Рубль на торгах в пятницу прервал полет, вернувший курсы валют в ноябрь прошлого года. Во второй половине дня доллар и евро отыграли больше трех рублей после того, как Банк России объявил о повышении ставок на своих валютных аукционах.
Падая утром до 50,27 рубля, доллар завершил торги по 53,6 рубля, прибавив 3,35%. Евро подорожал на 2,95% — до 56,99 рубля.
Разворот курсов оформился около 13.55 мск, когда ЦБ РФ сообщил, что с 13 апреля взять доллары из российских резервов в кредит станет дороже. Валюта на неделю и месяц будет стоить LIBOR + 1,5 п.п. (1,68% годовых на пятницу), на год — LIBOR + 1,75 п.п. (2,6% годовых).
C cередины декабря по начало марта ставки были вдвое ниже — от 0,6% до 1,2% годовых. За это время ЦБ предоставил банкам 35 млрд долларов.
Чистая прибыль «Северстали» Алексея Мордашова по российским стандартам бухгалтерского учета /РСБУ/за первый квартал 2015 года составила 37,469 млрд рублей против 9 млрд рублей убытка годом ранее. Об этом говорится в отчете компании.
Выручка выросла на 39 проц до 72,6 млрд рублей, прибыль от продаж — в 4,3 раза до 21,3 млрд рублей.
Рост чистой прибыли объясняется увеличением доходов от участия в других организациях, а также снижением прочих расходов, следует из отчета.
«Северсталь» — одна из крупнейших в мире вертикально интегрированных сталелитейных и горнодобывающих компаний с активами в России, Латвии, Польше, Италии, Либерии и Бразилии. Мордашов контролирует 79,2 проц акций компании. В 2014 году «Северсталь» произвела 11,3 млн тонн стали, продажи стальной продукции составили 10,4 млн тонн.
Информационное агентство России ТАССВнешний долг РФ на 1 апреля 2015 года составил 559,359 миллиарда долларов против 597,254 миллиарда долларов на 1 января 2015 года, свидетельствуют предварительные данные Банка России. |
Таким образом, внешний долг страны снизился за первый квартал текущего года на 37,895 миллиарда долларов, или на 6,3%.
Из общего объема долга на органы госуправления приходится 39,241 миллиарда долларов, на ЦБ — 11,083 миллиарда долларов.
Львиная доля долга приходится на банки — 154,017 миллиарда долларов, а также на другие сектора экономики — 355,019 миллиарда долларов.
Источник: РИА Новости
ЦБ прогнозирует, что после падения в 2015–2016-м в 2017 году российская экономика вырастет на 5,5–6,3%. Но для такого сценария оснований практически нет. В марте Банк России опубликовал свой трехлетний прогноз экономического роста на 2015–2017 годы. Этот прогноз настолько неправдоподобен, что заслуживает трех комментариев.
Во-первых, Банк России считает, что глубокая девальвация рубля, происшедшая в октябре 2014-го — январе 2015 года, слабо влияет на темпы экономического роста. Это предположение игнорирует массу эмпирических доказательств, что резкие девальвации тормозят инвестиционную активность по двум причинам. Во-первых, инвестиции в зарубежные технологии становятся более дорогостоящими — в случае России удорожание составило вплоть до 70%. Во-вторых, девальвация повышает неопределенность в бизнес-планировании и поэтому замедляет инвестиции и в технологии, разработанные внутри страны. Оба этих эффекта подавляют экономическую активность в краткосрочной перспективе.
В долгосрочной перспективе девальвация рубля может оказать благоприятное влияние на экспортные отрасли, но это, вероятно, произойдет уже за пределами трехлетнего горизонта прогнозирования Банка России. Эти позитивные эффекты также в значительной степени ослабляются санкциями, наложенными на несколько секторов российской экономики Евросоюзом и Соединенными Штатами, и вероятно, что эти санкции еще на некоторое время останутся в силе.
Во-вторых, 2017-й подается как год энергичного восстановления в результате циклического действия макроэкономических сил. В частности, говорит Банк России, рост в 2017 году достигнет 5,5–6,3%. Экономика действительно стала замедляться еще в 2012 году, до прошлогодних санкций и девальвации. Также верно, что средний бизнес-цикл в мире исторически продолжается около шести лет. Но нынешний цикл нельзя назвать обычным: санкции, вероятно, сыграют более серьезную роль, чем готов признать Банк России. Главная причина — их влияние на банковский сектор, где кредитная активность и так уже существенно ограничена и может быть еще более ограничена, когда в конце этого года придет время погашения корпоративных евробондов. Девальвация усугубила кредитный кризис: процентные ставки по кредитам для предприятий подскочили в начале 2015 года до более чем 20%. Все это указывает в одном направлении — затяжная рецессия.
В-третьих, российское правительство снижает инвестиции в инфраструктуру в бюджете этого года в рамках попытки снизить общие расходы примерно на 10%. Это негативно повлияет на рост, поскольку мультипликативный эффект инфраструктурных вложений выше, чем у других государственных расходов. Банк России, похоже, забыл это учесть.
В целом экономическая картина может заметно отличаться от того, что прогнозирует Банк России. Вместо падения на 3,5–4% в 2015 году, на 1% в 2016-м и роста на 5,5–6,3% в 2017 году динамика скорее будет такой: падение почти на 5% в 2015 году, на 2% в 2016-м и нулевой рост в 2017 году. Этот сценарий стоит осмыслить, потому что при нем Резервный фонд, с помощью которого правительство финансирует дефицит, может к концу этого периода полностью истощиться. А что тогда?
