Копипаст

Копипаст | Государство, свобода, рынок: современная монетарная политика, как фактор диктатуры

Автор — приглашенный научный сотрудник Stanford Institute for Economic Policy Research (Stanford University), портфельный менеджер BlackRock (UK), колумнист WallStreet Window, Mises Institute, Eurasia Review.


Государство — это нечто общее, которым распоряжается некто частный в общих интересах… Это общее для тех, кто за ним присматривает, становится со временем чем-то своим, личным — если он присматривает слишком долго или если он знает, что всякий раз для присматривания будет выбран именно он. С этого и начинается вечное стремление государства, а точнее, тех самых, кто присматривает за общим, к подчинению остальных своим интересам, чтобы никогда не лишиться общего как ресурса своего благополучия. Опуская тему того, как ограничить такие интенции и сами возможности, попробуем разобраться, как такие возможности создаются и к чему приводят.

 

Проблему свободы, рынка, государства и общества можно рассматривать через различные призмы и в разных парадигмах. В этом случае я буду отталкиваться от простейшей экономической зависимости — цены денег и инфляции, описанной, в частности, Ирвингом Фишером. 

 

Классическое уравнение Фишера состоит в следующем: 

 

Реальная ставка рыночного кредита ( R ) + Инфляция товаров и материальных благ (I)= Номинальная ставка государственного кредита (N). То есть

 

 R + I = N

 

Точная формула, из которой вытекает вышеописанное упрощение, будет следующей:

 

N = ((1+R/100) * (1+I/100) — 1) *100

 

R = ((1+N/100) / (1+I/100) — 1) *100

 

В этой формуле мы приводим процентные значения к единице, а затем полученный результат переводим обратно в процент. Однако для большей наглядности ниже будет использована упрощенная модель: R+I=N

 

Номинальная логика в этой модели соответствует парадигме свободного рынка, в частности, концепции AD/AS. Здесь реальная ставка и инфляция — это рыночные величины, формирующиеся эндогенными рыночными факторами и отражающие баланс спроса и предложения на рынке.

 

Инфляция — это величина динамики изменения цен на блага – товары — под воздействием изменяющегося баланса спроса и предложения на эти блага: либо спрос больше, либо предложение меньше.

 

Реальная ставка кредита — это рыночная величина, т.е. реальная цена, которую готовы платить агенты за пользование деньгами других агентов, например, заемщики-потребители банкам-кредиторам. Она также зависит от спроса на деньги. Для банков, соответственно, это инвестиционная доходность кредита как инвестиционного актива, для заемщиков – издержки за пользование кредитом.

 

Номинальная ставка – это цена за пользование деньгами, которые выпускает государство, как центральный и первичный эмиссионер, для обмена благами и создания новых благ. Эта цена зависит от величин двух рыночных переменных и их суммы, поскольку отражает потребность рыночной экономики в деньгах.

 

Обе рыночные переменные – инфляция и реальная рыночная ставка – зависят друг от друга.

 

Согласно рассматриваемой модели в логике свободного рынка, инфляция на товары растет, когда денег больше, чем товаров, то есть спрос на деньги удовлетворен, а на товары нет. Тогда для растущего показателя инфляции будет релевантным следующее правило:

 

I>Ipr = PQ<MV,

 

Для показателя реальной ставки при растущей инфляции будет актуально:

 

R<Rpr = MV>PQ,

 

где

 

I – актуальное значение инфляции,

 

Ipr – предыдущее значение инфляции,

 

R – рыночная (реальная) ставка по кредиту,

 

Rpr – предыдущая ставка по кредиту,

 

 Напомню, что MV = PQ — это равновесие количественного обмена Фишера, где

 

M – кол-во денег (объем денежной массы)

 

V – скорость обращения денежной массы

 

Q – кол-во товаров (объем выпуска товаров)

 

P – цены на товары

 

Это правило актуально до момента, пока товары не становятся слишком дорогими. Тогда падает спрос на товары и возникает спрос на деньги, цены на товары падают, а цена денег напротив возрастает.  Тогда правило для уменьшающейся инфляции будет:

 

I<Ipr = MV<PQ, 

 

Для увеличивающейся реальной ставки:

 

R>Rpr=PQ>MV.

