Блог им. a01001

Пенсионный портфель за три года: большое руководство и личный опыт

Три года назад я начал откладывать на пенсию, а теперь эти сбережения отлично растут сами. У меня есть гибкий план на 30 лет вперед и способ отслеживать его успешность. Пережил хайповый «шоппинг», блокировки и собственную жадность. Внутри рассказываю обо всем по шагам, делюсь опытом, шаблонами и планами.

Пенсия неминуема и застрять во временной петле не получится. Постер: «Зависнуть в Палм-Спрингс»














Пенсия неминуема и застрять во временной петле не получится. Постер: «Зависнуть в Палм-Спрингс»

Привет! Это Георгий Богатырёв – юрист и инвестор. Несколько лет назад я понял, что собственные пенсионные накопления – это первая и самая важная финансовая цель для каждого. С тех пор я три года работал на создание пенсионного капитала, а на днях стало ясно, что больше пополнять его не нужно – дальше он отлично вырастет сам. Так что хочу поделиться опытом и подвести первые итоги. Надеюсь, материал окажется полезен тем, кто еще не начал делать сбережения, и тем, кто хочет сравнить стратегии и результаты.

Статья состоит из двух частей. В начале я рассказываю, как спланировать свою пенсию. Во второй части я описываю, как по этому алгоритму собирал свой пенсионный портфель и чего жду дальше.

Часть 1. Планирование пенсии

Шаг 0: почему я начал копить

До пенсии далеко, государство позаботится, а по вкладам сейчас хорошие условия - твердо и четко.

До пенсии далеко, государство позаботится, а по вкладам сейчас хорошие условия — твердо и четко.

Зачем копить себе на пенсию? Ответ кажется очевидным, но на практике своих сбережений нет почти ни у кого. Так что для контекста коротко перечислю основные тезисы, которые когда-то убедили лично меня:

  • Пенсия неминуема. Она точно наступит в вашей жизни. Ее не получится сильно отсрочить, а продлится она 20-30 лет (а может и больше). Так что к этому периоду жизни нужно готовиться.
  • Даже в развитых странах государственная пенсия дает своим гражданам менее 50% дохода. Остальное приходится на собственные сбережения и на корпоративные пенсии. Государственная пенсия в России меньше, а корпоративные пенсии ­- редкость. Поэтому влияние собственных сбережений для нас даже больше.
  • Благодаря эффекту сложного процента тысяча долларов, вложенная под консервативные 6% годовых, через 30 лет превратится в 6023 доллара. Вот пример калькулятора сложного процента, с которым можно поиграться. Даже с учетом инфляции эта сумма вырастет в 2,5 раза. Благодаря этому пенсионные сбережения сделать проще, чем кажется.
  • Доверяете ли вы Пенсионному фонду России? А российским НПФ, которые за 10 лет умудрились заработать меньше, чем дает банковский вклад (не говоря уже о курсе доллара и акциях)? С собственными пенсионными накоплениями риски получить не то, на что рассчитывали, намного меньше. Ваши счета – ваш контроль.
  • На пенсию не получится взять кредит или ипотеку, хотя для личного бюджета она будет стоить намного больше, чем любая средняя квартира. Поэтому непременно нужен свой капитал, и банковских вкладов никогда не хватит.

Список можно продолжить. Например, пенсионные сбережения – это способ позаботиться о своих (возможных) детях и внуках. Или повысить финансовую грамотность, ведь своя «шкура в игре» может стать хорошим стимулом. Впоследствии это поможет успешно достигать и другие финансовые цели.

Все это когда-то навело меня на мысль, что начать откладывать на пенсию надо прямо сейчас. Возможно, пенсионные сбережения - самая первая и важная финансовая цель в жизни. Вот как я это делал по шагам.

Шаг 1: рассчитал, сколько нужно платить самому себе

В 2021 году я решил, что хочу выйти на пенсию через 32 года, то есть в 2053 году, и платить самому себе 1000 долларов в месяц (в ценах 2021 г.). Продолжительность пенсии будет 25 лет. Получается, что мне нужен план почти на 60 лет вперед.