Очевидно, Банку России необходимо сформулировать, что станет источником будущего роста. ЦБ может рассуждать, к примеру, что свой вклад в экономический рост внесет импортозамещение в некоторых отраслях вроде сельского хозяйства и туризма. Или что дефицит кредитования вынудит коммерческие банки финансировать только самые прибыльные проекты и тем самым повысить эффективность кредита. Или, допустим, что ввиду серьезных трудностей правительство страны начнет наступление на коррупцию и таким образом повысит эффективность государственных финансов. Но какими ни были бы вероятные драйверы роста, их следует анализировать и включать в связный экономический план, а не просто принимать за данность.
Еще одно плодотворное направление для анализа — возможность реструктурировать государственный бюджет, сделав ставку на расходы, поощряющие рост. Большинство экономистов скажут, например, что массированные расходы на оборону не помогут ускорить рост. В периоды экономической стагнации такие расходы можно уменьшить, а инфраструктурные вложения увеличить. Однако трехлетний прогноз по бюджету показывает прямо противоположное.
Банку России также следовало бы задуматься о том, оправдано ли сокращение расходов на образование. Инвестиции в человеческий капитал — хорошо известная антициклическая мера, и такие государственные расходы могли бы помочь оставить экономические трудности позади. Однако сейчас университетские бюджеты урезаются в ущерб как нынешнему, так и будущему экономическому росту.
Короче говоря, мартовский экономический прогноз Банка России оказался весьма слабым.
Симеон Дянков
Ректор РЭШ
Подробнее на РБК:
daily.rbc.ru/opinions/economics/10/04/2015/5527ac459a79471aa18b276b
Рубль на торгах в четверг продолжает рост. Уже в первые 20 минут сессии доллар упал еще на 1,2 рубля, оформив новый минимум с 26 декабря на отметке 52,1790 рубля. Евро скинул 1,5 рубля и торговался по 56,2 рубля (минимум с 25 ноября).
За месяц рубль укрепился на 15%, оформив, согласно данным в терминале Bloomberg, самое стремительное 4-недельное ралли с 1998 года. В результате доллар вернулся на уровни начала декабря, евро — начала ноября.
Резкое укрепление рубля сопровождается признаками паники среди трейдеров и населения. За первый час торгов на МосБирже было продано 1,6 млрд долларов — рекорд с конца декабря.
Несколько недель назад зарубежные игроки покупали доллар по 60 рублей в расчете на отскок, а теперь вынуждены закрывать свои позиции из-за растущих убытков, рассказывает аналитик «ВТБ Капитала» Максим Коровин.
Рост курса рубля, который резко ускорился в начале апреля, увеличил спрос россиян на операции по обмену валюты. В последние две недели объем конверсионных операций примерно на 70% превышает средний уровень за квартал, сообщил finanz.ru старший вице-президент, директор Казначейства ВТБ24 Дмитрий Орлов.
При этом ажиотажного сброса долларов и евро в ВТБ24 не фиксируют. Напротив, по данным банка, россияне предпочитают покупать подешевевшую твердую валюту, причем количество покупателей растет.
«Мы видим противонаправленные движения в последние две недели. В первую неделю желающих продать валюту было чуть менее, чем купить, во вторую неделю доля желающих купить еще немного подросла», — сказал Орлов.
Москва. — В декабре предприниматель Сергей Якимов думал, что ему придется отменить свою поездку в Лондон, так как из-за падения рубля его сбережения в валютном эквиваленте резко сократились. Но вот в среду рубль поднялся до максимальной отметки за год, и Якимов снова планирует отправиться в Британию.
Эксперты также зафиксировали скачок индекса национального благосостояния (с минус 51% до минус 36%), при этом индекс, оценивающий условия для совершения крупных покупок, снизился до отметки минус 39% (с 22% в IV квартале 2014 года) в связи с тем, что в конце прошлого года граждане пытались защитить свои сбережения от девальвации, и в результате отложенный спрос на товары длительного пользования был по большей части реализован. В исследовании отмечается некоторое ухудшение данных в части сбережений. Доля россиян, не имеющих сбережений, составила 37% (столько же, сколько в среднем за 2014 год), при этом доля месячного дохода, откладываемого на «черный день», выросла с 8,3% в IV квартале до 9,2% в I квартале 2015 года. После всплеска сберегательной активности в IV квартале 2014 года в попытке защитить сбережения от девальвации потребители вернулись к обычным моделям сбережения средств, уверены эксперты.
Количество свободных вакансий для работников в России с начала 2015 года сократилось в два раза. Об этом сообщила вице-премьер Ольга Голодец. По ее словам, сейчас в банке вакансий находится 990 тысяч позиций. В декабре эта цифра составляла порядка 2 млн. Голодец предположила, что это связано не только с тем, что работодатели меньше ищут новых работников, но также и со снижением запросов тех, кто ищет работу, сообщает ТАСС. «Люди очень существенно снизили эту свою планку», — подчеркнула вице-премьер. Она также сообщила о том, что на режим неполной занятости переходят многие предприятия, которые надеются восстановиться.
Дефицит консолидированного бюджета РФ по состоянию на 1 марта 2015 года составил 834,14 млрд рублей против профицита в 206,3 млрд рублей в январе -феврале прошлого года. Такая информация содержится в материалах Казначейства РФ.
Доходы в отчетный период составили 3 трлн 403 млрд рублей /снижение на 5 проц в годовом выражении/, расходы — 4 трлн 237,14 млрд рублей /рост на 25,6 проц/.
Основными статьями расходов стали расходы на национальную оборону /1,26 трлн рублей/ и социальную политику /1,16 трлн рублей/.
Как ранее пояснял журналистам министр финансов Антон Силуанов, доля «оборонки» в расходах федерального бюджета /часть консолидированного бюджета/ составит в 2015 году около 40 проц, а социальных расходов — около 35 проц.
Информационное агентство России ТАСС