Блог им. MyKey
К неожиданному для самих себя открытию пришли немецкие исследователи, изучающие работу мысли при игре в шахматы. Оказалось, что гроссмейстеры и простые любители за шахматной доской мыслят разными участками мозга.
Работа мозга при игре в шахматы, которую считают одной из самых древних, чуть ли не вечной, давно интересует ученых. Как справляется мозг с обилием возникающих на доске комбинаций, какие свои участки он задействует для принятия единственно правильного решения? Профессор Томас Эльберт и его коллеги из Университета германского города Констанца использовали новый метод магнитного изображения для ответа на эти и другие вопросы. Они изучили работу мозга 20 гроссмейстеров и любителей при их поединке с компьютером, требующим максимального напряжения мысли. Причем оказалось, что только гроссмейстеры смогли победить машину или сыграть вничью.
Магнитный анализ мозговой активности выявил неожиданную картину. Если гроссмейстеры использовали долговременную память, связанную с лобной и теменной областями мозга, то любители напрягали так называемую средневисочную долю, которая участвует в обработке новых данных. Иными словами, пока мозг любителей усердно работал над расшифровкой и анализом новой незнакомой информации, мозг гроссмейстеров, наоборот, полагался на свой опыт, вспоминая отрывки сыгранных ранее партий. Как заметил профессор Эльберт, ученые не ожидали таких сильных различий между мастерами и любителями.
Рассказывая про этот феномен в журнале Nature, исследователи объяснили его тем, что гроссмейстеры обучаются и практикуются как минимум десять лет и за это время выучивают более 100 тысяч позиций. В результате они могут быстро опознать ключевые моменты сложной ситуации и вспомнить уже готовое правильное решение. Любителям же большинство возникающих ситуаций незнакомо, и им приходится каждый раз анализировать их с тем или иным успехом.
Заканчивая свою статью, профессор Эльберт советует будущим гроссмейстерам начинать заниматься шахматами как можно раньше. «Молодым нужно постоянно учиться на игре мастеров, — пишет он. — Это похоже на изучение языка в детском возрасте. Нужно овладеть множеством фрагментов. Но знание большого количества слов еще не означает умения говорить. Ключевым будет то, как фрагменты объединяются в сеть, и мы считаем, что это может быть врожденной способностью».
Иными словами, учеба учебой, но, если мозги не предрасположены к шахматам, оставьте надежду достичь больших высот. Как, впрочем, и при любой интеллектуальной деятельности.
© Александр СВЕТЛАНОВ (Российская газета от 07-09-2001)
Феномен!!!
1. Паттерны рулят!!!
2. Детей трейдингу нужно начинать учить с пеленок.
2. Далее никто ничего не доказывал. Далее были предположения о возможных причинах, поданные под видом «доказано».
Есть еще другие ученые, которые установили другой факт: люди разных культур при решении одинаковых задач мыслят разными участками мозга.
Есть третьи ученые, которые установили третий факт: люди разных расс иногда при решении одинаковых задач задействуют совершенно разные участки мозга.
Гипотезы «почему это так» каждый вправе выдвигать до полного самоудовлетворения.
«Молодой талантливый ученый ставит над умственно неполноценным косильщиком лужаек эксперименты с использованием высоких компьютерных технологий в комбинации с наркотиками: внедряет его в компьютерный мир. Ученому удается развить умственные способности вчерашнего недоумка до супергения. Но в ход эксперимента вмешиваются правительство» (с программой QE4).