Первый зампред ЦБ Алексей Улюкаев признал, что ВТБ не проводил детальную проверку Банка Москвы. Это привело к тому, что государство потратит почти 300 млрд рублей на санацию проблемного банка, а следователи будут еще долго обеспечены работой.
Полноценного исследования состояния Банка Москвы перед продажей доли мэрии города группе ВТБ, так называемого, due diligence, не было, признал 13 июля первый зампред ЦБ РФ Алексей Улюкаев. В онлайн — интервью «Газете. Ру» он рассказал: «Думаю, что действительно проверка была проведена упрощенная, полноценной процедуры не было проведено в необходимом объеме. Это так. С другой стороны, специфические действия менеджмента банка приводили к тому, что это было сделать крайне затруднительно».
Топ-менеджер ЦБ оправдывает спешку «позицией продавца». По словам Улюкаева, продавец, то есть правительство Москвы, был заинтересован провести сделку по продаже своей доли в банке быстро, потому что это диктовала бюджетная ситуация, и «общее сформировавшееся понимание, что должна идти приватизация банковских активов. «И на этом фоне я не оправдываю, но понимаю ту скорость, с которой принимались решения и с которой совершались эти действия», — сказал Улюкаев.
Ранее в интервью «Коммерсантъ FM», нынешний глава Банка Москвы
Михаил Кузовлев признавался, что перед покупкой доли столичного правительства в банке Бородина ВТБ не знал о существовании в нем проблемных кредитов на сумму в 350 млрд рублей. По его словам, в ВТБ заранее не могли знать, что в случае с Банком Москвы покупатель столкнется с «крупномасштабным фактом фальсификации отчетности».
Первый зампред ЦБ уверен, что причина сложившейся в Банке Москвы ситуации кроется в механизме правления экс-мэра Юрия Лужкова. Он посетовал, что надзор за Банком Москвы во времена Лужкова был затруднен: «Надо понимать, что это такая особая зона — Москва периода лужковского руководства, где не всегда действовали федеральные законы, надзорные требования, не всегда можно было применить инструментарий регулятора».
О том, что прежние столичные власти ограждали Банк Москвы от полноценного надзора, говорил ранее и вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин. «Москва являлась основным акционером и, по сути, отдала банк полностью под контроль лично Бородина и оградила его от нормального контроля», — отмечал он.
«Я думаю, что Центробанк смотрел туда, куда следовало смотреть: баланс банка, документы, — продолжал оправдываться Улюкаев. — Все регуляторы мира изучают состояние своих клиентов с точки зрения соблюдений ими тех или иных правил представления о рисках, соотношения капиталов и активов, предполагая законопослушность, что все действуют в правовом поле. Никакой регулятор мира не исходит из того, что, возможно, его клиент является мошенником и нарушает законодательство. Это совершенно другое регулирование».
Время перемен
Теперь времена другие. Банк Москвы стал мишенью для проверяющих разного рода: 6 июля завершили ревизию Счетная палата и ЦБ, сегодня стало известно о возбуждении двух уголовных дел.
Одно из них Следственный комитет при МВД возбудил в отношении главы компании «Финансовый ассистент» Дмитрия Жукевича, который продал две акции в «Столичной страховой группе» (ССГ), что лишило нового акционера — ВТБ — контроля над страховщиком, а, по сути, и над Банком Москвы.
ССГ является акционером Банка Москвы с долей 17,32 %. ВТБ купил в феврале этого года у столичного правительства 46,48% акций Банка Москвы и блокпакет в ССГ за 103 млрд рублей. В свою очередь, Банку Москвы через компанию «Финансовый ассистент» принадлежало 25% ССГ. Департамент имущества города владел 25% плюс 1 акция. Оставшимися 50% минус 1 акция владело ЗАО «Страховая группа», подконтрольное бывшим руководителям банка Москвы.
В октябре прошлого года, по данным СК, Жукевич продал две акции «Биллитон лимитед» всего за 2400 рублей. При этом интересы покупателя представлял советник президента банка Андрея Бородина Алексей Стерликов,
сообщает газета «Ведомости». В результате последующих манипуляций эти акции оказались у компании «Марвиль менеджмент лтд», по данным Кузовлева, а город и банк потеряли контроль в ССГ. Сам Банк Москвы оценил свои потери в 2,6 млрд рублей, в постановлении СК ущерб оценен в 1,709 млрд рублей.
