Причина падения — косвенная. Разлив нефтепродуктов в море под Новороссийском. Видимо косяк «Транснефть-Сервис» (работы по замене дефектного шланга внутренней линии ВПУ).
вечером субботы во время закачки нефти на греческий нефтяной танкер Minerva Symphony (греческий флаг, порт приписки Пирей) с выносного погрузочного устройства ВПУ-1, расположенного в 6 км от берега, в районе Южная Озереевка вблизи Новороссийска произошел залповый выброс нефти.
Площадь разлива нефтепродуктов в море под Новороссийском была занижена КТК. «По расчетам, разлив значительно больше заявленного, поскольку площадь нефтяного загрязнения составила на момент радиолокационной съемки почти 80 кв. км. Нефтяное пятно 8 августа было вытянуто от берега в открытое море на расстояние 19 км».
КТК сообщал, что разлив был локализован 7 августа к 22:42 мск, ликвидация разлива завершена, ведется работа по мониторингу акватории Черного моря. Были привлечены силы и средства профессионального аварийно-спасательного формирования (17 судов), выставлены боновые заграждения, задействованы четыре нефтесборных системы и емкости для сбора нефти, организовано взаимодействие с профильными контролирующими государственными органами.
Для замеров состояния воды и воздуха привлечены независимые лаборатории, которые осуществляют отбор проб в территориях, прилегающих к морскому терминалу.
Трубопровод КТК соединяет нефтяные месторождения запада Казахстана и российские месторождения на шельфе Каспия с морским терминалом в Новороссийске. Его протяженность составляет 1511 км. В 2018 году компания закончила реализацию проекта расширения, которая позволила увеличить мощность трубопровода до 67 млн тонн нефти в год. В настоящее время ведется работа по увеличению мощности до 72,5 млн тонн.
КТК — основной экспортный маршрут для казахстанской нефти, на нее приходится более 80% от прокачиваемых по трубопроводу объемов. Но у казахстанских производителей есть и альтернативные маршруты: транзитом через Россию по нефтепроводу Атырау-Самара, в Китай — по нефтепроводу Атасу-Алашанькоу.
Акционеры КТК: Российская Федерация (в управлении «Транснефти» (MOEX: TRNF) 24%, на балансе 7%) — 31%; Казахстан (представленный «Казмунайгазом» — 19% и Kazakhstan Pipeline Ventures LLC — 1,75%) — 20,75%; Chevron Caspian Pipeline Consortium Company — 15%, LUKARCO B.V. — 12,5%, Mobil Caspian Pipeline Company — 7,5%, Rosneft-Shell Caspian Ventures Limited — 7,5%, BG Overseas Holding Limited — 2%, Eni International N.A. N.V. — 2% и Oryx Caspian Pipeline LLC — 1,75%.
Как сообщалось, в марте КТК сменил многолетнего зарубежного подрядчика в черноморской гавани ООО «Ламналко» на дочернюю структуру «Транснефти» — «АО „Транснефть-Сервис“.
В пресс-службе КТК тогда поясняли, что „Транснефть-Сервис“ была выбрана подрядчиком по результатам тендера в 2019 году в связи с истечением срока контракта с „Ламналко“ и „действующими в КТК процедурами“.
»Ламналко" входит в международную группу Smit Lamnalco, созданную голландской Royal Boskalis и Rezayat Group из Саудовской Аравии. Компания работала для КТК порядка 10 лет. В феврале «Ламналко» отказалась выполнять работы по замене дефектного шланга внутренней линии ВПУ, на котором после шторма обнаружили гофру. Свой отказ компания объяснила отсутствием технических возможностей и приемлемых погодных условий. Вместо нее эти работы с марта должна была выполнять «Транснефть-Сервис».