Или как Европа решила воевать без армии, газа и мозгов
Пока за окном календарное лето, в Европе в разгаре политическая весна — та самая, с обострениями. Старушка ЕС вошла в стадию коллективного синдрома Наполеона. Психоз прогрессирует. Министры грозят России ядеркой, Франция уверяет, что «разорвала наш бюджет в клочья», а прибалты бьются в истерике, словно это как-то поможет. Все это можно было бы списать на жару, если бы не одно но: параллельно Европа решила «всерьез и надолго» воевать с Россией.
Причем без армии, газа и здравого смысла.
Европейские элиты — те самые, что еще вчера утверждали, будто «Искандеры» — это миф, а чипы для ракет мы выковыриваем из стиральных машин — внезапно обнаружили, что российская армия таки существует. Более того — работает. А вот их армия существует только на PowerPoint-презентациях и в мемах.
Франция балансирует на грани дефолта с госдолгом в 113% ВВП.
(РИА, «Госдолг Франции перешел к росту» https://ria.ru/20241005/gosdolg-1976478243.html)
Весной этого года, когда Вашингтон и Киев заключали показательное «редкоземельное соглашение», западные аналитики всерьез рассуждали, что «США вернулись в игру». Украина вновь становилась инвестиционно-привлекательной, теперь не только как театр военных действий, но и как сырьевой придаток. Особенно сладко звучали слова о литии, «новой нефти XXI века». Вот только у природы на этот счет были другие планы.
(РИА, «Эксперт раскрыл смысл сделки США и Украины по редкоземельным металлам» https://ria.ru/20250504/sdelka-2014841157.html)
Спустя несколько месяцев все изменилось. Россия установила контроль над крупнейшим литиевым месторождением Европы — Шевченковским, с доказанными запасами в 13,8 млн тонн литиевой руды. В добавок — ниобий, бериллий, кварц. Иными словами — джекпот.
(ИЗВЕСТИЯ, «СМИ указали на крупное месторождение лития в освобожденном ВС РФ поселке в ДНР» https://iz.ru/1911711/2025-06-27/smi-ukazali-na-krupnoe-mestorozhdenie-litiia-v-osvobozhdennom-vs-rf-poselke-v-dnr)
Очередной, уже 18-й по счёту, пакет санкций против России застрял в брюссельских кулуарах: (ВЕДОМОСТИ, «Венгрия и Словакия заблокировали новый пакет санкций ЕС против России» https://www.vedomosti.ru/politics/news/2025/06/23/1119332-vengriya-i-slovakiya-zablokirovali).
Венгрия и Словакия уперлись. Они не хотят отказываться от российского газа. Но куда громче прозвучало не «нет» Восточной Европы, а голос Мадрида. Премьер Педро Санчес вышел и сказал: хватит. Хватит двойных стандартов. Хватит делать вид, что можно наказать Россию за Донбасс, но закрывать глаза на происходящее в Газе.
«Мы не можем продолжать вводить санкции против России, пока игнорируем действия Израиля», — заявил он. (РБК, «Санчес увидел двойные стандарты в 18-м пакете санкций против России» https://www.rbc.ru/politics/26/06/2025/685d4fd89a794760054ee5c0).
И это не был выпад в защиту Ирана. Санчес говорил о Газе. О палестинцах. О гуманитарной катастрофе, которую Европа предпочитает не замечать.
На первый взгляд, саммит НАТО в Гааге завершился неожиданно хорошо: все улыбаются, коммюнике принято, а Трамп, как сообщают в один голос Bild, Bloomberg и The Washington Post, остался доволен. Украину, конечно, снова никто никуда не принял, зато по залу разносился запах розовой воды и вассальной преданности.
Но давайте не спешить с выводами. Потому что то, что произошло на саммите, было не праздником дипломатии, а тонкой и заранее срежиссированной операцией воздействия — против самого Трампа.
С самого начала все было сделано, чтобы Трамп чувствовал себя героем, нет, не саммита — эпохи: короткая программа, минимум официальщины, максимум персонального внимания. Даже Зеленскому выдали костюм (или его подобие), а генеральный секретарь НАТО Марк Рютте почти что пел серенады. Атмосфера умасливания достигла такого накала, что если бы одалисок с лепестками не нашлось — пришлось бы одалисками притворяться министрам обороны.
РБК, «Саммит НАТО показал, что Зеленский стал изгоем для Запада, заявил член ОП» https://ria.ru/20250626/zelenskiy-2025632324.html
Военная напряженность на Ближнем Востоке, начавшаяся с очередного витка конфликта между Ираном и Израилем, неожиданно сыграла против тех, кто ее, по всей видимости, запускал. Пока Израиль и Иран обмениваются заявлениями о победе, а Трамп ловко примеряет на себя роль миротворца, геоэкономическая картина уже сдвинулась — и не в пользу США.
WSJ прямо указывает (РБК, «WSJ узнала о росте интереса Китая к «Силе Сибири-2» из-за Ирана и Израиля» https://www.rbc.ru/economics/25/06/2025/685b83869a794760909e78d8): Пекин не стал ждать, пока Ормуз будет перекрыт или нефть подорожает до 300 долларов. Китай начал резкое укрепление энергетических связей с Россией, прежде всего через активизацию проекта «Сила Сибири — 2». Эта газовая труба, это стратегическое направление, гарантирующее Китаю топливную независимость от стран Персидского залива и, следовательно, от любой войны, запущенной по американскому сценарию.
