Если РФ не введет с 1 июля утилизационный сбор на отечественные автомобили, то будет держать ответ перед Европейским судом. Евросоюз обвиняет российскую сторону в нарушении правил международной торговли.
Как только Россия стала членом Всемирной торговой организации, сразу же, с 1 сентября 2012 года, в нашей стране начал взиматься этот сбор, но – только с ввозимых иномарок. Тем самым, по мнению европейцев, РФ поставила в невыгодные условия зарубежных автопроизводителей, а своим обеспечила скрытую форму поддержки, грубейшим образом нарушив правила ВТО. Теперь перед РФ поставлены жесткие условия: выровнять положение для всех автопроизводителей, представленных на российском рынке, с 1 июля установить утилизационный сбор на российские авто. Сергей СОБКО(депутат Госдумы от КПРФ, председатель комитета по промышленности) считает, что всё закончится заурядным ростом цен на самые ходовые автомобили, снижением и без того сокращающихся продаж и новыми экономическими трудностями для производителей. – По нашему закону утилизационный сбор касался только автомобилей, произведенных за пределами РФ, – поясняет С. Собко. – А отечественные ГАЗ, ВАЗ, сборочные заводы должны были подписать обязательство об утилизации выпущенных ими автомобилей после выработки ресурса. Норма не позволила бы поднять цены, сохранив конкурентоспособность нашего автопрома. Но правительство неожиданно внесло поправку об утилизационном сборе с отечественных производителей. Доброе дело – защита природы. Но правильно ли заставлять людей платить при покупке, например малолитражки, дополнительно 40 тыс. рублей? А если автомобиль посолиднее, сбор составит почти 160 тыс. рублей и выше. Их должен выложить покупатель. Без квитанции об уплате сбора автомобиль не зарегистрируют в ГИБДД. – Куда пойдут эти деньги? – Правительство говорит, что средства пойдут в бюджет. В год утилизационный сбор принесет около 150 млрд рублей. Пойдут ли они на экологию – непонятно. Дело в том, что в РФ не существует отрасли, которая занимается утилизацией. Если бы были специальные заводы, куда на переплавку отправлялись бы автомобили, тогда понятно, для чего нужен сбор. А сейчас это запутанная история, которая, на мой взгляд, лучше бы не начиналась. Если бы мы так бездумно, безоглядно не вступили в ВТО, этой проблемы не было бы. Утилизационный сбор обострит и без того напряженную ситуацию в автопроме. Сейчас продажа автомобилей снижается, как, впрочем, и на другую продукцию.
– Люди стали меньше покупать – почему? – Все боятся кризиса и притормаживают с покупками, наличность оставляют в кубышках, чтобы не остаться без денег…
– Ожидается новая волна кризиса? – Кризис практически и не заканчивался. После его первой волны как бы осталась тропинка. По ней так и шлепаем… Можно сказать так: один из серьезнейших факторов наличия кризиса – это борьба между трудом и капиталом. Сейчас она приобрела формы монетарного давления на человека, производителя в виде налогов, наценок. Складывается совершенно запутанная ситуация. Не понять, кто инициатор таких решений… По глупости делается или это злой умысел? Депутаты-коммунисты были категорически против ратификации соглашения с ВТО. Мы проводили парламентские слушания с участием министров. На примере Киргизии, Украины доказывали, что нельзя нам в таком состоянии входить в ВТО. Ничего не подействовало. Сверху отмашку дали – и всё. А теперь говорят, что надо поддерживать отечественного производителя. Об этом надо было думать до вступления в ВТО. На недавнем совещании в Женеве по ВТО я спросил западных представителей: в ВТО вступили, а Украина отказалась покупать у нас коксующийся уголь. Что делать, останавливать коксовые батареи? Так уголь начнет возгораться. Нам посоветовали договариваться с Украиной в двухстороннем порядке. Если они не поймут, подавайте на них в суд. А мы-то думали, что в ВТО кто-то что-то будет разруливать. Ничего подобного. Втянули нас, как на бойню… Вот и расплачиваемся.