Блог им. Polpolov
Большинство современных конфликтов включили в себя новые формы и методы — такие, как когнитивная война, к которой человеческий разум рассматривается, как поле боя. Целью когнитивной войны является взлом личности для последующего переформатирования, создания новой и использования в своих целях.
Наше мировоззрение, менталитет, убеждения и привычки позволяют информации воздействовать на нашу психику, на нашу когнитивную систему, на основе которой, каждый человек ежедневно принимает решения и совершает действия.
Ни одна война никогда не начиналась и не велась без информационного воздействия на общество по обе стороны фронта. Менялись только методы и технологии доставки информации, а цели всегда были одинаковые: своих – мотивировать и вдохновить, врага – деморализовать и дискредитировать.
Задолго до нашего века информационных технологий, китайский полководец Сунь Цзы писал в своём трактате «Искусство войны» описывал не только способы и методы ведения боевых действий, но и методы информационного воздействия на врага, как на военный, так и гражданский сегмент:
— Разлагайте все хорошее, что имеется в стране вашего противника.
— Подрывайте престиж руководства противника и выставляйте его в нужный момент на позор общественности.
— Разжигайте ссоры и столкновения среди граждан враждебной вам страны.
— Подстрекайте молодежь против стариков.
— Сковывайте волю воинов противника песнями и музыкой.
— Делайте все возможное, чтобы обесценить традиции ваших врагов и подорвать их веру в своих богов.
Чуть позже, в эру христианства, целый сонм примеров противостояния Добра и Зла отображен в другой книге – Библии. И противостояние это в первую очередь информационное. Собственно, сама Библия, как носитель информации – тому пример.
Каждое новое противостояние приводило к совершенствованию старых и созданию новых средств и методов ведения информационной войны.
Важно понимать – основной задачей информационной войны является разрушение систем. Систем государства, общества, армии – иными словами любой социальной группы, размер которой не важен. Наоборот, размер и сложность системы не делают ее более защищенной – в такую систему проще внедриться, нарушить привычные связи, правила, законы; дестабилизировать ее, заставить работать против себя и, наконец, уничтожить. И сделать это проще всего не в лобовой атаке, а исподволь, направляя и манипулируя отдельными ее частями. Это воздействие малозаметно, малозатратно (в сравнении с классическими боевыми действиями), трудноустранимо и крайне эффективно. Примеров такого воздействия история знает не мало – от Смуты 16 века, до развала Советского Союза и цветных революций.
Важно помнить – мы живём в эпоху информационных технологий, в эпоху тотальной информатизации всех сфер общества, а значит и систем. Вся наша повседневная, крайне комфортная жизнь связана с информацией – начиная с получения прогноза погоды или информации о пробках в навигаторе и заканчивая массивом данных, который накапливают мегакорпорации о каждом из нас. За этот комфорт приходится платить уязвимостью – как своей личной, так и государственной. Фактически, мы все являемся частью информационной системы, которую плохо знаем и еще хуже контролируем.
Статистически 62,5% населения планеты проводят в сети «Интернет» почти 7 часов ежедневно, то есть более 40% своей жизни вне сна. Иными словами, почти половину времени бодрствования две трети населения может быть подвержено манипуляциям того или иного рода – через соцсети, рекламу, видеоигры или медиаконтент. А учитывая, что огромный поток информации, для которого не существуют ни государственных, ни социальных границ привел к значительному снижению уровня критического мышления, получился идеальный механизм воздействия на любую систему.
В случае войны – на систему общества противника, где каждый гражданин, сидящий со смартфоном в метро – это мобилизационный ресурс, наш или противника. Мобилизационный ресурс армии, науки, производства или в любой другой сфере. Игнорировать этот факт – опасно, а не использовать против противника — глупо.
Нужно признать, что «Интернет» и связанные с ним технологии – в мировом масштабе не наше поле боя. Не нами созданное и контролируемое тоже не нами. Конечно, оно очень удобное, отлаженное, но ровно до того момента, пока хозяин поля позволяет нам на нём играть. Мы все помним, как несколько месяцев назад, одним щелчком пальца противник разрушил всю нашу конструкцию информационного противоборства за рубежом просто заблокировав аккаунты “Youtube” всех крупных российских СМИ.
