Блог им. arcaniscapital

Космос 2.0: экономика отрасли

    • 22 августа 2021, 07:06
    • |
    • Arcanis
  • Еще

Космос 2.0: экономика отрасли

Прошло 50 лет с того момента, как доля государственных расходов на развитие космической отрасли США и Советского Союза показала пик. И похоже, что спустя пол века, мы имеем дело с новым витком технологического противостояния в этой области, но уже между США, Китаем, возможно, Россией и частными компаниями. И если раньше великой целью было просто долететь в космос и вернуться обратно, то теперь страны хотят освоить Марс. Стремительное развитие технологий привело к тому, что затраты на разработку и запуски аппаратов снизились значительно, что открыло возможность участвовать в космической гонке фактически всем желающим.

Борьба за Марс, если её можно так назвать, пока не несет коммерческого смысла и в ней участвуют единицы стран и компаний. И борются они скорее за возможность показать своё превосходство над другими, укрепить веру граждан в своё государство и т.п. (по аналогии с тем противостоянием, которое было 50 лет назад). Тем временем, если сместиться ближе к Земле, то обнаружится, что количество запущенных спутников выросло в 14 раз за 2010-2019 годы и ожидается, что с 2020 по 2029 запуски вырастут ещё в 10 раз до 40 тысяч объектов. И подавляющее большинство спутников, около 90%, будут малыми, и принесут более $100 млрд выручки тем, кто предоставляет инфраструктуру для их запуска. А целиком рынок так называемой космической экономики достигнет $1 трлн к 2040. Рынок приличный, но главной задачей остается удешевить килограмм массы, который доставляется в низкую околоземную орбиту: тот, кто сможет делать это быстро и дешево, вероятно, получит наибольшую долю рынка.

Всего различают 4 класса ракет в зависимости от их способности нести полезную нагрузку:
1️⃣ Ракета-носитель с малой полезной нагрузкой способна переносить вес до 2000 кг.
2️⃣ Средняя грузоподъемность находится в диапазоне 2000-20000кг. К таким носителям относятся «Союз», «Протон» и многоразовый Falcon 9.
3️⃣ Большая грузоподъемность определяется в диапазоне 20000-50000кг. С такой задачей справляются одноразовый Falcon 9 и Delta IV Heavy.
4️⃣ Сверхтяжелой ракетой считается та, что способна нести груз более 50000кг. К таким относятся Starship и Saturn V.

Малые носители имеют свои преимущества в сравнении с большими ракетами: можно отправлять небольшой груз на отдельной ракете вместо того, чтобы отправлять множество малых грузов на одной большой ракете. Благодаря этому, заказчик заплатит меньше, получит услугу быстрее и не будет зависеть от других слотов на большой ракете.

Игроки

Только в США можно насчитать уже около 100 стартапов, которые работают в области ракетостроения с прицелом на космос, но реально что-то работающее есть далеко не у всех. В некотором роде лакмусовой бумажкой можно считать поддержку военных сил США в 2020 году. Контракты на 2 запуска для каждой компании получили (срок исполнения – 24 мес):
1️⃣ Aevum. Полезная нагрузка до 100кг.
2️⃣ Astra Space. Полезная нагрузка до 100кг.
3️⃣ X-Bow Launch Systems. Полезная нагрузка до 250кг.
4️⃣ Rocket Lab. Полезная нагрузка до 150кг.
5️⃣ Space Vector. Полезная нагрузка до 20кг.
6️⃣ VOX Space (дочерняя компания Virgin Orbit). Полезная нагрузка до 300кг.

При этом по состоянию на середину 2020 года (когда компании получали контракты) в космос реально летала только одна компания – Rocket Lab.

Rocket Lab

21 января 2018 года, ракета Electron компании Rocket Lab впервые успешно вышла на орбиту. К самому явному преимуществу устройства ракеты можно отнести двигатель, который можно полностью напечатать на 3D-принтере, что снижает затраты и время производства. Помимо этого, компания планирует повторное использование первой ступени ракеты. Для этого планируется использовать парашют и ловить ступень с помощью вертолета.

Virgin Orbit

Ракета LauncherOne, разработанная Virgin Orbit, в качестве первой ступени использует модифицированный Boeing 747 (ракета располагается под крылом самолета). Здесь есть как преимущества, так и недостатки: с одной стороны, ракету можно запускать с любым наклоном орбиты и в любую погоду, а с другой, размер ракеты ограничен и сложность запуска значительно увеличивается. Впервые ракета успешно вышла на орбиту в январе 2021.

Astra Space

Главные преимущества Astra: мобильность, дешевизна. Ракета и вся инфраструктура, необходимая для запуска, способна уместиться в стандартных морских контейнерах. Кроме того, как уже показали полевые испытания, компания способна доставить всё необходимое для запуска ракеты в любую точку мира за 24 часа (контейнеры можно погрузить в C-130 и доставить куда угодно). Подобная оперативность открывает великолепные военные возможности, – например, при необходимости начать срочное наблюдение за определенной территорией.

Relativity Space

Компания планирует отличиться тем, что ракета Terran-1 будет полностью напечатана на 3D-принтере. Следовательно, компания планирует значительно сократить количество деталей для сборки ракеты (примерно в 100 раз).

Это основные игроки рынка малых пусковых установок с лидерами в лице Astra Space и Rocket Lab. Как упоминалось выше, существуют и другие небольшие компании, конкурирующие за новый кусок пирога, но информации о них совсем мало. Для упомянутых ракет известны ориентировочные данные о стоимости:
1️⃣ Astra – $2.5m (планируется снизить в будущем до $1m)
2️⃣ Electron (Rocket Lab) – $7.5m (планируется снизить в будущем до $5m)
3️⃣ LauncherOne (Virgin Orbit) – $12m
4️⃣ Terran-1 (Relativity) – $12m
Цифры пока не точные, т.к. разработка для многих ещё продолжается, но уже видно насколько экономичнее выглядит ракета Astra, если необходимо доставить небольшой груз. А именно на такие грузы подобные ракеты и рассчитаны: аппараты для ДЗЗ (дистанционное зондирование Земли) и связи.

SpaceX, Blue Origin, Virgin Galactic

Эти компании, несмотря на то, что находятся в одной индустрии с вышеупомянутыми, нацелены совсем на другое, а именно на такие вещи, как межпланетное сообщение, космический туризм и всё, что с этим связано. Это направление гораздо более спорное, чем доставка малых грузов на орбиту, т.к. космический туризм не терпим к ошибкам, а миссии на другие планеты пока невозможно монетизировать (кроме как рекламным плакатом на ракете). Тем более, что Virgin Galactic, несмотря на продажу билетов с ценой от $450 тысяч, формально так и не были в космосе – ракетоплан поднялся на высоту 86 км, что ниже линии Кармана (100 км), с которой начинается космос. По этим причинам компании, которые ориентируются на запуски малых грузов, намного перспективнее с точки зрения получения стабильного кэш флоу. К другим выгодоприобретателям от стремительного развития космической экономики относятся компании-поставщики различных материалов, компонентов и оборудования. В рамках данного обзора они рассматриваться не будут, т.к. это хоть и связанные, но разные области, как рынок полупроводников и смартфонов.

Итоги

Космический рынок оценивается сейчас в $350b, что ненамного меньше, чем полутриллионный рынок полупроводников. Сегмент малых пусковых установок – наиболее перспективное направление для извлечения прибыли. И главным фактором, который определит лидеров рынка, является стоимость 1кг массы, выводимой на орбиту. В текущей расстановке сил явно лидируют только Astra Space и Rocket Lab. Причем Astra может вырваться вперед после того, как покажет свою способность стабильно производить запуски, чего компания планирует достичь в этом году.
В последующих обзорах будут рассмотрены упомянутые компании с инвестиционной точки зрения.

 Мой телеграм — https://t.me/arcanis_investments. Обзоры компаний, личного портфеля и основных тенденций на рынках.



    Пользователь запретил комментарии к топику.

    теги блога Arcanis

    ....все тэги



    UPDONW
    Новый дизайн