То, что мы живём в «последние дни» и что конец света будет выглядеть не как вселенская катастрофа, а как сумасшедший дом, наполненный пациентами с вялотекущей шизофренией, я понял давно. Но до сих пор иногда удивляюсь, насколько странные вещи происходят вокруг. Про российскую политику говорить не буду, там всё совсем запущено. Но вводящие в недоумение поступки совершают даже весьма консервативные и, казалось бы, нормальные структуры. Вирус сумасшествия распространяется безудержно.
Наш сегодняшний пациент – УК «Райффайзен Капитал». Вроде бы относительно пристойная контора, не Альфа-капитал какой-нибудь, но тут, должен признаться, порадовала. Получаю сегодня пресс-релиз, в котором сообщается, что ПИФ «Райффайзен – Телекоммуникации» переименован в ПИФ «Райффайзен – Телекоммуникации и Транспорт». Естественно, с изменением правил инвестирования — акцент в переименованном ПИФе будет делаться сразу на две отрасли — телеком и транспорт.
Смысл сего действия в том, что в скором времени большое число торгующихся на бирже телеком-компаний перестанет существовать, растворившись в новой «голубой фишке» российского фондового рынка — полугосударственном Ростелекоме. Это будет такой монстр типа прежнего РАО ЕЭС, объединяющий практически всю российскую связь, кроме трёх главных сотовых компаний (хотя, может быть, его руки дотянутся и до кого-то из этой тройки). Фактически, из отрасли связи на бирже останется этот самый Ростелеком да МТС. Держать в ПИФе две бумаги нельзя, отдавать деньги назад инвесторам не хочется, поэтому управляющие придумали к телекому присоединить ещё и транспорт. Зачем добру (чужим деньгам) пропадать? Подумаешь, люди вкладывались именно в связь, какая разница? Лёгким движением руки превращаем «идейный» ПИФ в странного уродца, объединяющего совершенно разные бумаги. Но и это ещё не всё.
Авторы этой химеры не потрудились даже предоставить какое-то похожее на правду объяснение. Могли бы сказать, например, что связь и транспорт — элементы инфраструктуры, все эти компании так или иначе что-то транспортируют (хоть уголь, хоть людей, хоть информацию), их успех в существенной степени зависит от экономической активности в стране. Типа чем лучше дела в экономике, тем активнее передвигаются люди, товары и информация. Кстати, дарю Райфу прекрасную идею: присоединить к этому ПИФу ещё и акции банков. Ведь банки — это тоже своего рода транспорт и связь: гоняют туда-сюда деньги, связывают компании и людей финансовыми отношениями и т.п. Тут уж точно проблем с размещением капитала не возникнет — бумажек Сбера и ВТБ хватит на всех, да и малоликвидных акций других банков хватает.
Но нет, объяснение в пресс-релизе намного проще.
«Транспортная отрасль сейчас является одной из наиболее перспективных и быстро восстанавливается после кризиса. К тому же в этом сегменте рынка присутствует достаточное количество публичных компаний, имеющих акции в свободном обращении и привлекательных с фундаментальной точки зрения».
Прекрасно. Ровно те же слова можно сказать и про металлургию, и про машиностроение, и про энергетику. Да про что угодно, вплоть до нефтянки, если прищуриться и не обращать внимания на некоторые детали картинки. Проще говоря, это объяснение ничего не объясняет. Им было лень даже хотя бы создать видимость логичности решения. Просто очень не хочется отдавать клиентам деньги, а фантазия не работает.
Сама идея объединения в одном отраслевом ПИФе, заточенном под определённую идею, двух разных отраслей — это бред. Или нечистоплотность, если хотите. И говорит только о жадности управляющей компании.
Дальше — больше. Начальник инвестиционного управления УК «Райффайзен Капитал» Игорь Кобзарь рассказал заодно, акции каких транспортных компаний он видит в обновлённом ПИФе.
«На наш взгляд, наиболее интересными для инвестиций сейчас являются акции Новороссийского морского торгового порта, транспортной группы Fesco, Совкомфлота и Аэрофлота».
Почти все эти акции имеют низкую ликвидность, которая может создать реальные проблемы при управлении средствами ПИФа. Например, при необходимости срочно продать более-менее значимую часть портфеля, цена продаваемой неликвидной бумаги может заметно упасть. Но это ладно.
Главный юмор в другом: Совкомфлот — государственная компания. На 100%. Акций Совкомфлота в продаже просто нет, и что в Райфе собираются покупать под этим названием — большой вопрос. Сейчас только ведутся разговоры о том, что Совкомфлот будет включён в программу приватизации госактивов, но никакой информации о возможном скором IPO нет. Это только планы и слухи.
В общем, печальная картина. Инвесторы, вложившие деньги в ПИФ высокотехнологичной телекоммуникационной отрасли, получат невнятный портфель частично собранный из откровенно неликвидных акций около-государственных структур. При этом ни идеи, ни логики в наполнении этого портфеля нет.
Что интересно, акции пароходств в ПИФе уже есть: на 27 августа бумаги НМТП занимали долю 8,31% в активах фонда. А самую большую долю в ПИФе имеют акции АФК «Система» – холдинговой компании, объединяющей пакеты акций не только телекома МТС, но и башкирской нефти, и строительного бизнеса, и торговли, и много чего ещё. Вот такой шизофренический ПИФ.
да в принципе какая разница, на каких инструментах пиф будет зарабатывать. к тому же инвестдекларация у всех фондов под копирку написана. это ведь не главное. самого главного нет ни в одном пифе — контроля за спекуляциями управляющих (с ведома УК). управляющие некоторых пифов, имея индексную стратегию, умудряются за один квартал без видимых на то причин (притока/оттока пайщиков) прокрутить СЧА фонда по 2-3, а иногда и по 5 раз! вот над этим надо задуматься! это настоящий распил бабла, а пайщикам пох на это, потому что им влом посмотреть квартальную отчётность. но самое интересное — это то, что в неликвидах управляющие могут ещё рубануть бабла себе на карман за счёт спреда (без ведома УК). договорился с дружественной конторой, купил у неё с офера на 10% выше рынка, и пошёл на комиссию очередной бентли покупать…