К сожалению или к счастью деньги всё сталкивается с разочарованием. Быстрые деньги уходят и приходят более умные оценки. Рынок начинает наказывать всех. К чему это я? Давайте начнём отталкиваться от того, что по заявлению Forbes в 2019 году успели закрыться сотни различных стартапов, которые в какой-то мере могли быть интересными ( или не очень ). Выживание очень сложная штука. И вот в чём ещё проблема, дело в том, что в ходе анализа было выявлено, что из 20 самых дорогих провалов китайских стартапов более половина пришлось на 2019 год. Стоит ли задуматься? Быть может да.
В 2019 году известному российскому фонду DST Global ( известному в том числе за счет удачных инвестиций в американские и китайские компании), тоже пришлось списать некоторые убытки. Подвёл стартап Taojiji. В эту неудачную инвестицию попали и некоторые другие российские игроки на рынке венчура.
Вы наверное 100 раз слышали про Softbank, который продолжает показывать свои неудачи. Из крупных его неудач стоит отметить WeWork и Uber, где убытки исчисляются миллиардами. Недавно добавились Oyo и ещё стартап, который пытался развиваться за счёт привлечение клиентов на покупку косметики без наценки за бренд. Убытки Softbank в последнем случае оказались более 200 млн долларов.
Таким образом можно сказать, что несмотря на то что денег в избытке, то они становятся более дорогими. Что это значит? Никто не готов терять и бездумно вкладывать во всё. Многие идеи настолько раздуваются для инвесторов, что происходит вполне логичный полупызырь.
Вспомните рынок компаний с легальной марихуаной. Об этом писали все. Все говорили, что это новое золотая жила. Всё это впаривалось инвест банками вполне удачно наивным инвесторам. Для примера Curaleaf сейчас стоит намного дешевле чем при размещении.
Также успешен был хайп вокруг искусственного мяса. Beyond Meat был разогнан вверх довольно успешно после IPO и за 2-3 месяца буквально взлетел вверх. Где он сейчас? На более чем 50% дешевле тех цен. Вероятнее всего подписка с инвест банком была другой, но кто знал об этом? Иногда они разгоняют акции в небеса, а потом отпускают, а иногда сразу отпускают… Ваша неудача, как всегда в том, что такие вещи вы не будете знать почти никогда, если только вы сами не владелец какой-нибудь компании, которая выходит на IPOю
Интересен также бизнес и в России. Хайп и интерес вокруг доставки еды сделал так что закрылись 4 довольно крупных проекта, которые просто не выдержали конкуренции с компаниями, которые могут вливать деньги и долго работать без прибыли ( Яндекс.Еда как пример).
Вполне возможно, что из этого всего упавшего и никому ненужного есть какой-то бриллиант, который однажды может дать просто нереальную прибыль и обогатить того меткого инвестора… но для этого вам нужно быть достаточно хорошим фундаменталистом и конечно везунчиком… это очень интересным рынок, но он явно не для новичков… поэтому если не уверены, то не лезьте в такие вещи никогда ( крупняки тоже растут вполне неплохо, когда даёт рынок). Вполне возможно, что даже больше нереальным везунчиком, чем нереальным фундаменталистом.
всем удачи…
Сюда же еще скандальное IPO Groupon. Где сначала раздули хайп на откровенно пустом месте, инвесторы радостно брали акции. А то, что купоные привлекали лишь халявщиков, то, что модель в принципе была убыточная — даже никто не думал. А когда после ipo все повалилось вниз, инвесторы внезапно обиделись и побежали в суды.
Честно говоря, когда пузырь Групона стал лопаться, я подумала, что это все, что-то типа лопанья пузыря dot com в начале нулевых, но нет, nasdaq стал пузыриться и дальше.
Тут еще Таксовичкоф хороший пример. Пока держатся, и неплохо.
Но что получит программист, разрабатывающий систему для Таксовичкоф — ну зарплату чуть выше среднего по отрасли. Даже процента от прибыли не дадут. Тем не менее, сделали же, работает, развивается. А что получит программист из Яндекс. Такси — высокую вероятность стать долларовым миллионером после ipo, даже если прибыли никогда не будет.
Да, люди внутри пузырей выигрывают. Да, молодежи хорошо, много возможности для стажировок, через пару лет — уже опционные программы и заработок на росте акций, а не только зарплата. Но те, кто не участвует в этом пузыре, в более тяжелых условиях, им приходится конкурировать вовсе не по бизнесу, не по операционным и финансовым показателям деятельности, а по доступу к легким деньгам. Даже в США часто пишут истории «как мы уехали из Калифорнии, потому что стало невозможно дорого жить».
По поводу доставки еды, Яндекс.Еда не просто так выживает на этом рынке. Если многие компании работали с маржой 10% (да-да-да, и они думали что это много), то Яндекс.Еда работала с маржой 30%. Естественно они ARPPU показывали выше, чем конкуренты. Потом и остальные лидеры начали по 30% маржи закладывать.
Если сейчас построить юнит-экономику Яндекс.Еды в Москве, то это будет прибыльный бизнес. Но у Яндекса есть возможность использовать текущую аудиторию.
Прямо сейчас в регионах очень жестко борются за клиента Яндекс.Такси и Ситимобил (Мейл.ру). Практически наверняка они имеют отрицательные финансовые показатели. Как рынок будет сформирован, цены поднимутся, маржа увеличится и все опять будут зарабатывать.
Скоро начнётся битва бюджетов между Яндекс.Лавкой и Сбермаркетом (Сбербанк и Инстамаркет). Сбер решил сразу пойти в регионы, а Лавка окучивает Москву и Питер.
Темы для стартапов будут появляться всегда. Стартапы одиночки вряд ли будут выживать, не то время. Трафик стал слишком дорогим. Для стартапов одиночек сейчас нужно показать работающую бизнес-модель, привлечь инвестиции, промасштабироваться и продаться крупному игроку. Это выгодно и крупному игроку, это выгодно и создателю стартапа.