Разумный инвестор скорее заинтересуется операциями с обыкновенными акциями на вторичном рынке, чем покупкой новых ценных бумаг. Причина заключается в особенностях назначения цены в каждом случае....
Что касается первичного рынка, то он управляется держателями акций и компаниями, которые могут выбирать подходящий момент для выпуска новых ценных бумаг. Понятно, что такие продавцы не собираются предлагать акции по заниженным ценам
Ювелирная компания Sokolov будет «глобально» готова к IPO к осени 2024 года — завершит все необходимые инфраструктурные преобразования и процессы — и тогда уже будет ждать подходящей конъюнктуры рынка, сообщил журналистам CEO Николай Поляков.
По оценкам Sokolov, выручка компании в 2023 году составит около 50 млрд рублей, что в 1,6 раза больше результата прошлого года. Общий объем российского рынка оценивается в 356 млрд рублей. По EBITDA Sokolov ожидает рост в 2,3 раза, до 10,3 млрд рублей (ранее прогноз составлял 9 млрд рублей). Рентабельность по EBITDA по итогам года оценивается в 25%.
В натуральном выражении Sokolov в 2023 году произвел 42 тонны ювелирных украшений, план на следующий год — 55 тонн.
www.interfax.ru/business/
2023 год может повторить на рынке IPO успех позитивного 2021 года — ЪС учетом начавшихся в декабре размещений Совкомбанка и «Мосгорломбарда»...
Огромный уровень спроса на IPO Dubai Taxi подчеркивает пропасть между быстро развивающимся рынком листинга в Персидском заливе и мрачными настроениями во всем мире, где продажи акций в течение последних двух лет сдерживались высокими процентными ставками и волатильностью рынка.
Вместо этого богатый энергоресурсами регион стал горячей точкой для IPO благодаря повышенным ценам на нефть, сильному спросу местных инвесторов и усилиям правительства по листингу государственных компаний.
Периодически меня спрашивают про моё отношение к IPO. И я неизменно повторяю, что считаю это мероприятие крайне полезным для развития рынка, но сам я вкладываю деньги на первичном размещении.
В большой степени это продиктовано моим подходом в инвестициях, который не позволяет мне оценить перспективность компании и её стоимость на момент IPO. Но кроме этого, отпечаток накладывает то, что я читал в различных книгах.
Например, у того же Грэма, который шутливо предлагал расшифровывать аббревиатуру IPO вот такими тремя вариантами:
✅ It’s Probably Overpriced (возможно, переоценены)
✅ Imaginary Profits Only (не приносят прибыли никому)
✅ Idiotic, Preposterous and Outrageous (дурацкие и опасные бумаги для идиотов)
Очень сильно помогли мне исследования профессора Джея Риттера из Университета Флориды, который изучает IPO уже почти 40 лет. У него даже есть неофициальная кликуха «Мистер IPO». Они тоже подтвердили, что мне как инвестору стоит держаться подальше от этого мероприятия.
Ближе к концу года на российском фондовом рынке бум IPO: началось все с компании Астра, затем сеть магазинов мужской одежды Хендерсон вышла на рынок, на подходе сеть автозаправок ЕвроТранс, про нее будет отдельный пост.
По слухам собираются на биржу Совкомбанк, лизинговая компания Аренза, Калужский ликероводочный завод Кристалл, Мосгордомбард и другие.
Посмотрим что такое IPO и стоит ли в нем участвовать.
IPO (Initial Public Offering) — первичное публичное размещение акций на фондовом рынке.
Компания предлагает акции с целью привлечения дополнительного. В отличие от первичного размещения облигаций, где доходность можно спрогнозировать, IPO очень непредсказуемо. Бывает что акции растут сразу после размещения (как было с Астрой, Genetico и группой Позитив), бывают падают (Кармани, Fix price и Хендерсон).
Подготовкой вывода акций на фондовый рынок занимается андеррайтер — банк, который оценивает компанию и определяет количество акций и первоначальную цену.
Участие в IPO. Особенности
Документ, стандартизирующий оценку юниорных компаний к IPO, будет разработан до конца года, заявил замдиректора департамента корпоративных отношений ЦБ РФ Андрей Зорин на заседании комитета Совета Федерации по природопользованию.
Компания «АЛМАР — алмазы Арктики», которая еще в прошлом году заявила о планах провести IPO на «СПБ бирже», столкнулась с проблемами при подготовке такой оценки, рассказал Зорин.