Время на войне – жизненно важный фактор, так же и на информационной. И противник использовал его с максимальной эффективностью – одновременно с блокировкой наших каналов началась массовая работа по дезинформации населения и дискредитации наших граждан в западных социальных сетях. Мы были не готовы. Нам не сразу удалось адаптироваться к новой информационной реальности, однако удалось. Мы приспособились, как и всегда. И должны приспосабливаться, адаптироваться дальше. Альтернативы пока не предвидится.
Нам необходимо менять тактику и создавать своё поле и свои правила. Ментальная, информационная война — война за умы людей, значит мы должны сделать наших людей невосприимчивыми к информационным атакам врага и минимизировать область их применения. Каждый новый ход врага мы должны сделать неэффективным, каждое его правило – обойти, а потом аккуратно покинуть чужое поле. И в перспективе – затащить на своё.
В учебниках дают крайне емкое определение войны – «Один субъект политики пытается силой изменить поведение другого, заставить его отказаться от своей свободы, идеологии, от прав на собственность, отдать ресурсы: территорию, акваторию и другое».
Ключевое здесь слово «Сила». Военная сила в классическом понимании – это количество живой силы и техники, с поправкой на квалификацию и опыт этой живой силы и современность этой техники. Проблема в том, что в современных условиях крайне важно учитывать еще такой параметр как мотивация. Никакой современный танк не поможет выиграть войну, если его экипаж деморализован или вообще остался дома. Современная война – это война за умы, а не за территорию или ресурсы. Это и цель, и средство, и поле боя.
Информационная война — война смыслов. Убедите солдата противника в том, что его борьба и его жертва не имеет никакого смысла и армия врага перестанет быть боеспособной. Одновременно с этим, необходимо оградить своего солдата от подобных манипуляций извне, а это можно сделать только поддержанием морально-психологического состояния и никак иначе.
Для того, чтобы усилить наши позиции в информационном противоборстве, нам необходимо создать единую теоретическую базу, которая будет основываться на практическом опыте в сфере информационно-психологических операций, и на её основе создать новую, современную нормативно-правовую базу.
Также, необходимо создавать продуманные, высококачественные материалы – медиаконтент, видеоигры, книги. Проводить операции более высокого уровня во взаимодействии различных ведомств, забыв, хотя бы на время, о конкуренции и личном показателе.
Необходимо повышать уровень технической оснащенности как отдельно взятых подразделений, связанных с информационным противоборством, так и государства в целом.
Но самое главное – обеспечение ментальной безопасности населения. В широком смысле, менталитет — совокупность умственных, эмоциональных, культурных особенностей, ценностных ориентаций и установок, присущих социальной или этнической группе, нации, народу, народности.
Другими словами, ментальная безопасность – система оборонительных сооружений и находящиеся в них воинские подразделения, только на информационном поле боя. Чем крепче наша оборона, тем больше шансов выстоять перед любыми атаками противника.
Чтобы укрепить ментальную оборону нашей страны, необходимо определить желаемую, приемлемую и полезную для всего населения цель развития общества и способы достижения этой цели. Нужно ответить каждому на простые вопросы: Кто мы? Зачем мы? Куда мы?
Информационные атаки противника чаще всего содержат в себе ложные обещания желаемых благ. Все государственные перевороты в современной истории, как правило инициировались западом и основывались на ложных обещаниях, как отдельным лицам, так и крупным социальным группам. Это возможно только в том случае, если у общества нет понятного, определённого пути к общежелаемой цели. Как показала практика, благосостояние общества не имеет значение. Значение имеет только цель и путь к ней. Все эти вопросы может решить только государственная идеология. Конкретная, понятная, желаемая.
И Ленин, и Сталин, и Хрущев, и Брежнев и Горбачев по дудку Запада плясали?