Со специальным онлайн-калькулятором (например, вот) долгосрочное планирование – не проблема. Я внес в поля калькулятора все требующиеся данные, подвигал ползунки и понял, что для желанной пенсии мне нужно в течение 32 лет откладывать 240 долларов в месяц.
Пенсионный портфель за три года: большое руководство и личный опыт
Примерно такой расчет я себе сделал тогда

Но можно сделать по-другому: сразу внести на счет 42 тысячи долларов (3,8 млн ₽) и больше никогда не пополнять портфель. Результат будет тем же. Очевидный минус этой стратегии – необходимость откуда-то взять стоимость однушки в регионе. Но есть и плюс: не придется в течение 30 лет напрягать свой бюджет «пенсионной» статьей расходов.

Чтобы все получилось, сбережения должны давать 8% годовых в долларах, а инфляция должна держаться в пределах 3%. И тогда через 32 года у меня на счету окажутся внушительные 490 тысяч долларов.

В принципе пенсия рассчитана, можно начинать откладывать. Остается 32 года подряд независимо от жизненных ситуаций инвестировать 240 долларов в месяц, найти инструменты, которые дают искомую доходность, построить гармоничный инвестиционный портфель и избегать критических ошибок в течение 57 лет :)

Шаг 2: придумал, как следить за выполнением плана

Когда вы собираетесь в гости, то будет странно выйти из дома и начать плутать по улицам, надеясь рано или поздно найти нужный адрес. Очевидно, что вам понадобится маршрут. Со сбережениями все обстоит примерно также, поэтому я составил себе простой, но очень полезный финансовый план. Вот как выглядит его начало:
Пенсионный портфель за три года: большое руководство и личный опыт


Можете его скачать по ссылке и адаптировать под себя.

А вот как он устроен:

  • Для каждого месяца («Дата») в нем указана сумма, которую нужно инвестировать («Взнос план»). Эта сумма регулярно индексируется на 3-процентную инфляцию.
  • Бывает, что фактическая сумма взноса не совпадает с плановой. В один месяц вношу чуть меньше, в другой – чуть больше. Поэтому я всегда отдельно записываю, сколько внес на самом деле («Взнос факт»).
  • Чтобы план сработал, нужно получать доходность 8% годовых. Следовательно, портфель уже через месяц формально должен принести прибыль. С помощью формул я рассчитал плановую стоимость портфеля в каждый месяц на протяжении 32 лет («Стоимость портфеля на дату – план»). А если мы по факту внесли другую сумму, то такую плановую стоимость надо пересчитать. Это я тоже автоматизировал («Стоимость портфеля – расчет по фактическим взносам»). Так вы всегда будете знать доходность ваших инвестиций, а не просто заливать деньгами плохой финансовый результат.
  • Далее я указываю фактическую стоимость своего портфеля («Стоимость портфеля – факт»). Эти данные можно рассчитать самому или взять у брокера.
  • Зная сумму взносов и стоимость портфеля, таблица покажет ваш доход в долларах («Доход за период, $») и в процентах («Доходность в мес., факт»).
  • Наконец, если вы знаете, сколько денег у вас должно быть в определенный месяц с учетом фактических вложений и сколько у вас есть на самом деле, то можно рассчитать, насколько ваш портфель отстает от плана или обгоняет его («Отклонение от плана»). На скриншоте выше видно, что во второй месяц портфель опередил план на 2,15%, во второй месяц отстал от него на 5,54%, а в третий месяц снова вышел вперед – на 1,07%.

Такая табличка позволяет точно узнать, насколько хорош ваш план и насколько верно вы ему следуете. Когда в 2022 году я начал отставать от плана, то сразу это заметил и начал выяснять причину. Дело было в медвежьем рынке, так что я ничего не делал и через год отставание исчезло само собой. В другой ситуации отставание может сигнализировать, что вы как-то неправильно инвестируете.

Шаг 3: выбрал инвестиционные инструменты

Для долгосрочных инвестиций критически важно получать предсказуемую положительную доходность на протяжении многих лет. Только так получится ощутить магию сложного процента.

Инвестиционная стратегия для пенсионного портфеля – большая тема, про которую много написано. Кратко освещу основные моменты и приведу ссылки на дополнительные материалы.