 

Другими словами, инфляция — темпы повышения  цен на товары — растет, когда баланс деньги-товары в пользу денег, а товаров не хватает. Цена денег — реальная ставка — растет, когда баланс деньги-товары в пользу товаров, а денег не хватает. То есть

 

MV>PQ = I>Ipr,

 

 R<Rpr = MV>PQ

 

Соответственно, цена товаров растет до тех пор, пока кол-во товаров достигает избытка или их цена становится слишком высокой для покупки. Рынок пришел в баланс, то есть

 

МV=PQ, 

 

I=Ipr

 

R=Rpr

 

Тогда начинается обратный процесс — товары меньше покупаются, потому что они больше не нужны в таком объеме или потому что они становятся слишком дорогими. Цены на товары начинают снижаться — их много или они слишком дорогие,  а на деньги повышаться – они необходимы для оплаты подорожавших товаров товаров, спрос на которые не удовлетворен. Таким образом инфляция падает, а реальная ставка растет, то есть

 

I<Ipr = MV<PQ,

 

 R>Rpr=PQ>MV

 

Номинальная ставка N для уравнения Фишера в такой парадигме — это следствие рыночного обмена, а не его детерминанта. Значение ставки N отражает фактическое состояние экономики (баланс спроса на деньги и товары), а не определяет его.

 

Инфляция растет, а реальная ставка на низком уровне, когда спрос на товары опережает спрос на деньги, что означает, что товаров меньше, чем денег. В какой-то момент рост спроса на товары притормаживается, баланс постепенно выравнивается: начинает расти спрос на деньги и уменьшается спрос на товары, а значит, тормозится инфляция и начинает расти реальная ставка.

 

Затем наступает ситуация, когда цены на товары падают, а спрос на деньги растет, что означает дезинфляцию, или дефляцию и рост реальной ставки. Государство в парадигме свободного рынка должно реагировать на рыночные сигналы, отражая реальные рыночные ставки и темпы инфляции и наполняя экономику ровно тем объемом денег, который ей необходим для движения к равновесию  через установление соответствующей номинальной ставки.

 

 Например, представим следующую ситуацию.

 

Инфляция составляет 6 процентов, а реальная ставка 4. Тогда номинальная ставка будет 10. То есть

 

R(4) + I(6) = N(10).

 

Ставка, по которой государство кредитует банки, составляет 10, поскольку это отражает существующее равновесие и не искажает рынок — соответствие цены денег ценам на товары в зависимости от реальных спроса и предложения.  

 

Затем инфляция вырастает до 8 процентов, например, на 2 пункта, т.к. спрос велик и товаров стало меньше, соответственно денег относительно них стало больше, и рыночная ставка пока сохранилась на 4. То есть

 

I>Ipr = R=<Rpr.

 

Тогда

 

R(4) + I(6+2) = N(12).

 

Ставка государственного кредита теперь должна составлять 12.

 

Затем увеличенная номинальная ставка увеличивает реальную ставку — рыночную цену денег, что выравнивает баланс в пользу товаров: деньги становятся дороже, их становится меньше, спрос на них увеличивается, кол-во товаров расширяется, спрос на товары притормаживается.

 

Допустим, что реальная ставка увеличилась также на 2. Тогда

 

R(4+2) + I(8) = N(14).

 

Еще более выросшая номинальная ставка поднимает реальную ставку еще больше и уменьшает кол-во денег, снижается спрос на товары и увеличивается их кол-во, что приводит к снижению цен.

 

Тогда

 

R(6) + I(8-2) = N(12).

 

Теперь сжатая номинальная ставка удешевляет деньги, расширяя их предложение, и удорожает товары, избыток которых был выкуплен по низким ценам в предыдущем цикле.

 

R(6-2)+I(6) =10

 

И так далее в рамках номинального циклования и динамических равновесий модели AD/AS.

 

Безусловно, приведенный пример является линейным упрощением с исключением большого кол-ва влияющих факторов и дополнительных переменных. В частности, изменение процентных пунктов взято за одинаковый для всех переменных в шаг 2, хотя в реальности величины изменений инфляции и реальных ставок не одинаковы, имеют лаги и пр.  Однако этот упрощенный пример четко показывает, что номинальная ставка является в логике свободного рынка реактивной консеквенцией, а не проактивной эндогенной детерминантой.