Юниорные компании — это, как правило, небольшие частные предприятия, занимающиеся геологоразведкой, чаще всего поиском твердых полезных ископаемых. За границей юниорное движение очень развито, как и механизм привлечения средств такими компаниями через биржу.
www.interfax.ru/business/
rg.ru/2022/07/19/iuniory-idut-na-birzhu.html
Немного о глобальном тренде IPO. Без суверенных рыночных и правовых особенностей, которые, если и способны отклонить тренд, то не к улучшению результата.
На иллюстрации сравнение динамики средних цен размещенных на IPO акций с динамикой глобального индекса акций. В среднем за всё время наблюдений, за периоды с 1995 по 2000 гг., с 2001 по 2009 гг., с 2010 по 2019 гг., за 2020-22 гг. сравнение не в пользу IPO. В последние годы экстремально не в пользу, с потерей к рынку акций до почти -50%.
На IPO бумаги продаются относительно дорого, с прицелом на рост компании в будущем. И дороговизна не всегда оправдана, и рост не всегда происходит. Ведь если звезды зажигают, значит это кому-нибудь нужно? По статистике, не (обычно частному) инвестору.
Текущие темпы роста подтверждают выполнимость столь оптимистичных на первый взгляд планов. Выручка MUST в первом квартале 2022 года увеличилась в 50 раз год к году. Такие темпы роста показал уже запущенный в этот период онлайн-сервис E-ОСАГО для грузовиков.
Сбербанк сейчас работает с несколькими компаниями, которые планируют выйти на IPO уже в 2022 году, заявил в интервью «Коммерсанту» зампред правления Сбербанка Анатолий Попов. По его мнению, состояние рынка позволяет рассчитывать на успех дебютных сделок.
Первые размещения, который сейчас обсуждает инвестиционной подразделение банка – это 3–10 млрд рублей. В случае положительных результатов первых сделок объемы могут вырасти до 15–20 млрд рублей на сделку. По мнению зампреда правления Сбера, сдерживающими факторами для инвесторов сейчас выступают общая неопределенность в отношении дальнейшего развития экономики и рынка, и в связи с этим короткий горизонт планирования.
На начало 2022 года банк вел переговоры с более 50 эмитентами, которые планировали выход на рынки акционерного капитала в течение 1–1,5 года. «Начало реализации этого отложенного спроса возможно уже в следующем году, если конъюнктура рынка останется благоприятной и дебютные размещения пройдут успешно», — отмечает Анатолий Попов.
Volkswagen проведет IPO, несмотря на сложные рыночные условия. Разместится Porsche в конце сентября или начале октября на Франкфуртской фондовой бирже.
Оценка Porsche варьируется от 60 до 80 миллиардов евро, что потенциально делает IPO Porsche крупнейшим на немецком рынке.
«Очевидно, что это не идеальное время для IPO, и, на наш взгляд, это сомнительно, особенно с точки зрения корпоративного управления. Однако из-за качества активов Porsche, явного интереса таких инвесторов, как Катар, Бернар Арно, Дитрих Матешиц, и, предположительно, большого интереса со стороны розничных инвесторов, мы предполагаем, что IPO состоится», — сказали аналитики Stifel.
Катар уже согласился купить 5% акций сказали в Volkswagen.
Volkswagen заявил, что вернет до 49% валовой выручки от IPO в виде специальных дивидендов, которые будут выплачены в начале следующего года.
Сбербанк ждет проведения в России нескольких IPO до конца 2022 года: некоторые российские компании планируют провести первичное публичное размещение акций и привлекли для этого инвестиционное подразделение банка, передаёт «Прайм» слова зампреда правления Сбербанка Анатолия Попова.
«Мы видим, что российский рынок IPO уже оживляется, и работаем с компаниями, которые планируют сделать первичные предложения акций уже в этом году. Речь идет не об одной, а о нескольких компаниях», — рассказал он журналистам в кулуарах ВЭФ.
По его словам, состояние российского рынка уже позволяет делать точечные размещения, поэтому потенциал для увеличения емкости рынка IPO в ближайшее время тоже есть.
Сбер также работает с несколькими клиентами, которые планируют IPO на начало 2023 года. «Большое число бизнесов уже рассматривает выход на IPO с прицелом на начало следующего года, так что мы рассчитываем на кратное увеличение активности в 2023 году», — сказал Анатолий Попов.
Каждый раз, когда мне кажется, что последние 2.5 года на рынке были достаточно безумными и чем-то сильно удивить будет уже сложно, обязательно происходит событие, описать которое иначе как «взрыв мозга» просто невозможно описать. В этот раз речь о новом IPO в США, про которое почти никто не слышал и которое, кажется, ломает все границы здравого смысла.
