К теме соблюдения прав миноритарных акционеров часто приводят запад, как идеал, к которому нужно стремиться. Я бы хотел напомнить недавнюю историю выкупа миноритарных долей в ТН-БП.
Вкратце так. Группа мажоритарных акционеров ТНК-БПХ (BP, Фридман, Блаватник, Вексельберг) продали свою доли Роснефти, но не напрямую, а в компании -владельце ТНК-БПХ. Так как Закон об АО не предусматривает в таком случае выставление обязательной оферты, то она первоначально не была выставлена. Роснефть перестала выплачивать
дивиденды по ТНК-БПХ и начала выводить денежные средства через займы. Миноритарным акционерам удалось достучаться до премьера Медведева, который чуть надавив на Сечина заставил выставить оферту. Оферту выставили, но она миноритариев не обрадовала: цена была примерно в 2 раза ниже, чем для мажоритарных долей. Конечно, далеко не все согласились на такие условия и поэтому Сечину пришлось применить хитрость. Так как он уже консолидировал около 95% акций, но не мог в силу Закона объявить принудительный выкуп, пришлось продать неизвестной структуре около 10% по цене оферты (т.е в 2 раза ниже ее покупки) и тут же выкупить назад. Теперь по Закону можно выкупать принудительно, что и было сделано.
Да, Сечин злобный, но посмотрите на поведение крупных акционеров. Они могли при продаже своих долей сделать оговорку по поводу оферты миноритариям, но не сделали этого. Они могли сначала упростить структуру владения, чтобы цена выкупа не могла быть заниженной, но не сделали этого, очевидно, не решив поступиться своими выгодами. А вот частная западная очень крупная компания BP даже и поимела выгоду от обмана миноритариев. Дело в том, что она получила и деньги и долю в Роснефти. Так как Роснефть получила выгоду от выкупа по сниженной цене примерно в 125 млрд руб, то выгоду получила и BP, как акционер.
Так что не один там Сечин злобный, при возможности обмануть может каждый.
Да, Роснефть и BP выгадали от этой сделки, но сложно оценить ущерб нанесенный экономике России. Ведь из таких историй и складывается инвест.климат, а это уже сотни миллиардов долларов, которые никогда не придут, как от внешнего, так и от внутреннего инвестора.
Путин обещал, что ни у кого принудительно ничего не выкупят, всё произошло ровно наоборот.