Недавно наткнулся на тридцатилетний график Йена-Доллар и многое стало понятно. Изучая в университете фантастические темпы роста Японской экономики в послевоенные десятилетия, многие ответы нашел в блестящей книге основателя компании Sony Акио Морита «Сделано в Японии». В какой-то момент (это было начало 90-х) даже возникло сожаление о том, что в 1991 году Россию не признали и открыто не провозгласили проигравшей стороной в ХОЛОДНОЙ ВОЙНЕ. Думаю, история бы экономического развития в нашей стране протекала бы иначе. Ну да ладно.
Совсем иную картину мне пришлось наблюдать во взаимодействии с японскими коллегами (Мицуи, Сумитомо, и ряд известных производственных концернов) в конце 90-х и начале нулевых. Многое просто удивляло. Наблюдался полный диссонанс между теми принципами, которые привели к японскому чуду и тем, что ты наблюдал в реальности: бесконечные многолетние переговоры; полное нежелание с японской стороны брать на себя ответственность, более того с учетом системы пожизненного найма наблюдался просто «животный страх» по принятию решений; бесконечные коллективные совещания (там, где с нашей стороны 3 менеджера – с японской 15-20), постоянный аспект не на производстве и технологиях, а на финансах (процентная ставка в Японии, обменный курс и т.д. и т.п.). В конечном счете по прошествии 15 лет можно с уверенностью сказать, что Японские производственные гиганты будучи тогда мировыми лидерами в своих областях, сейчас утратили свое лидерство и передали его Китаю.

Представляется, что бессмысленно пытаться понять наши экономические власти. Тогда как одни зарубежные Правительства мечтают, чтобы девальвировать свои валюты и не поплатиться за это рейтингом и властью, наше Правительство просто не оценило предоставившийся шанс. Население, которое пережило уже три кризиса (1991, 1998 и 2008 годы) смело и уверенно побежало покупать валюту на все скопленные накопления при курсе 55-75 рублей. Когда курс упал но остался значительно выше докризисных 33 рублей, оно — это нселение все простило властям. А как же не простить? Всем разъяснили, что против нашей страны идет война. А тут ведь понятно, что в каждой семье кто-то воевал или погиб. Историческая память подсказывает, что судьба страны, родины ни в какое сравнение не идет с потерей 50% пусть даже собственных сбережений. И тут-то как раз вот он уникальный шанс для нашего Правительства решить несколько не решенных задач аж с 1991 года:
— снизить размер инфляции до разумных 2-3%;
— запустить механизм рефинансирования и монетизировать российскую экономику;
— провести структурные реформы, обеспечивающие долгосрочный рост производительности труда в экономике;
— обеспечить конкурентоспособность трудовых ресурсов России в международной системе разделения труда, провести реиндустриализацию и стимулировать долгосрочный рост несырьевого экспорта — как основы для стабильности национальной валюты.
Но нет. Наше Экономическое Правительства как в 2014 году запаздывало на 2-3 месяца, так и сейчас идет с таким же опазданием. Ну кто в здравом уме будет вкладывать в страну, где курс национальной валюты в течение недель ходит туда-сюда на 30-40%? Зачем мы вступали в ВТО, где средний уровень таможенных тарифов 5-10%? В один месяц импорт является бессмысленным, а в другой экспорт.
Очевидно, что в стране «ручного управления» уже теперь укрепление национальной валюты способно остановить ни мнение Министра Финансов или зампреда комитета Госдумы, или мнение уважаемого банкира Алексея Голубовича, а только очередное указание Президента.
«ЛИЧНОЕ МНЕНИЕ