18 июля на американской бирже NYSE начала торговаться компания AMTD Digital (тикер HKD), технологическая компания, базирующаяся в Гонконге. На IPO акции стоили $7.8, компания привлекла $125 млн инвестиций при оценке около $1.4 млрд. Если бы такое IPO произошло года 1.5-2 назад, оно бы легко затерялось в списке более громких и крупных размещений. В текущей же ситуации даже сам факт такого размещения уже выглядит достаточно удивительно — IPO активность в 2022 году была минимальной даже среди американских компаний, а для бизнеса с пропиской в Гонконге успешное IPO вдвойне удивительно. Но это только начало истории.
Далее акции компании начали расти по экспоненте, прибавляя десятки и даже сотни процентов в день. В итоге к текущему моменту котировки выросли более чем в 200 раз от цены IPO. Даже в мире криптовалют подобный рост происходит крайне редко и, как правило, с неликвидными токенами, которые разгоняют на минимальных объемах. Здесь же речь идет о публичной компании на NYSE с приличным объемом торгов (сотни миллионов долларов). Капитализация AMTD Digital при этом сейчас составляет более $300 млрд, а на пике вчера доходила до $450 млрд — примерно на уровне Nvidia или Visa!
Отлив покажет, кто купался голым
Уоррен Баффетт, письмо к акционерам Berkshire Hathaway, 2001 год.
Период, начавшийся во второй половине 2020 года и продлившийся до конца 2021 года был примечателен огромным количеством очень дешёвых (почти «бесплатных») денег в мировой экономической системе. Как следствие, огромное количество компаний подсуетились и совершили публичное размещение своих акций на бирже. Часть вырученных средств (а счёт шел зачастую на миллиарды долларов!) компании оставляли для своего развития и борьбы с конкурентами. Часть средств ушла создателям компаний и венчурным фондам, которые вкладывались в перспективные проекты на стадии зарождения. Спонсорами таких размещений становились другие фонды, которые видели перспективы в развитии таких компаний (ну или им просто некуда было девать дешевые деньги, а ведь нужно что-то делать! — если ничего не делать, инвесторы не поймут и уйдут к другим). Большое значение здесь имели и частные инвесторы — они были как никогда активными, и покупали акции новых компаний, уплачивая комиссии в несколько процентов от сделки.
В России в 2021 году состоялось более 20 размещений, из них семь первичных: Fix Price, ЕМС, Segezha Group, «Ренессанс страхование», Softline, CIAN и СПб биржа, разместившая акции на собственной площадке.
Причины такой бурной IPO-активности лежат на поверхности. Для поддержки населения в пандемию центробанки развитых стран «напечатали» триллионы долларов и евро. Такая волна ликвидности не могла пройти незаметно для финансовых рынков, поэтому первые два пандемийных года выдались исключительно удачными для тех, кто хотел провести первичное размещение.
Ледниковый периодКомпания Bausch + Lomb Corp., чей продукцией я несколько лет пользуюсь, выходит на торги на следующей неделе.
Bausch + Lomb оценивает свою стоимость в $8,4 млрд. Компания, базирующаяся в Канаде, планирует продать 35 миллионов акций по цене от 21 до 24 долларов за штуку. И может привлечь до 840 миллионов долларов, если цена превысит ожидаемый диапаз
он.
При цене 24 доллара оценка Bausch + Lomb может достичь 8,4 миллиарда долларов.
Скорее всего будет листинговаться на 2-х биржах: на Нью-Йоркской фондовой бирже и Фондовой бирже Торонто под тикером BLCO.
В заявлении компании говорится, что над сделкой работают 20 инвестиционных банков. Ведущими выступили Morgan Stanley и Goldman Sachs.
Не самое лучшее сейчас время на рынке IPO. Инфляция, рыночная волатильность и российско-украинский конфликт стали тормозом для новых проблем в этом году.
Если вверить Dealogic, всего 33 компании вышли на биржу через IPO по состоянию на сегодняшний день, собрав около 3 млрд. долларов. За тот же период прошлого года 127 IPO собрали 53,8 миллиарда долларов.
Компания Bausch + Lomb, основанная в 1853 году, известна своими продуктами для здоровья глаз, которые включают в себ контактные линзы, а также средства по уходу за контактными линзами, безрецептурные глазные капли и витамины для глаз.
Фармацевтический сегмент компании предлагает продукты для лечения глазных заболеваний, таких как глаукома, воспаление глаз, заболевания сетчатки и др. Также есть хирургическое направление деятельности, которое состоит из медицинского оборудования, технологий для лечения катаракты, а также заболеваний роговицы и сетчатки.
Bausch + Lomb была прибыльной в 2021 году. Чистая прибыль подразделения за год, составила 182 миллиона долларов по сравнению с убытком в размере 18 миллионов долларов в 2020 году.