Во-первых, я стремлюсь расти вместе с рынком, а не обогнать его. Поэтому мои инвестиции на 100% пассивные – вместо отдельных акций я выбираю ETF. Вот статья с детальным объяснением этой темы. Если вдруг вам ближе активное управление портфелем в духе стокпикинга, то я бы предложил делать это в рамках какого-то другого портфеля, а заработанное все равно выводить в индексные фонды.

Во-вторых, я решил, что на 30-летнем горизонте инвестирования мне нужны не любые акции, а только «акции роста». Это акции компаний, который активно развиваются и почти не платят дивиденды. Например, вместо классического ETF на S&P 500 с тикером SPY я выбрал фонд широкого рынка растущих компаний с тикером VUG. Еще я не сторонюсь маржинальных ETF. Подробнее о своем портфеле расскажу в следующем разделе.

В-третьих, я хочу, чтобы мой портфель не выдохся к концу жизни, а, возможно, даже стал больше. Считается, что это возможно, если каждый год на пенсии выводить не более 4% от общей стоимости портфеля. Для этого доля акций в нем должна быть не менее 75%. К слову, если у вас уже есть пенсионный портфель и скоро пенсия, то «правило 4%» можно улучшить – вот статья и про это.

В-четвертых, не забудьте регулярно ребалансировать портфель, чтобы поддерживать целевое соотношение разных инструментов (например, 75% акций и 25% облигаций). Это можно делать как покупкой тех активов, которых не хватает, так и продажей тех, которых стало слишком много.

Итак, я понял, что нужно копить на пенсию, рассчитал размер взносов, наладил мониторинг и подобрал подходящие инструменты. А вот как все пошло дальше.

Часть 2. Как я собирал свой пенсионный портфель

План придумал уже на ходу и затем переделал

Выше описана идеальная схема создания пенсионного портфеля, к которой я пришел далеко не сразу. В 2020 году я еще инвестировал в режиме шоппинга – то есть покупал на небольшую сумму ту акцию, которая показалась интересной по новостям. В 2021-м я создал пенсионный план, которому следовал почти два года:
Как видно по скриншоту, я рассчитывал на пенсию 1090 долларов в месяц.

Главная проблема этого плана – то, что он сделан в рублях. В основе расчета лежала 7-процентная инфляция, в которую можно было поверить в 2021-м году, но не потом. Сейчас я все расчеты делаю в долларах и опираюсь на инфляцию 3% в год.

Объединил два портфеля в один из-за блокировок

План пришлось переделать, а инвестиционная стратегия показалась успешной. Я с самого начала покупал только ETF, из которых 60% были на S&P 500, а 40% – на NASDAQ 100 (условный американский ит-сектор). На тот момент это были паи FinEx, которые сейчас, как известно, «надежно хранятся в Citi». Заранее блокировок я (как и все) не ждал, но постфактум диверсифицировал инфраструктуру так, чтобы снизить эти риски. Хотел бы поверит в российский рынок, но пока не получается.

Еще до пенсионных сбережений я начал инвестировать в те же зарубежные активы, чтобы скопить на крупную покупку. В том портфеле было намного больше бумаг, которые покупались до 2022 г. В итоге под блокировку в НРД попало 85% активов того портфеля. Доступ к ним надолго утрачен, однако сами активы и потенциал роста сохранились. Поэтому я силой мысли (в экселе) перевел их в пенсионный портфель и понял, что больше пополнять его не нужно. Вместо отчислений в течение всей трудовой жизни стало возможно ограничиться периодической ребалансировкой. Итоговый результат должен оказаться не хуже.

А еще я понял, что инвестировать все свободные деньги в составление пенсионной кубышки – это хорошее решение, о котором мало кто пишет. Без той покупки я вполне мог обойтись, а грузить бюджет отчислениями на протяжении всей трудовой жизни не слишком вдохновляет и чревато своими нюансами. Так что если у вас пока нет пенсионного портфеля и вы зарабатываете существенно больше, чем тратите, то попробуйте направить в него все свободные средства в течение 2-5 лет.

