Встаёт два вопроса – а как найти на графике цены следы действий других участников рынка и как предугадать их дальнейшие планы? Но намного важнее понять, как именно другие участники оказывают влияние на трейдера и каков механизм этих манипуляций? Конечно, я отвечу на все эти вопросы далее в этой главе, и начну я с разговора о двух неочевидных (на первый взгляд) аспектах:
психологической ловушке и
стрессе. Эти два фактора являются
точкой приложения сил других участников и ключом к активации наших внутренних врагов, но и они же, пропущенные через фундаментальный навык эмоционального интеллекта –
эмпатию – являются нашим
мощнейшим навигационным инструментом в лабиринте предположений и интерпретаций увиденного на графике.
Механизм влияния других участников рынка на трейдера состоит, как уже можно догадаться, из двух компонентов – стресса, который является необходимой
средой влияния, и – психологической ловушки, являющейся
инструментом влияния. В отдельности друг от друга они не оказывают особого влияния, кроме психоэмоционального. Здесь важно отметить, что
под влиянием – я подразумеваю
побуждение к действию. А если быть ещё точнее – побуждение трейдера к действию, необходимого другому участнику рынка. В этом контексте все другие участники рынка по отношению к трейдеру являются
манипуляторами, задача которых
побудить массы трейдеров действовать неправильно. (
Так как русский язык велик, и каждый термин может обладать множеством значений, то здесь нам важно максимально чётко определиться со всеми терминами, так что – прошу прощения за занудство.)
Находясь в «правильном» состоянии стресса, к мыслям трейдера добавляются эмоциональные нотки, и чем глубже и дольше длится стресс, тем громче и ярче играет музыка эмоций. В этом «правильном» состоянии, манипулятору крайне легко затянуть трейдера в психологическую ловушку, отрисовав на графике цены некоторую фигуру или выбросив неожиданную новость, которая отзовётся глубинным эхом страха и жадности, приведя аналитическую цепочку рассуждений к логической ошибке прогнозирования и… трейдер совершает торговое действие, сулящее ему только убыток.
Убираем из этого дуэта стресс – и психологическая ловушка уже не вызывает нужного эффекта, так как размышления трейдера будут чистыми и рациональными, а выводы – логически верными. Если же убрать ловушку, но оставить только стресс – то трейдер, конечно, будет испытывать переживания, и будет усиленно искать сигналы отмены торгового решения для закрытия позиции, но он не начнет добровольно стрелять себе в ногу. То есть, в лучшем случае – трейдер заработает на фигуре или новости, а в худшем – недополучит часть прибыли. А вот психологическая ловушка в состоянии стресса – это то, что даёт манипулятору достаточно власти, чтобы обескровить трейдера и всегда быть в выигрыше.
Профессиональный трейдер должен это понимать (и здесь абсолютно не важны стиль торговли или таймфрейм, фьючерсы или акции, спекулянт или инвестор), тогда он сможет правильно интерпретировать следы действий других участников и
заработать вместе с ними. Звучит очень просто и очевидно, не так ли? Но не стоит обольщаться. Если бы всё было так просто, то все трейдеры были бы миллионерами, но статистика говорит об обратном. Поэтому я призываю
принять данность, что график цены может быть инструментом манипуляции, как и новостной фон, и публичные ожидания, и прогнозы, и статистика, и даже геополитика. Я призываю
разрешить себе искать следы этих манипуляций, открыть глаза, очистить разум от эмоций и предубеждений. Я призываю
пропускать через эмпатию весь поток информации и сам график цены – отстранённое восприятие через сопереживание. Нужно
войти в шкуру манипулятора и попытаться думать, как он. Нужно
влезть в шкуру толпы, и прожить её чувства. Всё очень просто, и, в то же время, всё очень сложно…
Всё в этом мире движется вокруг и ради денег и меценатов и благодетелей тут нет.
PS: Заходите на мой телеграм-канал
@ThePearlDiver. Там нет торговых сигналов, аналитики и гадания курса доллара, но есть ламповый Среднесрок, МояМамаИнвестор и Философия трейдинга.
Биржа работает по методу двойного аукциона.
Проблема в том, что Вы не знаете,
на каком аукционе Вы находитесь в данную секунду:
1. Или на Английском аукционе (цена только растет).
2. Или на Голландском аукционе (цена только падает).
3. Или на Китайском аукционе (цена не изменна, меняется количество товара, его объем).