Дело Жукевича выделено из дела в отношении неустановленных сотрудников Банка Москвы, которым вменяется хищение средств из бюджета Москвы на сумму 12,76 млрд рублей через кредит ЗАО «Премьер Эстейт».
Сегодня же «дело» Банка Москвы получило еще один поворот. Следственный департамент МВД РФ подтвердил информацию о возбуждении второго уголовного дела в отношении сотрудников компании ЗАО «Финансовый ассистент» по части 3 статьи 165 УК РФ («Причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием») о хищении более 12,7 млрд рублей, выведенных из Банка Москвы. Об этом сообщило РИА «Новости». Имена подозреваемых не уточняются. Аналитики уже шутят, что песня про Банк Москвы будет вечной.
По словам экс-зампреда ЦБ Сергея Алексашенко,
следствие сейчас добивается почти того же самого, чего ранее добивалось от ЮКОСа, то есть того,
чтобы бывший менеджмент Банка Москвы сдал свои активы в обмен на защиту работавших на Андрея Бородина людей.
А тем временем
Акционеры Банка Москвы получили материалы к внеочередному собранию акционеров, на котором будет избран новый состав совета директоров. В список кандидатов не вошел Лев Алалуев, владевший совместно с экс-главой столичного банка Андреем Бородиным 20% акций. Купивший этот пакет бизнесмен Виталий Юсуфов, напротив, стал кандидатом в совет, сообщил
РИА Новости представитель Банка Москвы.
В список кандидатов не вошли и два представителя Столичной страховой группы, контроль над которой, по данным СМИ, по-прежнему может принадлежать Бородину. Это гендиректор страховой группы МСК (входит в ССГ) Сергей Савосин и экс-президент ССГ Александр Судаков — они оба входят в нынешний совет.
Оставшиеся 12 участников совета директоров могут остаться на своих местах. Это глава ВТБ 24 Михаил Задорнов, представитель Внешэкономбанка Александр Зеленов, глава ВТБ Андрей Костин, президент Банка Москвы Михаил Кузовлев, финдиректор ВТБ Герберт Моос, член правления ВТБ Эркин Норов, член правления ВТБ Екатерина Петелина, заместитель президента-председателя правления ВТБ Андрей Пучков, первый зампред ВТБ Юрий Соловьев, первый вице-президент Банка Москвы Александр Ястриб, а также два представителя от правительства столицы — заместители мэра Андрей Шаронов и Наталья Сергунина.
Число кандидатов, помимо Юсуфова, пополнили: первый зампред правления ВТБ Василий Титов, зампред правления ВТБ Геннадий Солдатенков, юрист Антон Сметанин и бывший собственник банка «Северо-Восточный Альянс» Сергей Кованда.
Собрание пройдет 27 июля. На 15 мест в совете директоров претендуют 17 человек. Собрание созывается по требованию нового акционера — бизнесмена Виталия Юсуфова, который в марте
приобрел пакет в 19,91% акций у Бородина.
1 июля на собрании совета директоров Юсуфов заявил, что
готов увеличить свой пакет до 26%. «Я владею 19,9% и вижу реальную возможность консолидировать дополнительно не менее 6% акций, что с учетом пакета ВТБ в 46,5% с большой вероятностью позволит нам совместно набрать требующиеся 75% (ВТБ нужна такая доля в БМ, чтобы обратиться за помощью к государству). Готов немедленно приступить к соответствующим переговорам с ВТБ в целях совместной реализации всех принятых Банком России и АСВ решений и обсуждать конкретные условия такой консолидации с учетом рыночной стоимости моего пакета и перспектив развития Банка Москвы после оказания мощной и своевременной поддержки Банка России», — заявил бизнесмен.
Если он успел удрать за бугор, то всю его собственность на территории России арестовать немедленно. А уже после этого подвести законное основание под арест и дальнейшее отчуждение, уверен, что это не составит проблем, когда речь идет о многомиллиардных потерях бюджета. Подать в суд на арест собственности этого прохиндея и его покровителей за границей. Из вырученных средств хоть частично компенсировать затраты на спасение банка Москвы. Действовать решительно! Сначала делать, а потом подводить законодательную базу. Уверен, что ни одна фракция в Думе не откажется подкорректировать закон, чтобы покарать этих оборзевших казнокрадов. По другому с коррупцией в стране не справиться.