Аналитики «Атон».
Согласно различным источникам в СМИ, «Газпром» самостоятельно профинансирует морскую часть «Турецкого потока» (которая пройдет по дну Черного моря), в то время как расходы на наземные нитки газопровода будут оплачены турецкой Botas. «Газпром» может отменить строительство второй нитки «Турецкого потока» мощностью 15,75 млрд куб м в год, если компенсирует убытки турецкой стороне. Обе нитки планируется завершить к декабрю 2019 года. Кроме того, «Газпром» согласился предоставить Турции скидку на газ — размер скидки не называется, но, скорее всего, он составит 10,25% с учетом длительных переговоров между Москвой и Анкарой в прошлом. В обмен на эту скидку «Газпром» нарастит поставки газа в Турцию на 2 млрд куб м в год, скорее всего, через Трансбалканский газопровод («Газпром» поставляет ~16 млрд куб м в год через «Голубой поток» и ~12 млрд куб м в год через Трансбалканский трубопровод после транзита через Украину).
Тот факт, что «Газпром» самостоятельно профинансирует существенную часть (самую дорогую и технически сложную) «Турецкого потока» увеличит инвестиционную нагрузку на компанию на 4-5 млрд долл., по нашим оценкам. Мы не уверены, что дополнительные объемы поставок газа в Турцию компенсируют выручку, упущенную из-за скидок на газ, учитывая, что Турция остается одним из крупнейших покупателей российского газа. Единственный позитивный момент, который мы видим в этой истории, это то, что «Газпрому» не придется списывать инвестиции, вложенные в укрепление российской газотранспортной инфраструктуры (проект «Южный коридор») и покупку труб, изначально предназначенных для «Южного потока», а затем и для «Турецкого потока».