Блог им. PaulPurifoy
Автор — приглашенный научный сотрудник Stanford Institute for Economic Policy Research (Stanford University), портфельный менеджер BlackRock (UK)
Преамбула: перепост перепоста автора — по причине еще более возрастающей актуальности. )))
ВЫДЕРЖКА ИЗ ПОСТА АВТОРА ОТ НОЯБРЯ 2021 ГОДА. АКТУАЛЬНОСТЬ ВОЗРАСТАЕТ.
1. Социальный контракт в автократиях и тоталитарных диктатурах характерен, по-мимо прочего, тем, что на вершине треугольника: государство — бизнес — общество — всегда находится власть, а номинальный вес двух остальных компонент соответственно всегда меньше веса государства, и может разниться между собой. В частности, такой паттерн социального устройства характерен для России: общество и бизнес находятся в подчиненном положении к власти. Этому есть очевидные причины, определяемые метисом, в частности исторически высокой дистанцией власти, низким уровнем индивидуализма и низкими коэффициентами терпимости во временных предпочтениях, т.е. неприятием изменений и неготовностью к рискам в связи с негативными ожиданиями и низким уровнем социального доверия. В числе прочих эти факторы порождают эффект колеи, закрепляемый, в свою очередь, современной авторитарной властью, поскольку такое положение вещей является оптимальным для удержания равновесия режима.
2. Россия имела несколько типов социальных контрактов за последние время. Нулевые годы начались с реформ Грефа, где основной идеей общественного договора было упорядочивание социально-политических и экономических процессов для стимуляции экономического развития и роста доходов в обмен на дисциплинированную уплату налогов и политическую лояльность. Эти реформы были, в известной степени, либеральными и позитивными в отношении формирования благоприятной среды для бизнеса и предпринимательской инициативы и безусловно дали положительный эффект.
Такой социальный контракт можно назвать потребительским, и он заключался в следующем: государство «наводит порядок», т.е ужесточает условия в политической сфере, но одновременно с этим создает адекватные регулирующие, судебные и арбитражные институты для индивидуальной гражданской, в первую очередь, предпринимательской инициативы, поощряет рост доходов населения и экономические свободы — и все это в обмен на постоянство и открытость в налоговых платежах со стороны общества и бизнеса, а также лояльность более сильной, чем была до этого, руке власти (необходимость в сильной руке была вполне логична, поскольку процесс реформ и упорядочивания, особенно в транзитном состоянии, в каком пребывала Россия в конце 90-хх — начале нулевых, требовал снижения этической и идеологической эластичности государства, т.е. его ужесточения). Политические ужесточения того времени, во-первых, касались преимущественно оппозиционных, но системных элит (история с «Мостом» и трансформациями в структуре олигархии) и элит бюрократических (например, отмена губернаторских выборов и прочие шаги в укреплении вертикали власти). Одновременно с этим гражданская инициатива, какой бы характер она не имела, в целом не преследовалась, а в некоторых случаях (предпринимательство, потребительская активность, гражданская самоорганизация и развитие интернета, общая информационная открытость) системно и активно поощрялась.
В целом можно сказать, что социальный контракт был равновесным и размен был равноправным: лояльность в обмен на обеспеченность и общественную открытость.
3. Постепенно по мере ухудшения внешнеэкономических условий, с одной стороны, и возрастающей потребности новых аффилированных элит в преумножении и разделении новых активов через контроль и распределение бюджета, с другой стороны, этот контракт претерпевал изменения. Изменения исходили, в основном, со стороны власти, где требования лояльности все возрастали, а былые бенефиции для общества все убывали, где возможности власти расширялись, а возможности общества сжимались. Одной из новых и главных бенефиций модернизируемого контракта для общества государство предложило метафизическую ценность - чувство национального величия и соответствующий нарратив: патриотизм, вставание с колен, великая страна, возрождение империи, особый путь, обман и потребительское отношение со стороны западных демократий, логично возникшая концепция внешнего врага и пр. Очевидно, что такой новый продукт социального контракта был способом для власти продолжать максимизировать собственную полезность и снизить одновременно с этим потенциальные сопутствующие издержки в виде социального недовольства и угрозы свержения. По сути власть вместо роста благосостояния и поощрения «хорошей жизни» предложило обществу идеологию по причинам как эндогенным (желание упрочить положение и возможности контроля рентного ресурса — бюджета), так и экзогенным (внешние экономические шоки).
Для того, чтобы общество смогло согласиться с такой заменой в условиях и выгодах контракта, власть предприняла два стратегических шага: 1) курс на консервативную денежно-кредитную и фискальную политику во избежание инфляции, как основного экономического триггера социального недовольства и 2) многослойное информационное манипулирование для максимальной пролиферации новой имперской-изоляционистской идеологии в общество. В качестве инструментария были выбраны полный контроль СМИ, всеобъемлющая пропаганда на грани противоречия здравому смыслу, но имеющая сильный национальный посыл, усиление репрессивных механизмов и расширение репрессивных ведомств, открытое неприятие и преследование оппозиционной активности. Общество в целом согласилось с внесением поправок в предыдущий контракт.
4. К 2014 году вновь под влиянием внешних (продолжение ухудшения внешнеэкономической конъюнктуры) и внутренних условий (экономическая стагнация и падение доходов населения как следствие ухудшения бизнес климата и снижения конкуренции, усиления бюрократических институтов и галопирующего роста коррупции, расширение государственной собственности, а также значительный рост репрессивного давления на общество, а не на системные элиты) государство, ощущая растущий навес социального недовольства, как главный риск-фактор, приняло решение обновить социальный контракт… и усилить предлагаемые бенефиции для общества, а именно подкрепить идеологию реальными достижениями. И аннексировало Крым, выбрало Украину в качестве угрозы русскому миру, усилило агрессию изоляционистской риторики по отношению к западным демократиям и назначило доминантного врага в лице США, окончательно сместило оппозицию в статус «врагов народа», в каких бы формах эта оппозиция не представала — и в качестве организованного политического движения, и в качестве СМИ, и в качестве частного мнения. Еще более усилились репрессивные механизмы. И общество опять согласилось с таким обновлением контракта.
5. К 2020 году предельные издержки власти для общества вновь стали угрожать полезности власти, и власть пошла на новое обновление контракта. На фоне пандемии, геополитических и внешних рыночных дисбалансов, власть еще больше накачала предыдущую идеологическую концепцию и еще больше расширила соответствующий нарратив с еще большей редукцией частных прав и свобод. Ужесточенные репрессии приобрели характер нормы и больше не требуют даже комментария или обоснования со стороны власти для общества, достаточно констатации и односложного заявления. Уровень концентрации и объема пропаганды — на уровнях тоталитарного государства, близких к предельным, возможность гражданской инициативы и самоорганизации сведены к нулю, предпринимательская активность и инициатива полностью ограничены уровнем бытового сервиса и харда, бюджетные интересанты в виде аффилированных бизнес-элит и бюрократии открыто контролируют бюджетные ресурсы и занимаются рентным предпринимательством. Немаловажным фактом легитимизации нового контракта стал фактически культ личности домена и полное устранение возможности выборной сменяемости, во-первых, через окончательную и фактическую девальвацию института свободных выборов с возможностью легального представления альтернативных политических мнений и предложений, а во-вторых, через изменение конституции и снятия ограничений сроков полномочий верховного правителя.
Все это значительно сместило Россию от софт-автократии назад - к репрессивной автократии на грани диктатуры, а еще точнее к исходной модели государства, как Оседлого Бандита в моделях Олсена.
6. Новый социальный контракт, судя по срезам социальной статистики и косвенным метрикам, был вновь акцептован обществом. Однако, со сменой поколений и растущим кол-вом нерациональных и некомпетентных решений власти эластичность общества снижается: издержки власти для общества начинают приближаться к предельным величинам, судя по стабильно растущему кол-ву сочувствующих любому виду оппозиции граждан. В частности, показательным выглядит тот факт, что рейтинг корневой правящей «партии», как и основных публичных представителей власти, резко снижается во всем обществе. В наименьшей степени это касается домена, что с одной стороны говорит о том, что рейтинг все таки снижается, а с другой стороны — о том, что такой социальный контракт, его условия и выгоды для общества становятся все менее очевидными. Это может означать усиление социального брожения и одновременное увеличение репрессивного давления со стороны государства, а также попыток обновления легитимизации и «всенародной любви». Это является иллюстрацией неизбежности принятия властью нерациональных решений и фактически показывает убывающую отдачу ее полезности.