 

Что в моем портфеле: акции роста, плечи и заблокированные активы

Вот что в моем пенсионном портфеле сегодня:
Пенсионный портфель за три года: большое руководство и личный опыт

VUG – оптимизированный под компании роста индекс на основе S&P 500. Конечно, Баффет завещал нам всем классический S&P 500. Но я поставил перед собой цель максимально вырастить капитал, поэтому защитные сектора и дивидендные акции в пенсионном портфеле на этом этапе просто не нужны. Значит, отбрасываем ненужное и оставляем только компании роста. Этот ETF занимает почти треть от моего портфеля.

QQQ и XLK – еще больше компаний роста, но преимущественно в ит-секторе. 5,52% от общей стоимости портфеля.

ROM, FNGO и FNGU – снова американская айтишка, но на этот раз с плечами. Все три фонда входят в топ-5 самых доходных ETF последних пяти лет. Почему я набрал себе плечи (хоть и не на всю котлету), рассказывал в отдельной статье. Мой план на эти фонды – подождать, когда общая доля маржинальных ETF превысит 20% и продавать лишнее раз в квартал. Это, с одной стороны, позволит удерживать волатильность портфеля на приемлемом уровне, а, с другой стороны, время от времени будет давать заметный доход. Сейчас маржинальные фонды занимают около 10% моего портфеля.

FXUS, FXIT, FXIM – заблокированные паи на американские акции. Эти фонды я покупал давно, пенсионными они стали из-за блокировок. Учитываю их по СЧА, которую вручную периодически беру с сайта FinEx. Ликвидности нет, но они хотя бы показали хороший доход. Занимают 46% портфеля.

TSPX – заблокированный фонд Тинькова тоже на американские акции из S&P 500. Моя самая крупная глупая инвестиция. Покупал этот фонд летом 2022 г., когда рубль был силен, а S&P 500 был на дне. В момент попадания Тинькофф банка в SDN уменьшил размер этой позиции наполовину, чертыхнулся от начисленного налога и решил рискнуть, оставляя остальное. Сейчас фонд заблокирован, перспектив начала торгов нет, а последний раз CЧА публиковались 30.11.2023. Занимает 6,61% стоимости портфеля.

По сути все мои ETF – это смесь акций крупнейших американских компаний в разных соотношениях. Не знаю, насколько точна аналитика Сноубола, но по их данным у меня 52% портфеля приходится на ит-сектор, 11,3% на товары второй необходимости, 10% на коммуникационные услуги и примерно 27% на все остальное. По их же данным у портфеля внушительный коэффициент Сортино – 3,49.

Портфель обогнал бенчмарк и прошел бэктест

Если вынести за скобки блокировку активов, портфель неплохо себя показал.

Среднегодовой рост активов (CAGR) за 2022-2023 гг. составил 24,03% в рублях и 4,88% в долларах. Для сравнения: модельный портфель с SPLG 60%, XLK 40% показал за тот же период CAGR 4,17%. Немного обогнать бенчмарк у меня получилось за счет чуть более прибыльных ETF и нескольких удачных сделок.

На 5-летнем отрезке модельный портфель с активами, которые наиболее близки к моим фактическим, существенно обогнал бенчмарк S&P 500 и имеет лучшие коэффициенты Шарпа и Сортино.

Больше данных см. на рисунке ниже, где:
portfolio 1 (бенчмарк) – 100% VOO;
portfolio 2 (мой) – 34,4% VOO (вместо FXUS и TSPX); 27,61% VUG; 29,39% QQQ (вместо FXIT и FXIM); 5,24% FNGO; 3,36% FNGU.

Пенсионный портфель за три года: большое руководство и личный опыт


Дальше буду следить за рынком и ребалансировать

Такой портфель можно пополнять эпизодически или не пополнять вовсе. Для мониторинга успешности инвестиций подойдет немного другая таблица:

Пенсионный портфель за три года: большое руководство и личный опыт

Забрать ее себе можно по ссылке.

Указанный выше набор ETF, по моим прикидкам, должен быть актуален как минимум следующие 3 года. В будущем, возможно, придется добавить в портфель секторальные ETF на компании, связанные с искусственным интеллектом или криптовалютами. Также не исключаю, что добавлю в портфель страновые ETF на быстро растущие экономики, например, Индию или ОАЭ. В любом случае планирую всегда оставаться в рынке и следить за изменениями в мире.

