Источник
Давайте во-первых разберемся, много ли продает ЦБ валюты? Если Вы зайдете на сайт Банка России, то вы узнаете что он вообще не продает валюту. НОЛЬ.
«Данные по операциям Банка России на внутреннем валютном рынке (ежедневно)»
Дело в том, что проводимые ЦБ операции на валютном рынке он не считает своими (хотя именно он принимает решение что и как делать — зеркалировать ли операции Минфина или нет, продавать ли с опережением и т.д.) и лукаво записывает их в операции Минфина. Так что, сколько чего он сделал на рынке, видно из другого отчета*:
«Факторы формирования ликвидности банковского сектора (по дням)»
Тут есть тонкость: указанная дата операций на самом деле — это дата расчетов по сделкам, сами сделки совершаются на один рабочий день раньше.
Нетрудно убедиться, что объемы продаж весьма невелики и их действительно хватит такими темпами на несколько лет даже при таких вот ценах на нефть близких к нулевым (URALS уже 11 долларов, что ниже цен 1998 года с учетом долларовой инфляции). Видно как ЦБ увеличил объемы при падении нейти ниже 25 долларов («по сделке по продаже акций Сбербанком»). Хватит ли их для того чтобы курс оставался стабильным долгое время — отдельный вопрос, но на горизонте нескольких месяцев такой проблемы нет.
Что касается резкого падения суммы резервов (маленький кивок на графике, где показаны резервы в долларах и операции Минфина в рублях по бюджетному правилу), то он связан главным образом с переоценкой ЗВР — ведь на сентябрь 2019 года всего лишь 24% резервов было в долларах США (30% в евро, 20% в золоте, 12.% в китайском юане), так что переоценка в долларах может сильно меняться в зависимости от курсов валют и цен на золото.
Резервы не сжигаются, и используются с пользой, как и было задумано бюджетным правилом: доллары меняются на рубли, которые закрывают дефицит бюджета. По сути дела его теперь оплачивают те инвесторы, которые сейчас хотят выйти из рубля. Несколько лет до этого курс рубля был «занижен» относительно того, каким бы он был без операций Минфина. Теперь — «завышен». Итог: гораздо меньший размах колебаний курса по сравнению с 2014 годом.