Январь 2015 года преподнес неприятный «сюрприз» российско-китайской торговле. По данным Главного Таможенного Управления КНР, ее объем в январе нынешнего года в годовом исчислении сократился на 36,4%. Российские поставки в Китай «просели» весьма капитально, на 28,7%. Китайский экспорт в Россию упал еще больше, на 42,1%. Конечно, январь только начало года, и с течением времени ситуация может стабилизироваться и даже отчасти выправиться. Это следует иметь в виду, но нельзя не признать, что столь значительного падения не наблюдалось со времени кризисного 2009 года. Напомню, тогда в январе 2009 г. торговля между Россией и Китаем уменьшилась на 42%.
Непосредственные причины нынешнего «сбоя» в торговле двух стран кажутся вполне ясными и очевидными. С одной стороны, — это резкое ухудшение экономической ситуации в России, обвальное падение курса рубля, вызванные падением цен на нефть и санкциями стран Запада. С другой, – замедление и структурная перестройка китайской экономики, ее переход в состояние «новой нормальности», что не могло не отразиться на состоянии спроса на многие товары. Это – то, что лежит на поверхности.
Межбанковский кризис
Банки практически перестали кредитовать друг друга. Помощник президента РФ Андрей Белоусов сказал в пятницу, что «рынок на межбанке практически остановился и это было абсолютно ожидаемо, при ключевой ставке в 17% никто и не предполагал какого-то иного развития событий» (цитата по Прайму). Он также подчеркнул, что основная проблема связана с ликвидностью, и ее сейчас активно решает ЦБ. «Очень важно, чтобы эта ситуация с ограничением ликвидности не переросла в кризис рублевой ликвидности», – передает слова Белоусова агентство.
Валютный кризис в России стал темой совещания у первого вице-премьера Игоря Шувалова 15 декабря с участием представителей восьми системообразующих банков — государственных Сбербанка, ВТБ, Газпромбанка, Банка Москвы и Россельхозбанка и частных Альфа-банка, «Открытия» и Промсвязьбанка. Об этом Forbes рассказал участник совещания, а также подтвердили несколько источников, близких к ЦБ.
Восемь перечисленных банков станут главными претендентами на получение средств для докапитализации из Фонда национального благосостояния (ФНБ) — решение по этому вопросу уже принято. «Если банк получает эти средства, то он будет обязан поучаствовать в стабилизации ситуации и санациях», — утверждает источник, присутствовавший на совещании. Участники встречи обсуждали очередь из кандидатов на санацию, которые могут оказаться в предбанкротном состоянии. Среди таких кандидатов, по словам участника, есть игроки, входящие в топ-30 крупнейших банков страны.
Об этом сообщаетForbes со ссылкой на источники в правительстве.
Де-леверидженг масштаба, равнозначный финансовому и экономическому взрыву.
Это именно то, что сейчас и происходит. Огромная часть этих оттоков капитала, в т.ч. и из рубля, происходит из-за этого. Те, у кого левередж привязан к валютным долгам, вынуждены продавать рубли и покупать валюту, чтобы снизить валютный долг и левередж, при падающем equity.
Но тогда, когда я написал пост(ы) о де-левереджинге, я не упомянул еще одного важного побочного эффекта, который из побочного плавно перетек в один из основных.
Представим себе, что компании имели бы доступ к международному капиталу (т.е. даже если бы санкций и «токсичности» всей страны не было). Так как процентные ставки на российские долги пошли вверх (катастрофическим образом), компании могли бы ре-финансировать свои долги только по совершенно неподъемным ставкам, и положение ухудшается не только более высоким левереджем, но и тем фактом, что В ТО ЖЕ САМОЕ ВРЕМЯ исчезают доходы компаний. Если бы доходы (прибыли) компаний были неизменными, то есть, если ли бы показатель обслуживания долга (debt service ratio) остался неизменным, то левередж был бы не так важен. Но это не так – debt service ratio входит в свою терминальную фазу «ломкости», за которой последуют дефолты и банкротства. Поэтому и фондовый рынок падает, как камень – инвесторы вкладывают высокие вероятности дефолтов и банкротств компаний, при которых equity этих компаний может стоить ноль или около нуля.
«Ситуация в России критическая; с учетом санкций и резкого падения цен на нефть, им, возможно, придется пустить в ход золотые резервы. Если это произойдет, цены на золото пойдут вниз», – сообщил Bloomberg Кевин Ман, глава Hennion & Walsh Asset Management из Нью-Джерси, управляющий активами на $150 млн.
Золотовалютные резервы России на 5 декабря 2014 года, по данным ЦБ, составляли $416,2 млрд, что на $94,3 млрд меньше, чем было в начале 2014 года. Значительная часть этих денег была потрачена ЦБ в ходе валютных интервенций, поддерживающих курс рубля. Только 3 марта 2014 года ЦБ за один день продал на внутреннем валютном рынке более $11 млрд.
За октябрь 2014 года ЦБ потратил в ходе регулярных интервенций, направленных на поддержание курса рубля, $29,26 млрд, что, однако, не помешало курсу доллара вырасти с 39 до 43 руб. За первую половину декабря 2014 года Банк России потратил в ходе валютных интервенций $10,302 млрд.
Казахстан и Китай подписали соглашение о взаимном обмене национальных валют, сообщает корреспондент Tengrinews.kz. Данный документ был подписан сегодня в ходе встречи главы казахстанского правительства Карима Масимова с премьером государственного совета КНР Ли Кэцяном в Астане.
В присутствии премьер-министров были подписаны соглашение между Национальным банком Казахстана и Народным банком КНР по взаимным расчетам в национальных валютах, а также соглашение по валютному свопу тенге/юань.
Отметим, ранее глава Нацбанка Казахстана Кайрат Келимбетов заявлял о том, что Национальный банк готовит специальное соглашение с центральным банком Китая в рамках валютного свопа в размере семи миллиардов юаней. По его словам, торговля в национальных валютах двух стран будет увеличиваться, в том числе в приграничных районах, в центре приграничного сотрудничества «Хоргос».
Ослабление курса рубля привело к значительным потерям российских корпораций, которые использовали внебиржевые деривативы, рассказал директор департамента финансовой стабильности ЦБ Сергей Моисеев на X международном РЕПО-форуме.
«Банк России неоднократно публично оглашал планы о переходе на плавающий курс рубля и было очевидно, что это плавание будет сопровождаться большей волатильностью. Несмотря на очевидное изменение регуляторики, которое должно было произойти не позднее конца этого года, некоторые банки умудрялись продавать существенные объемы внебиржевых валютных деривативов своим клиентам, крупным корпоратам. Последние несколько месяцев мы стали свидетелями, когда началось движение рубля вслед за ценами на нефть, что у крупных российских корпораций убытки по внебиржевым деривативам с валютной компонентой стали достигать десятков миллиардов рублей», — рассказал Моисеев.
По его словам, Россия столкнулась с новым феноменом — теневым рынком внебиржевых деривативов, «риски по которому остаются для нас загадкой, поскольку ни объем рынка ни объем потерь для нас не раскрываются».
«Очевидно, что корпорации и их казначейства должны извлечь простейшие уроки из этой ситуации», – отметил он.
Оригинал:http://www.banki.ru/news/lenta/?id=7429843