Москва. 29 июля. ИНТЕРФАКС — Руководство «Газпрома» представило новую порцию комментариев.
Маршрут транспортировки из Канады газотурбинного двигателя для «Северного потока» был изменён, и этот актив оказался под риском санкций Европейского союза и Великобритании.
Из Канады двигатель повезли не напрямую в Россию, а в Германию (что не согласовывал «Газпром»), и теперь, чтобы принять отремонтированный двигатель, компании нужно получить гарантии неприменения санкций не только от Канады, но и от ЕС и Великобритании.
«Из-за антироссийских санкций без согласия „Газпрома“ он был отправлен из Канады не в Россию, а в Германию. И в этой связи мы вынуждены обратить внимание, что поставка газотурбинного двигателя из Канады в Германию не соответствует условиям контракта. Если бы поставка осуществлялась из Канады напрямую в Россию, как это изначально и предполагалось, то нам не пришлось бы оценивать влияние санкций Евросоюза и учитывать возможные риски, связанные с блокировкой и арестом двигателя на территории стран ЕС. Но так как поставщиком по контракту является английская компания Industrial Turbine Company Limited, то к ней применимы требования английского законодательства. И мы вынуждены оценивать санкционные ограничения, установленные уже теперь Великобританией»
«Дополнительные опасения вызывает также риск нарушения условия канадского разрешения о поставке двигателя в Германию, а не в Россию. И если конечной точкой будет являться Россия, то полагаем, что канадские власти могут усмотреть в этом нарушение или обход своего условия. И на этом основании отозвать уже выданные ранее разрешения. Это сделает невозможным также последующий ремонт других двигателей на территории Канады»
«В отсутствие официальных разъяснений Еврокомиссии по вопросам применения санкций нет ясности, что ремонт и транспортировка таких газотурбинных двигателей не подпадет под экспортные ограничения по причине санкций. В частности, под положение регламента ЕС 833/2014, устанавливающего, что поставка, передача, продажа и экспорт прямо или косвенно газотурбинных двигателей, технологий и других товаров, указанных в санкционных списках в Россию или для использования в России запрещены. Следовательно, в целях исключения описанных рисков требуется официальное разъяснение и разрешение от властей ЕС и Великобритании, которые допускали бы капитальный ремонт и техническое обслуживание всех двигателей, которые использующийся на компрессорной станции „Портовая“
»Вчера мы получили материалы от Федерального ведомства экономики и экспортного контроля Германии. (...) получателем двигателя указан «Газпром трансгаз Санкт-Петербург», но как дочернее общество компании «Газпром нефть». Это явная ошибка. Компания «Газпром трансгаз Санкт-Петербург» — это дочернее общество «Газпрома». Также представленные документы от властей Германии никак не затрагивают вопрос о возможности ремонта и сервисного обслуживания со стороны компании Siemens Energy в отношении других двигателей для компрессорной станции «Портовая» в условиях действующих санкций ЕС и Великобритании. Вместе с тем, капитальный ремонт таких двигателей, а также устранение выявленных технических проблем являются критически необходимым для восстановления нормальной работоспособности компрессорной станции «Портовая»
Маркелов отдельно выделил проблему неисправных двигателей с номерами 075, 076 и 120.
«Их сервисное обслуживание должно происходить непосредственно с участием специалистов Siemens. По этим двигателям в мае-июне было зафиксировано 11 аварийных отказов, и сейчас они находятся в состоянии вынужденного простоя. Снятие ограничений в том числе по предписанию Ростехнадзора допустимо только когда производитель, то есть компания Siemens, устранит неисправности для восстановления безопасной и надёжной эксплуатации двигателей на компрессорной станции „Портовая“ в соответствии со всеми применимыми требованиями законодательства РФ», — сказал он.
«Мы неоднократно обращались по этому поводу в российской представительство компании Siemens. Отправили 10 писем. Компанией Siemens устранено не более четверти выявленных неисправностей. По остальным, к сожалению, мы так и не получили конструктивных и достаточных предложений по восстановлению безопасности и надёжности этих двигателей в соответствии со всеми применимыми требованиями законодательства РФ. Такое положение дел вызывает у нас все большую озабоченность. Сегодня мы направили в Siemens очередное обращение и призываем их к скорейшему решению всех накопившихся проблем»