Возможно, иногда буду еще пополнять его деньгами. Я допускаю постановку более амбициозных целей, а может, придется компенсировать убыток от просчетов. Здесь тоже придется быть гибким и постоянно актуализировать стратегию.

Надеюсь, что мой опыт показался вам интересным! Что думаете про раннее планирование пенсии и мою историю составления портфеля?

Больше материалов об инвестициях и личных финансах пишу в своем телеграм-канале «Go Dutch», присоединяйтесь: )

★8
64 комментария
не страшно все пенсионные накопления держать мало того, что на бирже, так еще и в западных бумагах?
avatar
Тестер, дык уже все. Их уже нет (половины).
Тестер, вопрос суперактуальный)) Для себя решил так: раз у меня в запасе 30 лет, то как-нибудь вырулю. На российском рынке долгосрочные стратегии (5+ лет) пока что не получаются: когда рынок пополамится каждые два года, то баффетовский сложный процент уже не работает. А с западным рынком хотя бы есть шанс преуспеть. Блокировки — вещь дряная, но пока (тьфу-тьфу) нас лишили ликвидности, но не активов в целом. Финекс не продать, но он жив и неплохо себе вырос вместе с рынком. Опять же на горизонте 5+ испытываю оптимизм по поводу восстановления междепозитарных переводов. В конце концов НРД взял «в заложники» кучу акций нерезов, а фондовый рынок вообще-то пережил Наполеона и две мировых войны. В 2022-м я боялся, что у нас сделают плановую экономику и закроют биржи, но и тут пока пронесло)
Георгий Богатырёв, завидую вашему оптимизму и желаю, чтобы все получилось :) (сам в финексе на 10%, поэтому пожелание искреннее)

Для себя решил для пенсии держать на бирже не более 30%. Остальное — недвижимость и банковские вклады. Как-то спокойнее.

avatar
Тестер,

Диверсификация - правильно! У меня формально не в портфеле, но тоже есть недвига и облиги. Я еще думаю о коллекционном вискарике

Георгий Богатырёв, пополамится это шанс. Состояние сделаны на таких шансах.
avatar
AY, согласен, но с пенсией мне кажется правильной стратегия «тише едешь, дальше будешь». Не искать точек для входа и выхода, а сидеть на сложном проценте. Для спекуляций или в рамках других финансовых целей вполне понимаю и плечи, и систематический трейдинг. 
Хотел сначала спросить, как вы стараетесь уберечься от того, что у нас раз в 10 лет примерно обувают население. Но потом дочитал до конца. 

PS: Чтобы ваш план был возможным, нужно ВНЖ какой-нибудь другой страны. В России FIRE практически невозможен. 
Валерий Крылов, «обувают население» — вы про что конкретно? Про ВНЖ согласен — просто в одном посте всю свою жизнь не выложишь :) Ну и на всякий: это у меня не FIRE. Я коплю на обычную стариканскую пенсию. 
Георгий Богатырёв, варианты разные. Мои предки теряли все сбережения раза 3 примерно в своей жизни.
Валерий Крылов, мои тоже теряли, но были и те, кто преумножал. Недавно прочитал, что когда в 1991 году население хотели лишить всех крупных купюр, самые умные старыми купюрами оплатили билеты на самолеты и поезда, подождали неделю, вернули их в кассу и так получили новые купюры в обход лимита. Ну а про перестроечных кооператоров все слышали. Мне кажется, что в РФ фондовый рынок — это скорее вид бизнеса, чем сбережений. Это ни разу ни окэй, но жить как-то надо…
Георгий Богатырёв, ни одного не знаю из знакомых моих родителей, кто не потерял во время развала СССР. И никогда не знаешь, какой сюрприз будет в этот раз. Но я вижу, вы один из немногих, кто более или менее адекватно оценивает картину. Особенно после финекса. Я его, кстати, скинул за 13% цены и был очень рад этому, т.к. списал в убыток почти сразу.
Валерий Крылов,

У меня родственники учились в период перестройки в финансовом институте - оттуда уже тогда вышла тонна известных темщиков разной успешности. Некоторые даже выжили и на свободе! Про финекс поздравляю. А я вот хотел купить их за 13%, но в тиньке жадные условия по окваливанию, поэтому забил

Георгий Богатырёв, капец просто капец
Вы какой вуз то закончили?

Авиабилет Казань Москва стоил 19 рублей!!! А меняли СОТКИ!!!
У людей среднего уровня на книжке были суммы от 10 000! У нас в семье было штук пять сберкнижек с общей суммой под 30 тыс!!!
Какие ещё билеты??!!!

Вариант был, его изобрел я. Но тут не скажу. И это была именно сберкасса.
avatar

Al Bax,

Про билеты вот тут написано: https://journal.tinkoff.ru/progrev-1991/

Закончил лесотехнический колледж, что же еще! Все еще жду ваши пенсионные идеи в другой ветке

Георгий Богатырёв, вы шутите или действительно наивный такой?) Вы же написали, как вас «обули» в статье? Или вы еще это не понимаете?? 
avatar

Safru,

Так тут обула не родина, а петухи из евроклира! Хрен редьки не слаще, но это реально случилось впервые в истории. Кто еще до СВО допускал такой риск, тот параноик, который никогда не выйдет на рынок. Какой у вас вариант? Вообще уйти с рынка или остаться в индексе Мосбиржи?

Георгий Богатырёв, нда…  я бы не советовал вам торговать и забыть о вашей фантазии про доход на пенсии… конец света быстрее наступит. Яндекс не прикупили себе случайно?) А как вас эти «петухи» в России кинули?) Добавлю, что еще будет много случаев таких «впервые в истории», с вашим пониманием скорее всего в них тоже поучаствуете… мучение- (м)учение
avatar
Safru, ок, уже все продал и закрыл счета. А че делать остальным? 
Георгий Богатырёв, Библию читать.
avatar
Георгий Богатырёв, вообще не впервые. Почитайте как отдавали арестованные активы японцам, на минутку — гражданам США, но просто японского происхождения, которых загнали в концлагеря внутри страны по факту рождения и всё отобрали во ВМВ. А отдавали им ещё в 2000х некоторым. А до этого ещё были активы немцев от Первой Мировой войны…
avatar
Krimik, Интересная тема, спасибо. Слава богу, что мы не в таком плохом положении, как японцы после ВМВ. Надеюсь, до ядерки не дойдет
Валерий Крылов, нужна всего лишь одна квартира в москве под сдачу приличная, чтобы арендой выходило около 100к. Вот тебе и пенсия. Берем ипотеку и платим 30 лет, этот долг все равно быстрее обесценится чем время пройдет
avatar
IT_LONG, с бетоном да, пока такой вариант есть. Но тоже на него нельзя рассчитывать на 100%. Были планы наших властей повысить налоги на недвигу и второе — не факт, что аренда будет приносить именно столько, сколько сейчас. Т.к. в последние годы в реальном выражении аренда все время падала. Желающих все меньше, а бетона все больше.
Валерий Крылов, стабильные 4% аренда приносит всегда. Недвига в старой Мск это лучший вариант для пенсионера. Ну или коммерческое, но уже надо понимать где
avatar
Я не понял, а как в Вангард инвестировал? Через IB?
avatar
SonOfKiyosaki, Да, IB, казахи и еще парочка. В 2022 удалось наоткрывать довольно много счетов. Сейчас позиции открыты в двух зарубежных брокерах, еще штуки 4 в резерве.
Георгий Богатырёв, Когда IB всех накуканит вой будет стоять по всему инвест сообщетву
avatar
IT_LONG, IB — мой не единственный зарубежный брокер. Всего держу на нем около 25% портфеля. Даже если накуканит, то есть надежда, что даст закрыть позицию и вывести деньги.
Георгий Богатырёв, внж и др. паспорта — то есть нету?
avatar
SonOfKiyosaki, Если интересно, можем продолжить в личке.
нет таких инструментов в этой стране чтобы планировать даже на 5-10 лет. многие пращуры оказывались с фантиками на руках и не раз, а что будет через 30 лет и дадут ли вам забрать свое или изымут в пользу нужныющихся еще посмотреть надо, это более чем вероятно.
avatar
