Кто может ВНЯТНО и коротко объяснить ПО КАКОЙ ЦЕНЕ выкуп?
Aivar21, По среднерыночной цене за 3 месяца до решения
| Число акций ао | 120 млн |
| Номинал ао | 1 руб |
| Тикер ао |
|
| Капит-я | 70,7 млрд |
| Выручка | 42,0 млрд |
| EBITDA | – |
| Прибыль | 6,6 млрд |
| Дивиденд ао | 87 |
| P/E | 10,8 |
| P/S | 1,7 |
| P/BV | 1,5 |
| EV/EBITDA | – |
| Див.доход ао | 14,8% |
| Европлан Календарь Акционеров | |
| 11/12 LEAS: последний день с дивидендом 58 руб | |
| 14/12 LEAS: закрытие реестра по дивидендам 58 руб | |
| Прошедшие события Добавить событие | |

«В четвертом квартале мы изымаем менее тысячи транспортных средств в месяц, а реализуем более тысячи», — сообщил директор по рискам и аналитике Европлана Федор Грачев.

«Европлан» проводит внеочередное собрание акционеров по вопросу дивидендов за девять месяцев. Компания выходит к этому решению в непростой среде: высокие ставки давят на спрос, в лизинговом портфеле растут возвраты и резервы, а финансовые показатели за год стали более волатильными.
При этом дивидендная политика остаётся одной из самых щедрых на рынке, но на фоне сделки по продаже контроля Альфа-банку рынок внимательно смотрит на то, как изменится подход к распределению прибыли и дальнейшая стратегия компании.
С учетом вхождения в состав Группы Альфа-Банка интересно рассмотреть уже внедренные технологические решения в работу лизингового бизнеса:
⏩ решение: Экспресс-лизинг онлайн (одобрение за 15 минут)
что это: цифровой сервис, позволяющий клиенту получить решение о финансировании (лизинге) практически мгновенно через интернет.
что делает:
— принимает от клиента онлайн-заявку и цифровые копии документов;
— анализирует заявку с помощью скоринговой модели и баз данных;
Первый замгендиректора «Европлана» Илья Ноготков в эфире программы «Рынки.Итоги» на телеканале РБК рассказал, что в настоящий момент речи об объединении с лизинговой структурой Альфа-Банка не идет. Также он назвал примерные сроки, в которые новый собственник «Европлана» должен по закону выставить оферту миноритариям.
«По-моему, около половины портфеля «Альфа-Лизинга» — это корпоративный лизинг, поэтому я думаю, что у коллег своих много задач. Сейчас в первое время точно речи о каком-то объединении не идет. Две компании будут работать, заниматься реализацией своих целей задач, и у нас они очень четкие, понятные. Они у нас и в стратегии написаны, и в общем-то мы сейчас в сделке уже обновляли прикидки по целям на следующий год и на следующие годы в виде финансового плана. Сейчас подбиваем бюджет, вынесем его на совет директоров и будем его выполнять. Коллегам [из Альфа-Банка] очень нравится, что мы так самостоятельно двигаемся и добиваемся наших целей. Поэтому пока какой-то суперинтеграции не планируется», — сказал он.
Холдинг отчитался по РСБУ:
📍 Операционный доход 5,6 b₽ (-23% г/г)
📍 Чистый процентный доход 1,8 b₽ (без изменений г/г)
📍 Чистая прибыль 7,7 b₽ (-60% г/г)
📉 Почему просел операционный доход
▪️ Снижение процентов по лизинговым активам Европлана
▪️ Меньшая прибыль от ВСК страхования — сыграла роль коррекция рынка облигаций в сентябре
▪️ Переоценка собственного портфеля облигаций: зафиксирован бумажный расход 372 m₽
Обвал чистой прибыли связан с резким увеличением резервов под кредитные убытки Европлана.
Европлан уже отражён как прекращённая деятельность, но пока остаётся на балансе. Суммарно у SFI получается следующий набор активов:
▪️ Европлан (87,5% доля), оценённый в 57 b₽ + 6 b₽ потенциальных дивидендов (получат после отсечки 15.12)
▪️ ВСК (49% доля), примерная оценка 30 b₽
▪️ М.Видео (9,9% доля) — 1,2 b₽ + 9 b₽ вложено в рамках докапитализации
▪️ Портфель акций и облигаций 1,4 b₽ + 900 m₽ кэша
Итого: 105 b₽ активов при капитализации SFI 85 b₽. Многие, кто считал оценку, не учли 6 b₽ дивидендов от Европлана, которые «в пути», и 9 b₽ докапитализации MVID — и именно поэтому у них не возникает дисконта. На самом деле дисконт есть.