 

Таким образом, правила парадигмы свободного рынка для модели Фишера состоят в следующем

 

R>Rpr + I<=Ipr = N, инфляция замедляется или падает, рыночная ставка растет. PQ>MV

 

R<=Rpr + I>Ipr = N, инфляция ускоряется, ставка замедляется или уменьшается. MV>PQ

 

Интерпретируемую таким образом модель можно детализировать до следующего вида:

 

R+I=N=R+I>Ip=N>Npr =(R>Rpr)+I=N>Npr=R+(I<Ipr)=N<Npr =(R<Rpr)+I=N<Npr

 

Относительно приведенного примера этого выглядит следующим образом:

 

4( R )+6(I)=10(N)=4+(6+2)=12=(4+2)+8=14=6+(8-2)=12=(6-2)+6=10

 

Теперь рассмотрим то, как это происходит в реальности в современной дирижистской экономике.

 

Главная особенность здесь в том, что номинальная ставка является не следствием экономических процессов и не отражает состояние экономики, а определяет его. Именно номинальная ставка в дирижистской экономике определяет баланс спроса на деньги и товары и является проактивной детерминантой государства.

 

Если растет инфляция, то есть

 

I >Ipr,

 

R=<Rpr,

 

MV>PQ,

 

то государство не дожидается естественного роста реальной рыночной ставки, то есть рыночного роста цены денег вследствие постепенного уменьшения денежного предложения и увеличения товарного наполнения или чрезмерного удорожания товаров. Государство заранее поднимает номинальную ставку, то есть увеличивает цену кредита для банков, что, соответственно, увеличивает реальную ставку и снижает кол-во денег со стороны банков для заемщиков. В итоге производственная активность падает, а спрос на товары уменьшается. Это в реальности ведет к искажениям, например, к затовариванию или к преждевременному сжатию производства.  

 

Так же и наоборот. Когда

 

I=<Ipr,  

 

R>Rpr,

 

MV<PQ,

 

это означает высокую реальную ставку и снижающуюся деловую и потребительскую активность, выражающуюся в снижении цен на товары и их расширяющееся предложение. В этом случае государство не дожидается естественного снижения реальной ставки, то есть рыночного уменьшения цены денег вследствие уменьшения спроса на деньги и увеличения их предложения на фоне уменьшающегося предложения товаров и роста спроса. Государство заранее понижает номинальную ставку – цену кредита для банков, естественно уменьшая цену денег для агентов и делая деньги более доступными. В итоге спрос на деньги уменьшается, их предложение расширяется, а спрос на товары увеличивается. Это также ведет к искажениям, например, к разгону потребительского спроса, опережающего возможности предложения. Еще одной экстерналией здесь является чрезмерное расширение производства и в целом инвестиционно-деловой активности.

 

Собственно само изменение логической последовательности в формуле Фишера современным властвующим кейнсианством — это экзистенциальная проблема, проблема бытийная, философская, идеологическая. В этом разница самого подхода к экономике, к ролям государства и общества в их сосуществовании, к отношениям общества и личности. Попробуйте сами поразмышлять на эту тему и за точку отсчета возьмите формулу Фишера.

 

Я уверен, что, следуя формальной логике, невозможно прийти ни к какому иному выводу, кроме как к следующему.  Когда государство форсированно проактивно определяет номинальную ставку для изменения рыночных процессов и динамических равновесий якобы для предотвращения проблем или усиления возможностей, а не устанавливает эту ставку как отражающий рыночные реалии катализатор, вся система получает фатальные и необратимые искажения. Сюда же приплюсуем тот факт, что под государством мы понимаем, в числе прочего, политических предпринимателей и их группы, находящиеся у власти и пытающиеся продлить свой мандат либо конкурирующие за него. А это означает, что речь идет о простых социально-экономических агентах, то есть простых индивидуумах с соответствующими персональными интересами, общность которых в максимизации индивидуальных бенефитов, как материальных, так и эмоциональных. 

 

Все прочие способы экзогенного определения любых компонентов формулы являются такой же вредной и губительной аберрацией.

 

Например, так называемый неофишеризм в Турции, где I = N – R, а значит для снижения инфляции нужно уменьшить номинальную ставку, то есть разницу между номинальной и реальной ставкой. Фактически здесь искажается причинно-следственная связь взаимозависимости переменных. При этом номинальная ставка N также определяется государством.

 

Или в социалистических и тиранических диктатурах, где N=R=I. Здесь в принципе элиминируется рыночный механизм, а значения всех переменных так или иначе устанавливаются государством в различных последовательностях. 

 

В развитых кейнсианских экономиках, как было описано выше, номинальная ставка N является детерминантной для экономических процессов в логике R = N – I. Это также позволяет государству фактически формировать необходимый ему,  а точнее властвующей группе, рыночный дискурс на какой-то срок. Однако искажения, рождаемые таким вмешательством в балансирование спроса и предложения, вызывают все большие по масштабу кризисы и волатильность циклов, купируемые все тем же государственным детерминированием.

 

Попробуйте применить эту модель и ее каузацию к более широким и обобщенным социальным процессам, к взаимодействию государства и общества, где

 

N — это поведение государства, которое может быть реактивно катализирующим, а может быть проактивно форсирующим,

 

R — реальные общественные издержки,

 

I — динамика какого-либо социального перформанса, от культурного до экономического.

 

Если N является не детерминантной, а консеквенцией, тогда задача государства  — отвечать динамике равновесий, другими словами, соответствовать роли арбитра и сторожа, обеспечивая равные права и безопасность всем социальным агентам. Если же N — детерминанта, государство опосредует и обуславливает две другие переменные с различными целями и в разных конфигурациях, подчиняя своим интересам общество и индивидуальности.

 

Но мы всегда должны помнить о том, что никакие идеологемы или прочие сакральные или высокодуховные ценности не могут быть превалирующими в мотивации поведения индивида как биологического существа. Власть и претенденты на нее — это люди, а каждый человек всегда и везде максимизирует свою выгоду и минимизирует издержки. Институциональные ограничения, этические нормы и соответствующая социальная риторика в развитом демократическом обществе с либеральными институтами просто сводят возможности расширения своей выгоды для политического предпринимателя к минимуму: важность “человеческого” становится более значимой в сравнении с “животным” согласно модели Дейдры Маклосски. Там же, где этика архаична, а институциональная система не либеральна, такие возможности для власти имеют мало ограничений, что приводит к авторитаризму и социальной примитивизации.

 

Мир сегодня — это мир государственного N — от США и Западной Европы до России и Северной Кореи. Мир, в котором государство, а точнее, люди, контролирующие общественные ресурсы, вторгаются в пределы персональных свобод и естественного процесса обмена благами между свободными индивидами, который называется рынок. Различается только степень N и скорость имплементации.

 

Левиафан разрывает узы, как сказал бы Гоббс.

 
    5 комментариев
    это очень понятные вещи очень сложными словами

    агентская теория тоже подходит
    avatar
    Непонятно как-то. 
    Каждый акт кредитования имеет свои особенности. Поэтому процентная ставка по нему своя. Чисто формально можно вычислить по какому-то инфляционному индексу и номинальной ставке еще и ставку реальную. 
    Если мы обратимся к реальным наблюдаемым рыночным кредитам (коммерческим облигациям и ипотечным облигациям), мы увидим, что номинальные ставки зависят от дюрации и риска (как минимум, но от этого-то точно).
    Чем отличается государственный кредит от коммерческого и на какой стороне выступает государство, кредитора или заемщика? 
    Пусть государство заемщик. Каким образом может государство сдвинуть точку рыночного равновесия стоимости кредита в свою пользу. 
    1. ЦБ выкупает облигации.
    2. Крупным институциональным инвесторам вменяется в обязанность покупать облигации.
    3. У облигаций особый льготный налоговый режим. 
    4. Владельцы облигаций имеют некоммерческие привилегии от государства. 
    Каждый способ принуждения к покупке имеет свои недостатки. И при этом все время действует агентская проблема.Кроме того,  государственный кредит частично замещает кредит коммерческий. Иначе говоря, рыночные инвестиции замещаются государственными расходами. 
    Рассуждения тут не очень уместны, имхо, надо смотреть на цифры, грубо говоря, на перераспределительную мощь государственной машины. 
    avatar
    Да все тут понятно.
    Когда телегу впереди лошади ставят, она едет так себе.
    avatar
    Когда государство форсированно проактивно определяет номинальную ставку для изменения рыночных процессов и динамических равновесий якобы для предотвращения проблем или усиления возможностей, а не устанавливает эту ставку как отражающий рыночные реалии катализатор, вся система получает фатальные и необратимые искажения.

    Браво. Осталось догадаться, как засетапить эксперимент, чтобы это доказать и наслаждаться славой (или печалиться обретенным пониманием человеческой глупости).
    avatar
    Я считаю, что должен быть баланс. В начале развивающиеся страны должны идти кейнсианством, и только после достижения ловушки ликвидности, как в 1973г, нужно пойти путем монетаризма
    avatar

    теги блога PaulPurifoy

    ....все тэги



    UPDONW
    Новый дизайн