Пенсия, не легче за 5-7 лет освоить одну из кучи профессии международных и язык. И не переживать о пенсии сменив страну? Читая такие посты ужасаюсь до чего фонда дошла за 3-4года, люди приходят сюда пенсию всю жизнь откладывать. Учитывая что половина откладывает по 30-50% от зп, в рублях это конечно копейки, и режут жизнь себе по 30 лет. Не легче жизнь норм прожить и не париться о пенсии? И не класть свою дорогую молодость о пару лет счастливой пенсии. При том что многие бумаги могут сгинуть
Алексей Бицев, начитались телеграмм каналов — это такой тренд однополая любовь, самоограничение потребления на максималках, чтоб кому-надо побольше досталось. 
avatar
Константин Р, потому что депозит маленький у них, я на рынке с 16года начинал. СВО встретил с 5млн ну и просадку поймал. Чтоб например отыграться на росте 50%, нужно ещё было бы депнуть 3млн в моменте. В мае вышел до сво результата и вывел уже в депозит щас.А средний портфель по данным бирже 100-200к это капля в море, ну их тинек убеждает откладывай по 5к и будет успех, люди ради этого даже себе квартиры не берут живут на съеме, отказывают в развлечениях и нормальной еде, этого я понять не могу. Лучше деньги эти в образование своё инвестировать. Тогда и результат и род занятий другой будет. А не считать рубли до пенсии
Алексей Бицев, думать надо о доходах, а о сохранении потом. не имея доходов и сохранять нечего) скажем больше с 300к тоже нечего сохранять если жить в столице с ипотекой, а тут какие то 5к смешные. 
avatar
Константин Р, зачем вам ипотека в странном городе мира?
Кстати как бюджет Москвы? Сходится или уже нет?
avatar
Al Bax, мне лично незачем, а обывателям шныряющим по съемных хатам с детьми — без ипотеки никогда не видать своего угла, это предел мечтаний многих. за бюджетом не слежу, но сервис сильно лучше чем замкадом во всем.
avatar
Константин Р, так сервис зависит от денег а деньги от того встанет ли завтра с койки нефтяной рабочий фанис в Альметьевске.
Судя по ситуации с ЖКХ в МО ваше счастье на исходе… а там глядишь и бедолагам без угла поймется что уже не зачем батрачить в витрине страны
avatar
Al Bax, работай работай рабочий — а тем временем капиталист присвоит себе все. а не встанет петя, наймут ваню или джамшута. вроде бы в финансах понимать должен а написал фигню. за мкадом карл(внутри мкада) другая страна и сервис, а МО это как и везде. 
avatar
Константин Р, ты точно школу закончил? Тогда должен знать что
капиталист создал рабочую систему благодаря которой ты сейчас пишешь на иностранном ПК Смартфоне и западным ПО, не говоря уже о холодильнике и стиралке с твоей одеждой. А ты это купил только благодаря валюте которую выкачал из земли Фанис.
А джашмуты и Вани это винтики в твоей феодальной системе и не могущие изобрести ни стиралку ни пошить пинжак.
Так что если завтра Фанис решит не качать нефть то дальше ты станешь джашмутом ибо ни виндовс ни тем более современный чип ты никогда уже не сделаешь.
avatar
Алексей Бицев, в любой старой книжке написано не держать 100% в акциях. Элвис реально прав, люди в какой параллельной вселенной
avatar
Алексей Бицев, сосед 15 лет назад с одним чумуданом уехал в Австралию.
он спец был по своей работе.
Щас домяра у океана и трое детей.
Вот что такое что-то уметь в жизни
avatar
Алексей Бицев,

Согласен и про профессию, и про языки, и про смену страны. Но портфель на фонде я бы держал в любом случае - вреда не будет, а потенциал есть. Жизнь живу нормальную, из-за пенсии не экономил и другим не советую. 240 баксов в месяц (в статье пишу про эту сумму) доставать вполне реально очень многим.

Алексей Бицев, так а профессия заменяет пенсию чтоле? Вот прям в 75 бедете ходитть на работу?
avatar
Это все глупости. Причем несовместимые со статусом юриста или человека с достойным высшим образованием.объясню
Представьте себе что сейчас 1924 год.
Ну или 1913.
Ну или 1980.

