В сети сейчас разгорелись споры по поводу себестоимости добычи нефти. Хотелось бы разъяснить в этом одну небольшую, но важную деталь. Себестоимость любого товара можно разделить на два сегмента, себестоимость по капитальным затратам и себестоимость по текущим затратам.
Геологоразведка, подвод дорог, труб, налаживание инфраструктуры и добычи входят в капитальные затраты, которые тратятся при вводе месторождений в эксплуатацию. Далее эти расходы перекладываются на цену в виде амортизации. В общей доле себестоимости эти затраты могут занимать большую часть.
В итоге, если например себестоимость добычи нефти или сланцевого газа равна 75 долларам, это вовсе не означает, что при падении цены на нефть ниже 75, производство будет остановлено. Текущие затраты могут составлять например 45 долларов и денежный поток при цене выше этого значения будет оправдывать добычу сырья, так как будет покрывать текущие затраты. Да, формально компания будет работать в убыток, поскольку не сможет отчислять нужную сумму на амортизацию по капитальным затратам. Но что очень важно, в альтернативе при остановке добычи, компания вообще не сможет отчислять на амортизацию ничего и вся величина амортизации превратиться в убыток. То есть остановка добычи не избавит компанию от убытков по уже понесенным капитальным затратам. Сохранение добычи позволит хоть немного, но уменьшить эти потери.
Катастрофа! Нефть по 60-70 долларов за баррель. Экономика не выдержит и лопнет! Примерно так можно охарактеризовать сегодняшние оценки ситуации пессимистами, но если вглядываться в цифры, то не все так страшно как кажется с первого взгляда.
Для примера стоит рассмотреть структуру экспорта России в 2013 году: