Блог им. cheralor
С первого сентября 2025 года российские банки, уже успевшие освоить профессии следователя, налогового инспектора и морального проповедника, официально получат новую, куда более благородную лицензию — врача-психиатра. А заодно — и роль главного громоотвода в случае очередного банковского кризиса.
Да-да, вы не ослышались. Скоро ваш менеджер Светлана из отдела вкладов будет с научным видом щупать ваш пульс, дабы диагностировать: не злобный ли Дмитро из киевского колл-центра туда смотрит? Но у этой медали есть и вторая, куда более интересная сторона, которая открывает государству и регулятору изумительный по своей простоте путь к абсолютной финансовой непотопляемости.
Основная мысль реформы гениальна в своей простоте: клиент не может распоряжаться своими деньгами, потому что его воля парализована. А кто лучше распознает паралич воли? Конечно же, специалист с экономическим образованием, прошедший двухнедельные курсы по сомнологии по методичке ЦБ.
Вот как это будет выглядеть на практике.
Вы заходите в отделение, чтобы снять свои кровные, отложенные на новый смартфон. Кассир бросает на вас опытный взгляд.
— Вы почему так нервно дышите? — спросит он, задерживая вашу карту.
— Телефон-то семилетней давности, уже и аккумулятор не держит, — попытаетесь вы оправдаться.
— Ага, классический «гаджет-абстинентный синдром», — кивает кассир. — Мошенники часто его используют, предлагая «выгодный кэшбэк» на техно-порталах. Извините, но мы не можем выдать вам деньги в таком невменяемом состоянии. Для вашего же блага.
Но давайте представим ситуацию масштабнее. Не один вы пришли за своими деньгами, а много-много людей. Например, поползли слухи о том, что у банка проблемы с ликвидностью. Начинается классический банковский набег — явление, которое регулятор панически боится и с которым не знает, как бороться.
Раньше это выглядело так: народ штурмует отделения, банк не может всем выдать вклады, у него действительно заканчивается наличность, ЦБ вводит временную администрацию, кто-то деньги теряет, а регулятору прилетает за то, что плохо смотрел за банком.
Теперь это будет выглядеть иначе:
Народ штурмует отделения. Но банк, испытывающий те самые трудности с ликвидностью, получает универсальную отмашку. Он с искренней заботой смотрит на каждого встревоженного вкладчика и видит не клиента, а… жертву мошенников. Массовую истерию же кто-то должен был спровоцировать? Вероятно, злоумышленники (например, те же Дмитры) распускают панические слухи!
И вот он, момент истины. Банк, пользуясь своим законным правом, просто отказывает всем подряд в выдаче наличных. «Вы не в себе, вы находитесь под влиянием паникеров! Идите домой, успокойтесь, ваши деньги в полной безопасности». Отвод средств прекращен. Банк спасен от краха. А что же государство?
А государство и регулятор с чистой совестью разводят руками. «Мы тут при чем? Это же не мы не выдаем деньги. Это банки проявляют разумную осторожность и заботу о своих клиентах! Надо было выбирать другой банк. Ваш выбор — ваша ответственность. Мы же предупреждали».
Этот изящный трюк мы уже проходили. Прямая аналогия — история с полисами ОСАГО, когда страховые компании массово саботировали их продажу, ссылаясь на «отсутствие бланков». Регулятор при этом заявлял, что бланки отгружены в полном объеме и он «не знает, в чем проблема». Ответственность волшебным образом перекладывалась на компании, а гнев автовладельцев разбивался о стену из вежливых отказов и формальных отписок.
Получается гениальная схема:
1. Право отказа в выдаче денег делегировано банкам.
2. В случае кризиса банки этим правом воспользуются для собственного спасения.
3. Ответственность за скандал и невыплаты полностью перекладывается на сам банк («они опять с бланками напутали» / «они чудят»), а регулятор и государство остаются белыми и пушистыми спасителями отечественной финансовой системы, которые просто хотели как лучше.
Конечно, это гигантский прорыв не только для медицины, но и для политтехнологий. Зачем решать системные проблемы, когда можно просто объявить всех напуганных вкладчиков «невменяемыми» и отменить банковский набег на законодательном уровне, назвав его «массовым психозом, инспирированным злоумышленниками»?
Так что готовьтесь. Скоро поход в банк будет начинаться с фразы: «Здравствуйте, на что жалуетесь? И покажите-ка язык». А если придете вместе с соседями — получите бесплатный диагноз «массовая истерия» и пожизненную подписку на лекции о финансовой грамотности от того, кто только что не отдал вам ваши деньги.
Лечиться будем? За ваш счет, разумеется. И исключительно для вашей же пользы. О чем истерите? Регулятор уже отгрузил всем банкам бланки разрешений на выдачу наличных. Какие еще проблемы?
Народ штурмует отделения. Но банк, испытывающий те самые трудности с ликвидностью, получает универсальную отмашку. Он с искренней заботой смотрит на каждого встревоженного вкладчика и видит не клиента, а… жертву мошенников. Массовую истерию же кто-то должен был спровоцировать? Вероятно, злоумышленники (например, те же Дмитры) распускают панические слухи!»
В декабре 14 года, Греф именно эту дичь и втирал: про мошенников и массовую рассылку смс мошенниками — клиентам, чтоб те забирали свои деньги из банков.