Рост доли поставок Транснефти в восточном направлении позитивен для компанииКак сообщила газета «Ведомости» со ссылкой на вице-президента «Транснефти» Сергея Андронова, с января по май 2018 г. экспорт российской нефти в Европу, поставляемой по нефтепроводам компании, сократился на 16% г/г, до 51,1 млн т. Поставки в Европу по нефтепроводу Дружба за тот же период снизились на 1% г/г, до 19,8 млн т. Экспорт через порты Приморска, Новороссийска и Усть-Луги также упал – до 16,1 млн т (-24% г/г), 7,7 млн т (-17% г/г) и 7,5 млн т (-26% г/г) соответственно в январе–мае 2018 г.
По словам Сергея Андронова, сокращение объемов экспорта связано с выполнением условий соглашения ОПЕК+, перенаправлением экспорта нефти на восток (поставки в Китай по отводу от ВСТО Сковородино – Мохе и через Казахстан за январь–май 2018 г. выросли почти на 50% г/г, до 15,6 млн т.; хотя экспорт через порт Козьмино снизился на 6% г/г, до 12,4 млн т), а также с ростом внутренней переработки. По оценкам компании, в 2018 г. экспорт нефти в Европу сократится на 14%, до 119,8 млн т, тогда как объем поставок в Китай вырастет на 45%, до 38,3 млн т, отмечается в издании.
Такая динамика в целом согласуется с нашими ожиданиями, хотя мы полагаем, что экспорт по трубопроводам «Транснефти» в Европу в 2018 г. сократится меньше, чем ожидает компания (примерно на 9%). На наш взгляд, рост доли поставок в восточном направлении в целом позитивен для компании, поскольку они обладают сравнительно более высокой рентабельностью. Основной прирост обеспечивается увеличением объемов поставок нефти в восточном направлении по трубопроводу ВСТО (по нашим оценкам, в 2018 г. вырастет примерно на 24%), а также ростом добычи на новых месторождениях, для транспортировки нефти которых мощности «Транснефти» не используются (в частности, с Приразломного, Новопортовского, месторождения «ЛУКОЙЛа» в Каспийском море).
Стоит отметить, что западные потребители нефти Urals, поставляемой по трубопроводу Дружба, уже начали диверсифицировать свои закупки нефти. В частности, в 2017 г. MOL увеличила покупку нефти, поставляемой морским транспортом, до 25% (с 3% в 2011), и к 2021 г. компания планирует увеличить показатель уже до 33%. Мы полагаем, что такие изменения не должны стать сюрпризом для рынка. Таким образом, мы считаем новость нейтральной для компании.
ВТБ Капитал