Кстати вы точно адекватно представляете в какое время сегодня живёте?
avatar
Al Bax,

Ок, и че делать?

Георгий Богатырёв,
Исходить из складывающихся реалий. Мой выбор пенсии накартинке
А серьезно подумаем только после выборов
.
Но если речь идёт о тех кому ещё 30 лет до пенсии то им имеет смысл очень серьезно подумать об образовании и будущей работе не теряя время.
avatar
Al Bax, Про работу и образование согласен. Моя идея в этом посте — что часть сбережений можно превратить в портфель акций, и это может сработать. Ни в коем случае не говорю, что этого достаточно. Повышать доход и образовываться — правильная стратегия всегда и везде. 
Георгий Богатырёв, во время превратить в акции
Примеры
1999
2009
avatar
Al Bax, Тут тоже согласен. У меня помимо пенсионного есть и спекулятивный портфель, пусть и небольшой относительно этого
Al Bax, почему не золото?
avatar
Bablos, в теории когда ставки начнут снижать то золото должно пойти вверх.
Но золото не такое мобильное как деньги. Допустим мы сегодня в РФ а завтра в Чили. А там возможно поживем и в Колумбии и Аргентине и даже уругвае.
Не говоря про жалкий лосанжеоес и отшиб мира Сидней.
Что делать с золотом?
Бумажное золото это уже не то — пенсионное золото.
avatar
Al Bax, да он и не юрист а писатель у Тимофея на зарплате, их тут несколько штук таких, рассказывают как и почему надо делать пенсию, откладывать и вот прям убедить нас всех пытаются посты фигачат длинной в километр.
avatar
Bablos, , не я просто выложил это на разных платформах. Смартлаб люблю, но пока без эксклюзивов. Тимофей, пиши, готов посотрудничать))
1 надо дожить до пенс возраста сейчас 65 лет
2 не откинуть коньки сразу после выхода на пенсию
А накопить можно для прибавки к госпенсии
Это будет хорошая поддержка в пенсионном возрасте
Главное не сдаваться
avatar
Мне показалось, или  никто не спросил планировщика на 60 лет: какую покупательную способность доллара он ожидает за это время?
avatar
Rostislav Kudryashov, а вам не фиолетово после разбора покупательной способности рубля?
Вы откуда берете эти тэвешные фразы про доллар?
Как стоила в США Камри в 2007 годы 27 тыщ долл так и стоит эти же 27 тыщ.
avatar
Rostislav Kudryashov, Вчера в 22:49
«Стоимость жилья в США стабильно растет на протяжении десятилетий. По данным официальной статистики, этот рост с 1992 года составлял в среднем 5,4% ежегодно. При этом в последние годы на фоне скачка инфляции подъем стоимости жилья был особенно сильным, превышая уровень 6% в год»
Т.е за 30 лет жильё подорожало почти в 5 раз.

В 2022 «Общий уровень цен на продукты питания в США повысился на 10,9 процентов по сравнению с 2021 годом».
Вот что такое «рост экономики» США. Так что планирование в долларах, исходя из сегодняшней покупательной способности, — детская наивность.

Такая же наивность полагать, что ФРС чем-то управляет. Что накачав экономику фальшивыми деньгами и породив несметное множество фирм-зомби, живущих только бесплатными кредитами, ФРС может «загнать пасту обратно в тюбик».
avatar
Rostislav Kudryashov, спасибо за вопрос! Исхожу из 3-процентной инфляции каждый год. Это означает, что за 30 лет доллар обесценится в 2,5 раза. То есть 1000 долларов сегодня — это 2454 доллара через 30 лет. Я заложил это обесценение в план. Все расчеты в статье проиндексированы. 
FNGO  вы в своем уме? объем торгов за сессию всего 43k.
В 2023 оду было и по 2k всего
avatar
Protos, Вы правы, думаю выйти из него именно по этой причине. Брал для теста, чтобы сравнить с FNGU.
Георгий Богатырёв, присмотритесь к IAT, на долгосрок интеренсен
avatar

теги блога Георгий Богатырёв

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн