая «ситуация», рассчитанная на то, чтобы вызвать определенную реакцию среди населения с тем, чтобы оно само потребовало принятия мер, которые необходимы правящим кругам. Например, допустить раскручивание спирали насилия в городах или организовать кровавые теракты для того, чтобы граждане потребовали принятия законов об усилении мер безопасности и проведения политики, ущемляющей гражданские свободы. Или: вызвать экономический кризис, чтобы заставить принять как необходимое зло нарушение социальных прав и сворачивание работы городских служб.
3- Способ постепенного применения
Чтобы добиться принятия какой-либо непопулярной меры, достаточно внедрять ее постепенно, день за днем, год за годом. Именно таким образом были навязаны принципиально новые социально-экономические условия (неолиберализм) в 80-х и 90-х годах прошлого века.
Сведение к минимуму функций государства, приватизация, неуверенность, нестабильность, массовая безработица, заработная плата, которая уже не обеспечивает достойную жизнь. Если бы все это произошло одновременно, то наверняка привело бы к революции.
4- Отсрочка исполнения
Другой способ продавить непопулярное решение заключается в том, чтобы представить его в качестве «болезненного и необходимого» и добиться в данный момент согласия граждан на его осуществление в будущем. Гораздо проще согласиться на какие-либо жертвы в будущем, чем в настоящем.
Во-первых, потому что это не произойдет немедленно. Во-вторых, потому, что народ в массе своей всегда склонен лелеять наивные надежды на то, что «завтра все изменится к лучшему» и что тех жертв, которых от него требуют, удастся избежать. Это предоставляет гражданам больше времени для того, чтобы свыкнуться с мыслью о переменах и смиренно принять их, когда наступит время.
5- Обращаться к народу как к малым детям
В большинстве пропагандистских выступлений, рассчитанных на широкую публику, используются такие доводы, персонажи, слова и интонация, как будто речь идет о детях школьного возраста с задержкой в развитии или умственно неполноценных индивидуумах.
Чем усиленнее кто-то пытается ввести в заблуждение слушающего, тем в большей степени он старается использовать инфантильные речевые обороты. Почему? «Если кто-то обращается к человеку так, как будто ему 12 или меньше лет, то в силу внушаемости в ответной реакции этого человека, с определенной степенью вероятности, также будет отсутствовать критическая оценка, что характерно для детей в возрасте 12 или менее лет.
6- Делать упор на эмоции в гораздо большей степени, чем на размышления
Воздействие на эмоции представляет из себя классический прием, направленный на то, чтобы заблокировать способность людей к рациональному анализу, а в итоге и вообще к способности критического осмысления происходящего. С другой стороны, использование эмоционального фактора позволяет открыть дверь в подсознательное для того, чтобы внедрять туда мысли, желания, страхи, опасения, принуждения или устойчивые модели поведения…
7- Держать людей в невежестве, культивируя посредственность
Добиваться того, чтобы люди стали неспособны понимать приемы и методы, используемые для того, чтобы ими управлять и подчинять своей воле. «Качество образования, предоставляемого низшим общественным классам, должно быть как можно более скудным и посредственным с тем, чтобы невежество, отделяющее низшие общественные классы от высших, оставалось на уровне, который не смогут преодолеть низшие классы.
8- Побуждать граждан восторгаться посредственностью
Внедрять в население мысль о том, что модно быть тупым, пошлым и невоспитанным…
9- Усиливать чувство собственной вины
Заставить человека уверовать в то, что только он виновен в собственных несчастьях, которые происходят ввиду недостатка его умственных возможностей, способностей или прилагаемых усилий. В результате, вместо того, чтобы восстать против экономической системы, человек начинает заниматься самоуничижением, обвиняя во всем самого себя, что вызывает подавленное состояние, приводящее, в числе прочего, к бездействию. А без действия ни о какой революции и речи быть не может!
10- Знать о людях больше, чем они сами о себе знают
В течение последних 50 лет успехи в развитии науки привели к образованию все увеличивающегося разрыва между знаниями простых людей и сведениями, которыми обладают и пользуются господствующие классы. Благодаря биологии, нейробиологии и прикладной психологии, «система» получила в свое распоряжение передовые знания о человеке, как в области физиологии, так и психики. Системе удалось узнать об обычном человеке больше, чем он сам о себе знает. Это означает, что в большинстве случаев система обладает большей властью и в большей степени управляет людьми, чем они сами.