Друзья! Чтобы вы не путались из‑за разных показателей чистой прибыли Европлана в отчётностях МСФО и РСБУ, мы решили рассказать об основном различии этих стандартов:
✔️МСФО требует составления консолидированной отчётности по группе — включая материнскую и дочерние компании. В консолидированном отчёте суммируются активы, обязательства и финансовые результаты, при этом исключаются межгрупповые расчёты (между консолидируемыми компаниями).
Пример: дивиденды от дочерних компаний в отчёте РСБУ будут показаны как доход у материнской компании, а в консолидированной отчётности по МСФО такой доход исключается.
✔️РСБУ, как правило, отражает финансовый результат одного юридического лица.
Отчетность Европлана по РСБУ не включает результаты дочерних предприятий, поэтому при анализе показателей компании мы всегда рекомендуем ориентироваться на консолидированную отчетность по МСФО.
🧮 Европлан, контрольный пакет которого планирует приобрести Альфа-Банк, представил во второй половине ноября фин. отчётность по МСФО за 9 мес. 2025 года и провёл конференц-звонок, предоставив нам хорошую возможность оценить перспективы компании, с учётом новых вводных.

📉 Чистый процентный доход с января по сентябрь сократился на -6,9% (г/г)до 17 млрд руб., что обусловлено снижением объёмов нового бизнеса на фоне жёсткой ДКП.
Высокие процентные ставки по-прежнему остаются серьёзным препятствием для клиентов Европлана!
На декабрьском заседании Центробанк может снизить ключевую ставку до 16%, но этого будет недостаточно для лизинговой отрасли. По оценкам менеджмента Европлана, возвращение к высоким темпам роста бизнеса возможно при ставке 12%.
📉 Лизинговый портфель сократился с начала года на -28% до 183,2 млрд руб. В первой половине года наблюдался заметный рост расторжения договоров, в то время как уже с августа-сентября ситуация начала постепенно улучшаться, да и количество изъятой техники стало сокращаться.
Рынок лизинга штормит: высокая ключевая ставка ограничивает спрос, проблемы в экономике повышают риск дефолтов клиентов и они возвращают технику. А цены на б/у грузовой транспорт и спецтехнику впервые за десятилетие падают больше, чем на 30%. Чем не идеальный шторм? В то же время, анонсирована сделка года – покупка Европлана Альфой. В условиях укрупнения рынка, мы ищем как и где в лизинге можно заработать. Подготовили для вас краткий свод интервью главы Альфа-лизинга
Наши исследования и рейтинги в лизинге:
О состоянии рынка лизинга в 2025 году
Год стал одним из самых тяжелых в истории: высокая ключевая ставка, снижение платежеспособности клиентов и рост стоков автомобилей. Цены на технику продолжали падать, клиенты занимали сберегательную позицию и откладывали покупки. Объемы рынка существенно просели
О сломе модели рынка
Замена европейских и американских брендов китайскими изменила саму конструкцию рынка.
В случае планового закрытия сделки в декабре 2025 года по приобретению Альфа-Банком 87,5% акций Европлана у SFI, после выплаты дивидендов и получения необходимых одобрений, Альфа-Банк должен (в течение 35 дней после закрытия сделки, ориентировочно в январе 2026 года) направить предложение о выкупе акций у миноритарных акционеров Европлана.
Такое предложение обязательно для нового мажоритария, но каждый миноритарий имеет право как оставить акции, так и продать их в рамках этого предложения.
Топ-менеджмент Европлана принял решение не продавать свои акции
Почему принято такое решение?
Совокупный сток лизинговых компаний составляет примерно 50 тыс. автомобилей, рассказал «Ъ» управляющий директор ГК «Альфа-Лизинг» Максим Агаджанов. По его словам, около 90% рынка приходится на шесть лизинговых компаний, включая «Альфа-Лизинг». Из-за роста стоимости автоперевозок сток продолжает расти.
Господин Агаджанов отметил, что у каждой из шести основных лизинговых компаний сток составляет примерно 5 тыс. авто. Остальные 10% от рынка — «хвост» на 20 тыс. машин. Из-за того, что ключевая ставка все еще остается высокой, автоперевозки дорожают. Крупные игроки рынка автоперевозок и логистики могут договориться с лизинговыми компаниями о продлении договора, в то время как малым «выжить» практически невозможно. Они банкротятся, их техника встает на стоянки лизинга, работа перетекает к большим компаниям. Происходит перераспределение и связанный с ним круговорот стока.
«Еще в середине года (некоторые компании.— “Ъ”) давали клиентам отсрочку до конца года, ожидая, что будет снижение ключевой ставки — компаниям станет легче, и они выйдут на какое-то положительное сальдо.
Результаты «Европлана» за 9 месяцев 2025 года — это не просто отчётность, а история борьбы с самым сложным рынком за последние годы. Да, цифры демонстрируют давление, но за ними мы разглядели контуры будущего восстановления. Давайте отделим шум от реальных сигналов.
📉 Год испытаний: Цена выживания в шторм
Не будем лукавить: ключевые показатели находятся под давлением. Это плата за высокую ключевую ставку и сжатие рынка.
· Лизинговый портфель: 183,2 млрд руб. (-28% с начала года).
· Чистая прибыль: 2,9 млрд руб. (-74,3% г/г) — основным драйвером падения стало рекордное увеличение резервов под кредитные убытки до 19,2 млрд руб., что говорит о консервативном и взвешенном подходе к рискам.
· Чистый процентный доход: 17,0 млрд руб. (-9% г/г) на фоне роста процентных расходов на 24,7%.
💎 Скрытые победы: Где Европлан демонстрирует рост?
Именно здесь кроется главный позитивный сюрприз отчета. Пока процентные доходы падали, компания мастерски наращивала другие источники выручки.
«В третьем квартале мы наблюдаем временное оживление российского бизнеса. Обсуждение возможного увеличения утильсбора также стимулировало спрос на автомобили в лизинг: многие клиенты активизировали покупки автомобилей разных сегментов. Кроме того, незначительное снижение ключевой ставки Банка России и стимулирование спроса за счет госпрограммы Минпромторга РФ способствует оживлению бизнеса», — сообщил первый заместитель генерального директора Европлана Илья Ноготков.
Отчетность еще не отражает ужас. Но рынок очень плох
🔎О компании
Одна из старейших лизинговых компаний с 35-летним опытом, диверсифицированным лизинговым портфелем, и уважаемой службой риск-менеджмента, которая прошла много кризисов
🚙О лизинге
Лизинг, как и кредит — перепродажа денег. Особенность в целевом использовании (транспорт, спецтехника, оборудование) и праве собственности за ЛК до выкупа. Т.е. это как аренда, только финансовая. Лизинг обеспечен активом. Раньше всю суть лизинга можно было объяснить в слайде 👀 но теперь изъятые активы теряют в цене быстрее, чем за них платят. Изъятку не то что без убытка — её вообще не продать. Особенно грузовой транспорт и спецтехнику
💸Финансы
Обычно мы начинаем обзор финансов с аудиторского заключения 👉Почему? Ключевой вопрос аудита – субъективность оценки резервов. А именно резервы влияют на чистую прибыль, и как следствие капитал (основа финансовой устойчивости). С этим мы сталкивались при разборе МФО👈

Вчера у меня был насыщенный день, поэтому экспресс-обзор отчетов выходит только сегодня.
Как и в прошлых частях, в моем обзоре будет минимум скучных цифр, зато будут важные нюансы и моя авторская оценка. Все-таки некоторые эти компании есть в моем портфеле, и мне как инвестору важно их оценить. Ну что, поехали! :)
📱 ВК — «единица». Компании создали тепличные условия, но руководство продолжает бурить дно. Рост ее выручки едва покрыл инфляцию (+10%), прибыли нет, зато есть некая «скорректированная EBITDA» в размере 15,5 миллиардов.
В 3 квартале денежный поток вновь ушел в минус, поэтому пришлось нарастить долг с 66 до 77 миллиардов. Как я и говорил, такими темпами новая «допка» не заставит себя долго ждать — ведь дыра в финансах закрывается за счет кредитов.
⚓️ Совкомфлот — «два с плюсом». Из-за санкций часть флота простаивает, поэтому бизнес продолжает тонуть. В итоге выручка упала на 35%, а прибыль составила… всего 7 миллионов рублей. Компания уже третий квартал работает в ноль.