7. По сути единственными, но весьма сильным драйверами устойчивости режима в нынешней ситуации и в некотором будущем являются два фактора: фактор персоны домена и фактор макроэкономической стабильности. Фактор личности домена — это доверие подавляющего большинства граждан и бюрократии к главе государства, основанное на личных симпатиях, когнитивных искажениях под влиянием пропаганды, низкого уровня индивидуального критического сознания и прямой заинтересованности элит в сохранении баланса и статус-кво. Фактор макроэкономической стабильности — это удержание сбалансированного бюджета и контроль инфляционных ожиданий на низком уровне, с одной стороны, и сохранение капиталистической системы как основы хозяйственных отношений и возможности сохранения потребительской динамики, с другой стороны. В случае сохранения устойчивости этих факторов нынешний режим может сохранять равновесное состояние и значительно продлить свое существование.
8. Однако в реальности оба эти драйвера начинают смещать ситуацию из равновесного состояния. Во-первых, кол-во нерациональных решений власти, в частности, усиления репрессий и ограничения прав и свобод, решения под воздействием межгрупповых конфликтов внутри элит, решения в отсутствие источников прямых и реальных сигналов об общественных предпочтениях, приобретает все больший объем. С другой стороны вынужденное (за неимением значимого экономического роста и бизнес-активности) ужесточение фискальной бюджетной и монетарной политики в виде поднятия пенсионного возраста, рост налоговых ставок и введение новых налогов, рост ставок для контроля инфляции и неизбежное падение доходов населения и покупательской способности также способствуют росту социального недовольства. При этом большая часть всех упомянутых шагов вынужденно озвучивается главой государства напрямую в обращении к гражданам, что может привести к ощущению нарушения контракта даже у наиболее лояльной части общества, а значит доверие к домену очевидно расшатывается и снижает устойчивость режима целом.
9. С точки зрения фактора макроэкономической стабильности рисков нарушения равновесия несколько меньше, поскольку накопленные резервы, низкий долг и возможный ситуационный рост сырьевых активов время от времени, а также сохранение капиталистического фрейма экономики могут способствовать сохранению экономической устойчивости, а значит ощущению материальной стабильности у населения, даже если нет роста, даже если уровень благосостояния на низком уровне. Однако, с учетом тотальной зависимости российского бюджета, а именно, рентного ресурса, от сырьевых цен, а также полной деградации инвестиционно-предпринимательского климата и отсутствия предпринимательских стимулов риски дисбаланса значительно возрастают в последнее время. В немалой степени этому способствует озеленение и тотальная цифровизация мировой экономики — инновации и технологии с одной стороны и рост значимости альтернативной энергетики с другой фатально смещают Россию, на длинном горизонте, с былых конкурентных позиций, а значит лишают режим ресурса той самой макроэкономической устойчивости.
10. Ждем продолжения монетарного и фискального ужесточения и новых инициатив власти для роста и урепления доверия к домену. Кажется основной тренд таких инициатив становится ясным и дискурс прежний: разжигание патриотизма и «любви к родине», культивация очередных «угроз национальной безопасности» со стороны хищного собирательного Запада и конкретно США, изоблечение «внутренних врагов»… ну и конечно демонстрация незаменимости персоны домена во всех возможных контекстах. Приложение №… к все тому-же социальному контракту от такого-то числа такого-то месяца такого-то года… Точные цифры подставляйте сами.
Считаю, Вас всегда интересно почитать! Так скажем, чтобы понимать причины потери доминации Запада!
Надо будет ещё раз пересмотреть книги, на которые Вы часто ссылаетесь! Это полезно для развития!