Богатые тоже плачут, особенно если сдают квартиру в Москве. Снижение доходности от столичной аренды — образцовый кейс про столкновение интересов «богатых» и «бедных».
В нём «богатые» — покупатели квартир эконом-класса. Эти люди либо имели какие-то деньги на счету, либо могли взять ипотеку, с прицелом, что платить за эту ипотеку будут не они. Модель бизнеса была проста: берём ипотеку — покупаем однушку — запускаем квартиросъёмщиков — аренда закрывает ипотечный платёж. В итоге квартиру «выкупает» арендатор. И через несколько лет есть квартира, которую можно а) продать, б) сдать в аренду. А работали на оплату этой квартиры всё равно не вы.
Ключевое слово здесь «работали». Именно оно подвело арендодателей.
Таких умных покупателей оказалось слишком много. Больше, чем «условно бедных», готовых арендовать квартиру на их условиях.
Загвоздка в локациях. Там, где стоят «человейники» из эконом-однушек, проблема с рабочими местами. А потенциальный арендатор думает не только о том, где ему спать, но и о том, сколько часов он будет добираться до офиса.
Девелоперы же размышляют лишь, как выжать больше метров жилья из метров территории под застройку. А арендодатели полагают, что достаточно лишь приобрести жильё, а уж арендаторы найдутся.
В результате получается то, что получается. Снижение цен на ипотеку создало избыток предложения квартир, купленных под сдачу в аренду. А отсутствие рабочих мест в новых кварталах создало дефицит спроса на такие квартиры. В итоге снижение цен на аренду и крах ожиданий «инвесторов-в-недвижимость». В выигрыше остались только застройщики — они получили свои деньги в любом случае. Впрочем, и вся история со льготной ипотекой затевалась в их интересах.

Финаме
БКС Мир Инвестиций