Китай — крупнейший мировой импортер СПГ.
В политике есть странное правило, если не сработало против Ирана, скорее всего, его немедленно применят против России. А потом удивится, почему опять не вышло.
Запад так долго и упорно играл в изоляцию, что не заметил, как оказался один. Придумав «ось зла», он поставил туда всех, кто не подписался под его порядком — Россию, Иран, Китай, кто там следующий — Индия, Бразилия, может, Саудовская Аравия? Все эти страны разрозненно и по-разному, но в итоге делают одно и то же: игнорируют. Не слушают. Уходят. И главное — живут.
Когда Европа впервые замахнулась санкциями на Иран, ей казалось, что этого будет достаточно, чтобы обрушить ее экономику. Прошло 40 лет, и Иран живее всех живых. Он не только живет, но и стал полноценной региональной силой, с собственной валютой, союзниками, промышленностью и голосом в нефтяной политике. Особенно на фоне обострения в Ормузском проливе, где у Ирана теперь — рука на вентиле (РИА Новости, «Катастрофа для США. Что будет, если Иран перекроет Ормузский пролив https://ria.ru/20250623/proliv-2024755286.html»). Модель провалилась. Значит, самое время применить ее к России — логично, правда?
Иногда достаточно одной фразы, чтобы понять. Глава европейской дипломатии Кая Каллас заявила:
«Процитирую моего друга, генерального секретаря НАТО Марка Рютте: если мы не будем помогать Украине, нам всем следует начать изучать русский язык.»
Эти слова прозвучали накануне саммита G7, где Зеленского откровенно проигнорировали, а Трамп — отфутболил новые антироссийские санкции, уехав обсуждать ближневосточные вопросы. Европа осталась одна, и вдруг поняла, что никто из «сильных мира» больше не намерен умирать за Украину. А Европе — придется.
Согласно анализу Politico, на который ссылается РБК, Европа теперь планирует тратить на оборону до 800 млрд евро в ближайшие годы, и даже признала:
«Мы отключили солнце, и теперь нужно каждый день платить за отопление… каждый день платить за боеприпасы, по крайней мере, в течение нескольких лет, пока Трамп не умрёт.»
Ты можешь не верить в планы НАТО напасть на Россию. Но НАТО в них верит.
Саммит в Гааге, на фоне антивоенных протестов и паники в западных столицах, был совсем не о мире.
Анализ сценариев войны нового поколения от аналитического центра при Пентагоне — www.rand.org/pubs/research_reports/RR2849z1.html
Он был о дате. Дате, когда Европа планирует нажать на спусковой курок. Не «Если», а «Когда».
Марк Рютте — генсек альянса — прямо обозначил сроки: «три-пять-семь лет до нападения России». Это именно их горизонт планирования.
Вот как об этом пишет Гардиан www.theguardian.com/world/2025/jun/24/nato-members-willingly-increasing-defence-spending-amid-rising-threat-from-russia-says-rutte
И переписывает РБК www.rbc.ru/rbcfreenews/685a2e189a79476fa96ec53e
И они ничего не скрывают, от слова совсем. Они проводят учения у наших границ. Призывают женщин встпупить в ряды защитников. Готовят бомбоубежища. Грузят платформы, тренируют переброску армий.
Вашингтон снова включил старый добрый сценарий: сначала провоцируем, потом бомбим, а потом срочно собираем «ответственных международных партнёров» на совещание по поводу «неприемлемости эскалации». В этот раз — Иран. Без предупреждения, совершил ракетно-бомбовые удар — по исследовательским объектам. И пока мир переводит дыхание, Белый дом спешно выдвигает ультиматум Китаю: заставьте Тегеран не перекрывать Ормузский пролив. Иначе будет плохо. Всем. 👇
Что мы видим? Официальное требование США к Китаю повлиять на Иран — это мало похоже на дипломатия. Это паника?! Причём не только геополитическая, но и электоральная. В Штатах выборы не за горами, а цены на бензин в стране — индикатор судьбы кандидата. И если нефть вырастет до $200–300 (а именно это прогнозируют ближневосточные аналитики в случае перекрытия Ормуза), то даже Трампу придётся не очередной пакет санкций подписывать, а дежурить у бензоколонок — чтобы не началось топливное восстание.
Западные эксперты, как попугаи на батарейках, десять лет повторяют: «Россия вот-вот рухнет».
Сначала — от санкций. Потом — от СВО. Теперь — внимание: от окончания СВО.
Да-да, новый хит сезона: если Россия захочет мира — всё пойдёт под откос.
🤡 Финансовые аналитики теперь уверяют, что война — это точка роста, а мир — это рецессия.
FT пишет о нехватке рабочих рук.
DW утверждает, что демилитаризация «сорвёт экономику».
А Галеотти (да, тот самый, который видел чипы в микроволновках) теперь объясняет, что «военное кейнсианство» оживило промышленность.
Один и тот же эксперт за два года сменил пластинку с «Россия всё, конец» на «Россия теперь не может закончить войну».
Только представь: экономика теперь настолько адаптировалась к войне, что выйти из нее — предприятие более рискованное, чем ее продолжение.
📉 Кто будет покупать мирный трактор, если вчера брал бронетехнику в лизинг под субсидии?