Комментарий от emdrone:
Я бы к этому мог добавить еще кучу методов, которые постоянно шокируют, хлещут как ветки по лицу, когда лезешь через кустарник.
Например:
11- Приём непризнания доказанного
Если признать Х, то придётся жить, поступать, вырабатывать мнения с учетом того, что в прошлом уже был этот факт-Х.
Если же в СМИ, в парламенте отказываться признавать давно всем очевидное ГОДАМИ (методом например назначения бесконечных комиссий по расследованию, которые в надцатый раз должны, наконец «окончательно установить» уже давно и так установленное и всем известное), то выводов и изменения действий можно избежать. Так поступают с терактами 11 сентября 2001 года, с причинами банковского кризиса и с кучей центральных для власти проблем.
12- Принцип 5-минутной памяти
Совершенно центральный для «демократических» СМИ принцип 5-минутной памяти в совокупности с методом нарезки в мелкую крошку. Допустим, публикация в газете или телепрограмме А признала факт Х. Другие публикации в А (и в других СМИ) пишутся так, словно признания Х никогда не было, с позиции первоначального незнания и полной наивности. В результате читателя оставляют в позиции базисной наивности навсегда. На её фоне выскакивают разрушающие её факты и признания, но они, предполагается, НИКОГДА НЕ НАКАПЛИВАЮТСЯ в головах и в текстах, в нарушение самой биологической сущности человеческого мышления и накопления пониманий.
Т.е. тексты пишутся всегда «с наивного нуля» так, словно бы у человечества кастрирована память.
Это позволяет делать поразительно шизофренические заявления. Например, что страна, которая начала и ведет 3-5 войн только за последние 10 лет, официально ввела пытки, обыски во всех аэропортах с заглядыванием в анус (и с тщательным обыском 5-6-летних детей), заставы на дорогах, помещение в черные списки любых «конституционалистов» или участников демонстраций, а полиция имеет право использовать 50-киловольтные разрядники, как мобильные пыточные устройства — всё это «демократия», а не полицейское государство ведущее войны против всего остального мира.
13- Видеоэффект нарезки в крошку
Для достижения 5-минутной памяти используется нарезка в крошку. Газетные (и теле-) заметки в больших СМИ Запада никогда не делаются так, как новость бы рассказал человек человеку с тем, чтобы тот понял и разобрал. Т.е. отказываются от:
1. последовательности изложения во времени;
2. последовательности в смысле логики событий;
3. рассказа истории и фактов, которые подвели к событию Х и ставят его в контекст.
Последовательное режется на кусочки, которые потом складывают в особую структуру, затрудняющую понимание. Например, в газетах США вводные с подсовываемыми мнениями часто повторяются по 2-3 раза разными словами в начале, а «что произошло» можно узнать примерно к последней трети заметки. Завершится она еще раз повторённым отношением к событию, которое читателю предписано усвоить.
14- 3-секундный монтаж на ТВ
Психика человека устроена так, что в первый момент его мозг обрабатывает предъявленную картинку на предмет РАСПОЗНАВАНИЯ. Эта фаза занимает от 1 секунды до от силы 2-3.
После этого человек начинает РАЗГЛЯДЫВАТЬ и ДУМАТЬ ПО ПОВОДУ показанного.
Примерно в начале 2000х, во время первого срока правления Буша-младшего, во всех телепрограммах США было одновременно введено УСКОРЕНИЕ НАРЕЗКИ, монтажа. Вместо 5-секундных кадров стали делать 3-секундные. Через 2-3 года я заметил ВТОРОЕ УСКОРЕНИЕ НАРЕЗКИ. Теперь камера принудительно прыгала через 1-2 секунды, реже 3. Чуть больше, 5-6 секунд, разрешалось только, чтобы персонаж договорил фразу. Но и здесь часто через 2-3 секунды меняли ракурс, вставляли перебивку и т.д.
Другими словами НАМЕРЕННО, ОДНОВРЕМЕННО, как бы «по приказу сверху» ВНИМАНИЕ ЗРИТЕЛЯ отныне ЗАПРЕЩАЛОСЬ ТРАТИТЬ НА РАЗГЛЯДЫВАНИЕ И РАЗМЫШЛЕНИЕ ОБ УВИДЕННОМ. Методом механического принуждения, изменения показываемой картинки, мозг постоянно удерживается в состоянии «первоначальное опознание предметов».
Приём этот абсолютно нарочит, и когда, например, в Голливуде на ТВ надо сделать фильм «для Оскара», то там вы обнаружите длинные кадры. Неспешность, позволяющая впитать в себя происходящее.
Проверьте сами — оказавшись перед ящиком, посчитайте вслух «один, два, три» и посмотрите, как часто меняется изображение на экране в программах разных жанров.
    ★72
    14 комментариев
    подробно и развернуто написано тут
    oko-planet.su/finances/financesday/61867-enciklopediya-metodov-propagandy-kak-nas-obrabatyvayut-smi-politiki-i-reklama.html

