Блог им. AlekseyAleksey
Наибольшую долю в индексе BIST30 стамбульской биржи занимает ритейлер «BİM Birleşik Mağazalar A.Ş.» (9,49%). Впервые магазины сети открыли двери в 1995 году. Главный принцип компании заключается в том, чтобы предлагать потребителям основные продукты питания и потребительские товары по лучшим ценам и наивысшего качества.
BİM, пионер модели «жестких» скидок в Турции, ограничивает ассортимент своей продукцией примерно 700 наименованиями, так же, есть ещё магазины работающие под брендом FiLE (на конец 3 квартала их было 58, 4000-4500 SKU). В настоящее время в сети более 7000 магазинов, причём не только в Турции, но и в Марокко и Египте. Если быть точным (по состоянию на конец 3 квартала 2018 года) общее количество 7323, из них 712 магазинов за пределами Турции. А вот так, собственно, выглядят торговые точки (фотографии с официального сайта):
Магазин снаружиВсё крайне просто, нет стеллажей, продукция стоит на поддонах. Вы по прежнему считаете внутреннее убранство «Магнита» не очень хорошим? :) Конечно, было бы неплохо самому походить по магазинам сети и увидеть всё своими глазами. По идее, сайт это же обложка, должны выкладывать самое лучшее. А что если, это и есть самое лучшее? Сам лично я бывал в магазинах сети «Migros». Там внутри всё симпатичнее на порядок. Хорошо бы ещё и сравнить по ценам с другими сетями. Изначально же, магазин позиционирует себя как серьёзный дискаунтер. Возможно, это преимущество как раз-таки и перевешивает остальные недостатки. И они, кстати, в своём годовом отчёте за 2017 год это и подчёркивают, стараются делать интерьеры как можно проще. А вот, как раз магазины «FiLE» — это некий «премиум» сегмент. Больше напоминают типичные супермаркеты
Стоит обратить внимание на категории товаров:
Презентация компании за 2017 год.Более чем 2/3 ассортимента — это товары под собственной маркой. Пишут, что первыми в Турции пришли к такой модели.
Рассмотрим самую свежую финансовую отчётность компании (3Q 2018):
Баланс42% всех активов — это основные средства. Подробнее:
Основные средстваЕщё 17% — это денежные средства и их эквиваленты, а так же долгосрочные и краткосрочные финансовые активы:
Инвестиции«İdeal Standart» — это магазины сантехники. Их стоимость в отчётности является оценочной.
Денежные средства и эквивалентыВ обязательствах отсутствуют кредитные средства. Таким образом, чистый долг отрицательный и равен -1123 млн. лир.
Рассмотрим P&L:
P&L9м 2018/9м 2017 выручка выросла на 28%, а вот операционная прибыль увеличилась почти на 40%. Практически на столько же выросла и чистая прибыль компании.
Продолжают заниматься инвестиционной деятельностью, вкладывая много денег в основные средства, открывают много новых магазинов:
CFНо FCF остаётся положительным и равен 624 млн. лир.
Рассмотрим показатели в динамике:
Показатели с 2010 годаНа диаграмме наглядно видна связь между ростом выручки и рыночной капитализацией с 2010 года.
Количество магазинов за 9 лет выросло в 2,5 раза.
Количество магазиновТекущие мультипликаторы LTM (при котировке 90 лир за акцию):
P/E=24,6
P/BV=8,6
ROE=42%
EV/EBIT=19
Net Debt / EBIT=-0,81
Current Ratio=0,9
Компания очень не дешёвая.
Дивидендная политика предусматривает выплаты в размере не менее 30% чистой прибыли, но по факту платят около 70%:
ДивидендыЗа 2018, наверное, будет побольше — 2,2-2,3 лиры на акцию. Что даст около 2,5% доходности. Совсем не много.
Вердикт — дорого, если сравнивать с нашим рынком, даже очень.
Правда возникает вопрос, а что если темпы роста будут такими же высокими? Возможно ли это? И как долго? Насколько произошло насыщение данного сегмента в Турции? Или возможна крупная международная экспансия в страны Магриба?
Если у вас есть опыт инвестирования на турецком рынке и вы хотите обсудить эту тематику, то пишите!
Данный обзор не может рассматриваться или использоваться как индивидуальная инвестиционная рекомендация. Ансимов А. А. не осуществляет деятельность по инвестиционному консультированию и не является инвестиционным советником.
Несмотря на то, что данный материал был подготовлен с максимальной тщательностью, Ансимов А.А. не может гарантировать достоверность и полноту включенной в обзор информации. Ансимов А. А. не несёт ответственности за убытки от использования информации, содержащейся в данном обзоре.