Блог им. jamillioner

Инвестиции в IPO, что теперь с ними будет при таком рынке

Привет, Смартлаб (уже пятый раз).

Сегодня пока рынки падают потом растут, потом опять падают, давайте немного поговорим на отвлеченную тему, а именно при таком рынке, что теперь будет с IPO? 

Последнее время в России появилась целая индустрия, которая «втюхивает» новичкам акции компаний выходящих на IPO до сих пор в большинстве случаев это работало, так как при таком количестве ликвидности на рынке такие истории росли как на дрожжах. Думаю теперь при таком рынке для сомнительных IPO наконец-то наступит «ядерная» зима. Я просто уверен что многие компании, которые собирались на IPO, теперь просто кардинально поменяют свои планы, а те которые уже вышли уже упали и еще упадут ниже плинтуса.

Если вам больше нравится потреблять информация в видео формате, то я записал на эту тему видео, после него идет статья на эту тему.



Мы в свою очередь давайте разберемся в механике IPO и инвестициях в оные, а именно о том, как происходит размещение акций компании на бирже, как можно на нем заработать и самое главное как избежать потерь, давайте рассмотрим эту тему более обстоятельно.

 В начале коротко поясним, что такое IPO, на английском термин звучит как Initial Public Offering, простыми словами — это процесс первого размещения акций до этого не публичной компании на публичной фондовой бирже. Обычно возможность купить акции при их первичном размещении предоставляется как институциональным инвесторам, таким как инвестиционные и пенсионные фонды так и частным инвесторам, то есть таким же простым смертным как мы с вами.

Итак давайте сначала рассмотрим, почему компании стремятся на публичный рынок и какие для них в этом процессе таятся плюсы и минусы? 

Во первых когда свободных денег на публичном рынке много можно достаточно просто привлекать капитал на развитие бизнеса путем выпуска новых акций, особенно это актуально для компаний которые быстро растут например такие капиталоёмкие истории как Тесла постоянно привлекают дополнительный капитал путем выпуска дополнительных акций, тем самым в теории кстати размывая доли текущих акционеров, но так как цены на акции Теслы растут как на дрожжах, акционеры пока просто не замечают размыв своей доли так как она замечательно компенсируется ростом цены на акции.

Во вторых выход на IPO открывает для создателей бизнеса и его инвесторов возможность выгодно продать акции на публичном рынке, на данный момент как мне кажется это является основной причиной выхода на публичный рынок.

Из минусов стоит конечно отметить кратное увеличение требований к отчетности и раскрытию той информации которой до этого можно было не раскрывать, публичность накладывает на компанию дополнительные требования к отчетности, что влечет за собой расходы на привлечение дополнительного персонала помогающего все эти отчёты составлять.

В основном на публичный рынок выходят быстрорастущие компании уже привлекшие достаточное количество инвестиций от венчурных фондов среди таких компаний последние 10 лет преобладают  высокотехнологичные компании, но бывают и исключения например некоторые компании возвращаются на публичный рынок после так называемого де-листинга своих акций из последних таких примеров можно назвать легендарную компанию производителя джинсов Левайс, компания которой уже 166 лет впервые вышла на публичный рынок в 1975 году, но потом решила снова превратится в не публичную компанию и только через 34 года менеджмент и акционеры снова решили вывести её на публичный рынок. Илон Маск кстати так же грозился выкупить акции Тесла с публичного рынка использую деньги арабских инвесторов, мотивируя это тем, что публичные инвесторы не понимают его компанию.

Как проходит процесс размещения?

Еще до того, как владельцы компании зазвонят в знаменитый колокол на открытии Нью Йоркской Фондовой биржи или на бирже NASDAQ самой компании нужно полностью завершить планирование нескольких важных вещей, которые должны произойти до IPO.

 Во первых компанией должна управлять профессиональная команда менеджеров способных хорошо изъясняться на публике и желательно имеющая опыт управления публичными компаниями

 Во вторых многие компании готовящиеся выйти на IPO уже заранее открывают публике свою финансовую отчетность.

 В третьих нужно определится с количеством акций, которые компания собирается продать во время IPO, обычно на IPO компании размещают достаточно небольшой пакет акций принадлежащий создателями компании и инвесторам разных стадий от семьи, друзей, родственников и инвест-ангелов до крупных венчурных фондов. На остальную же часть акций компании накладывается так называемый lock up период, контролируемый соответствующим договором, в нем может быть указано много разных нюансов, например какую часть акций инвесторы, создатели бизнеса и ранние работники могут продать по истечении первого lock-up периода, обычно он составляет пол года. Если IPO прошел достаточно успешно и по истечении lock up периода акции компании сильно не просели а наоборот даже выросли в цене, уже сама компания по решению совета директоров может производить выпуск дополнительных акций, чтобы поднять дополнительный капитал на свое развитие.   

 В четвертых компании необходимо нанять крупную юридическую компанию для юридического сопровождения IPO.

 И в пятых компании нужно определится со стратегией по защите от поглощений исходящих от публичного рынка в последние годы появилось много агрессивных групп инвесторов называемых активистами которые скупают акции с правом голоса и получают места в совете директором с целью заставить компанию выполнять требования имеющие цель увеличить цену акций за короткое время и потом выйти с прибылью обычно такие инвесторы настаивают на увольнениях и продажах активов иногда они полезны но обычно создатели компаний боятся их как огня и хотят себя обезапасить, здесь существуют разные стратегии, но в основном они связаны с выпуском акций различных классов, давайте рассмотрим одну из стратегий используемую всем известной компанией Гугл, при выходе на IPO создатели Гугла — Ларри Пейдж и Сергей Брин, а также крупнейшие инвесторы сильно опасались утраты создателями бизнеса контроля при выходе на IPO и соответсвенно не выполнения их долгосрочной стратегии по развитию компании.

Поэтому было решено выпустить три класса акций:

 Класс A: Этот класс акций предназначен для публичных инвесторов которые хотят иметь голос в компании у каждой акции один голос на собрании акционеров и тикер GOOGL.

Класс B: Класс предназначен для создателей и инсайдеров компании и не представлен на публичном рынке, хотя создатели в любой момент могут конвертировать акции из класса B в класс A и продать их на публичном рынке. Также одна акция класса B имеет 10 голосов и соотвественно при конвертации превращается в 10 акций класса A.

Класс C: Данные акции не имеют права голоса и в большинстве случаев выдаются работникам и некоторым держателям класса А, акции торгуются на публичном рынке под тикером GOOG. 

 Компания вступает в переговоры с так называемыми андеррайтерами (underwriters) обычно это крупные и всем хорошо известные мировые инвестиционные банки, такие как американские Bank of America Merrill Lynch,  JPMorgan Chase, Citigroup и Goldman Sachs, швейцарские Credit Suisse, UBS, немецкий Deutsche bank и британский Barclays. По совету андеррайтеров компания определяет какую часть своих акций стоит предложить публичным инвесторам, часто проводятся довыпуски акций или так называемые сплиты акций когда к примеру общее количество акций снижается, а их цена соотвественно растет, так как публичные компании предпочитают чтобы их акции стоили от 10 долларов и выше, чтобы доступ к ним был у каждого. Есть конечно исключения такие как компания Вуоррена Баффета Berkshire Heathaway, акции класса А которой стоят под 200 тысяч долларов, чтобы решить проблему доступности акций Баффету пришлось выпускать акции класса Б, которые уже стоят пару сотен долларов.  

 После того, как количество размещаемых акций определено компания выпускает проспект IPO оформленный по определенным правилам и обычно называющийся в Америке формой S-1, в котором компания указывает общую информацию о компании и её бизнесе, обращение менеджмента к будущим акционерам, факторы риска при инвестициях в акции компании и подробную финансовую информацию за последние пару лет предшествующие IPO. В качестве примера можно привести форму S-1 компании: Uber: https://www.sec.gov/Archives/edgar/data/1543151/000119312519103850/d647752ds1.htm 

После этого андеррайтеры проводят так называемое Road show, во время которого представители инвестиционных банков предлагают пул выделенных им акций институциональным инвесторам и брокерам через которых акции перед IPO могут приобрести и частные инвесторы, за каждую проданную таким образом акцию андеррайтеры получают щедрую комиссию иногда доходящую до 5 процентов от суммы IPO, комиссионные обычно напрямую зависят от количества акций размещаемых на IPO, чем больше сумма от продажи акций тем обычно меньше проценты комиссионных андеррайтеров.

Кто зарабатывает на IPO гарантированно.

Для того, чтобы ответить на этот вопрос, давайте рассмотрим замечательную диаграмму Анны Витал, которая показывает, как устроены инвестиции в инновационные стартап компании, а именно они в основном и попадают последнее время на IPO.

Инвестиции в IPO, что теперь с ними будет при таком рынке

Как видно из этой схемы в основном почти всегда на IPO зарабатывают инвестбанкиры, основатели бизнеса и ранние инвесторы, а вот публичные инвесторы берут на себя самые большие риски. 

Успешные и провальные IPO последнего времени

Давайте начнем наше повествование с провальных IPO последнего времени. Одним из таких является IPO компании Snap, владельца социальной сети для подростков — SnapChat. На roadshow акции компании стоили около 17 долларов, при выходе же на IPO акции стали стоить 27 долларов. На 18/03/2020 акции уже стоят $8.91.
Инвестиции в IPO, что теперь с ними будет при таком рынке

То есть если вы были в этой бумаге с самого начала и даже по подписке в 17 долларов вы потеряли достаточно много почти в любом случае, заработать вы только могли при выходе сразу. Но обычно на пакеты купленные по подписке накладывается ограничение в пол года, так называемых lock up период. Основными бенефициарами в данной ситуации стали создатели компании во главе с Evan Spiegel (Эван Шпигель), который стал самым молодым миллиардером в США в 2015 году, купил огромную резиденция в Беверли Хиллс и женился на модели Миранде Керр. 

Естественно бывают и исключения из правил, такие как компания MongoDB, Inc. (MDB), производитель продуктов основанных на базах данных нового поколения, так называемых NoSQL databases. Данная компания выходила на IPO по цене в диапазоне от $20-$22, а теперь на 18/03/2020 акции уже стоят $114.52, на пике были и дороже около $150. Тут яркий пример порядочности менеджмента и инвесторов, отличная выручка и инновационный продукт хорошо продающийся даже во времена кризиса.

Инвестиции в IPO, что теперь с ними будет при таком рынке

  



теги блога Просто Миллионер

....все тэги



UPDONW