    советую всем осилить разок — мир станет проще
    rwsmart, хорошая статья +++
    avatar
    сохранил прочту позже +++
    avatar
    ++++ прочту обязательно
    avatar
    я давно это понял. любой директор в крупной компании поступает так же, когда его пытаешься спросить о проблемах, которые нужно решать.
    avatar
    Многое известно, ну и почерпнул прилично.Толковая статья...+++
    avatar
    Один из лучших русскоязычных преподавателей теории массовых коммуникаций говорил нам чуть ли не на каждой лекции — «то что вы знаете не означает, что на вас это не действует».
    А на практических занятиях мы играли в «Короля и Королеву».
    Если грубо, то суть игры польстить, да так, чтобы лесть направленная на объект распространялась волнами и по аудитории. Это было реально страшно!
    Знаете, думаю такое же чувство, должно быть, испытывали люди в 19-м веке, когда узнали, что если к мышцам подать слабый заряд электричества, то они будут непроизвольно сокращаться. Смотришь, как твоё тело не подчиняется разуму и от того, что ты знаешь как это происходит ничего не меняется… И думаешь о перспективах…
    Но сегодня «Франкенштейн» — комедия. Поржать детишкам.
    наши кремлежулики вовсю используют эти методы на нас!
    avatar
    в избранное. дж.оруел “1984“: в книге описаны почти все способы. хотя манипулирование сознанием характерно не только для тоталитарного государства.
    avatar
    Сергей, это характерно вообще для любого общества у которого есть хоть какая то цель.
    avatar
    отличный материал. спасибо!
    avatar
    прочитал и сразу почему-то паху вспомнил
    avatar
    В первую очередь необходимо всегда помнить, что люди верят в то, во во что хотят верить (Первое правило волшебника — Гудкайнд Терри ).
    Поэтому, даже указав на альтернативный взгляд, мнение, источник знаний и т.д, очень тяжело, порой даже бессмысленно пытаться достучатся до здравого смысла. Ведь всегда есть выбор смотреть, слушать, читать или просто выключить телевизор и не покупать прессу. Ан нет, хочется быть частью социума, хочется переживать вместе с толпой, чувствовать себя причастным к чему либо (более глобальному). Хочется слышать то, что хочется, а не то что есть на самом деле. Поэтому не СМИ ломится в наше сознание, а сам человек позволяет войти в свою жизнь тому потоку информации, который, как лекарство, воздействует на человека. И уж если «фильтры» не включены, то только жизнь расставляет все точки над и. Но к тому моменту уже мало кого интересует, кто был прав и всё повторяется заново, как и на бирже.
    avatar
    очень хорошо!

    кстати, читая последний 14 прием я сразу подумал о скальпинге… теперь я понимаю почему мозг так устает от краткосрочной торговли — его постоянно держат в режиме распознавания…

    теги блога azdaz

    ....все тэги



    UPDONW
    Новый дизайн