Новости рынков
«Я начал готовить законопроект с утра, где-то около 10.00 — как только узнал о блокировке Visa и MasterCard операций по картам банка “Россия” и “СМП банка”. К 16.00 проект был зарегистрирован в Думе», — рассказывал первый зампред комитета Госдумы по финансовому рынку Владислав Резник о том, как создавались поправки в закон о Национальной платежной системе (НПС).Госдума реанимировала идею создания НПС с фантастической скоростью, чиновникам приходилось экстренно реагировать на решение Visa и MasterCard прекратить обработку операций по картам четырех российских банков.
Поправки, подготовленные депутатами, в одночасье изменили картину рынка розничных платежей на многие годы вперед. Они запрещают международным игрокам, которые занимают 95% российского рынка, размещать операционные и клиринговые центры платежных систем за границей. Им придется перевести обработку внутрироссийских транзакций на территорию России. И все это должно быть сделано к концу I квартала 2015 г.
Международным игрокам Visa и MasterCard не удалось найти российского партнера, чтобы использовать его инфраструктуру для обработки операций по российским картам или внести обеспечительный взнос, гарантирующий бесперебойность расчетов. Хотя на его место претендовали компании и уровня«Универсальной электронной карты» (УЭК), и даже провинциальные расчетные центры.
Параллельно шла борьба за то, чья база будет использована при построении системы. У ЦБ было два варианта: создавать систему с нуля или на базе уже существующих российских. ЦБ даже собрал рабочую группу из крупнейших банков — эмитентов пластиковых карт. Банкиры и эксперты выбирали всего из двух вариантов — «Универсальной электронной карты» и «Золотой короны», — и каждый им не нравился по-своему.
В итоге и банкиры, и ЦБ посчитали, что целесообразнее создавать систему с нуля. Летом ЦБ создал оператора национальной платежной системы — «Национальную систему платежных карт» (НСПК), а вскоре на должность руководителя НСПК был назначен гендиректор одной из крупнейших в России процессинговых компаний — Компании объединенных кредитных карточек (бывшая UCS) Владимира Комлева.
«Мое абсолютно искреннее мнение — делать систему нужно сразу на правильной платформе. Переделывать что УЭК, что “Золотую корону” до того уровня, который действительно нужен в НСПК, было бы существенно дороже», — говорил Комлев в интервью «Ведомостям». «Правильной», с его точки зрения, оказалась платформа, созданная бельгийской компанией Openway, c российской «внучкой» которой сейчас сотрудничает НСПК.
Главная интрига теперь — за решением Visa и MasterCard, которые пока никаких соглашений с НСПК не подписали, хотя руководители ЦБ заявляли не раз, что международные игроки согласны работать с НСПК.
В сентябре Visa подписала меморандум с УЭК (что держалось в большом секрете), который в том числе предполагал передачу трафика. УЭК принадлежит Сбербанку — расчетному банку Visa в России. Однако осуществлению договоренностей помешали новые ужесточительные поправки в закон об НПС, появившиеся в начале октября. Новые поправки обязывают все МПС передать обработку внутрироссийских транзакций НСПК, до 31 марта 2015 г. или внести гарантийный депозит в ЦБ.
Получается, власти отвели на создание национальной платежной системы, которая к тому же должна обслуживать операции по картам МПС, чуть более полугода. Сейчас НСПК проводит пилотные проекты по подключению банков и планирует завершить тесты в I квартале 2015 г. Как именно отразится на банках и потребителях появление новой государственной структуры, пока неизвестно. Но НСПК в будущем году будет готовить уже следующую новинку для рынка платежных услуг — национальную платежную карту с российской технологией. Она-то нас и должна защитить.
Развитие событий: Госдума в 2014 году единодушно принимала новые запретительные законы →
что за фигня? они же наехали на нас. должен быть ответ.
на передачу оружия Украине тоже никакой реакции...
надеюсь это что процесс идёт хотя бы негласно, а результатов не видно лишь просто временно.