Блог им. Ilia_Zavialov
Перед тем как вы погрузитесь в изучение статьи, обратите внимание на тот факт что всё упомянутое в ней не является финансовой рекомендацией для принятие более взвешенного решения просьба провести свое собственное исследование.
Одним из самых известных «небанковских банков» является Starbucks — «банк, переодетый в кофейню».
Starbucks занялась банковской деятельностью в 2008 году, когда человек, создавший ее бренд, Говард Шульц, вернулся на второй (из трех) пост генерального директора. Компания предлагала подарочные карты с 2001 года, но Шульц возродил их, объединив с новой программой лояльности Starbucks Rewards, которую он запустил в апреле 2008 года. Расплачиваясь пополняемой картой, покупатели могли получить такие привилегии, как бесплатный Wi-Fi и пополняемый кофе.
В 2010 году Шульц перевел карту в приложение, расширив сферу ее применения. Карту принимали в более чем 9 000 точек, и она быстро стала крупнейшей в Америке объединенной программой мобильных платежей и лояльности. Уже через год 25% транзакций в Starbucks совершались с ее помощью. Сегодня более 60% утреннего пика продаж компании в США приходится на участников программы Starbucks Rewards, которые в подавляющем большинстве случаев делают заказы через приложение. Программа насчитывает 33 миллиона пользователей, что соответствует примерно одному из десяти взрослых американцев.
Превращение кофейни в банк заключается в том, что не все эти деньги тратятся сразу. По состоянию на конец марта на балансе компании находилось 1,9 миллиарда долларов, которые хранились на картах и ожидали своего часа — что-то вроде депозитов клиентов. Для сравнения: активы 85% американских банков составляют менее 1 миллиарда долларов. И эти депозиты переживают колоссальный рост:
Стоимость «депозитов» Starbucks.
Эти деньги не являются настоящими вкладами. Карта Starbucks предлагает вам обращаться с ней как с наличными, но в ней также говорится, что хранящиеся на ней деньги «не могут быть обменены на наличные, за исключением случаев, предусмотренных законом». Единственный способ обналичить средства на балансе Starbucks — это купить кофе.
Но на самом деле это дает компании некоторые преимущества. Провайдеры кошельков, такие как PayPal, которые обещают реальные доллары при погашении, по закону обязаны поддерживать адекватные резервы, что означает, что они должны хранить средства клиентов на низкодоходных сегрегированных счетах или в государственных облигациях (хотя даже государственные облигации могут привести к кризису). Все, что нужно сделать Starbucks, чтобы выполнить свое обещание, — это держать свои эспрессо-машины включенными. При этом она может использовать средства клиентов для финансирования своей деятельности.
Кроме того, на остатки средств не начисляются проценты. Когда процентные ставки были нулевыми, это преимущество было незначительным, но теперь, когда компании приходится платить 5,0% по долгу 2034 года, оно становится существенным. На самом деле, преимущество еще больше, потому что Starbucks не только не платит проценты по средствам клиентов, но и регулярно переводит их на свой собственный банковский счет, когда считает, что клиенты могли забыть о них. И это происходит на удивление часто (а может, и не так уж удивительно, если вспомнить, сколько неиспользованных кредитов лежит на забытых подарочных картах). Компания называет это «поломкой (breakage)» и признает ее в качестве прибыли, основываясь на исторических моделях погашения. В финансовом году, заканчивающемся в сентябре 2023 года, компания признала 215 миллионов долларов, что эквивалентно 13% хранимых остатков. Европейские банки привыкли получать проценты по некоторым вкладам клиентов в период отрицательных процентных ставок, но ничего похожего на -13%, которые Starbucks платит сегодня.
Эта ставка фактически выросла с годами, с 11%, когда компания перешла на нынешнюю учетную политику в 2019 году. Есть некоторые свидетельства того, что Starbucks стремится ее оптимизировать. В конце прошлого года Вашингтонская коалиция по защите прав потребителей (WCPC) обвинила компанию в том, что она делает невозможным для потребителей расходование средств по картам с накопленной стоимостью, позволяя пополнять их только с шагом в 5 долларов и требуя минимальной суммы в 10 долларов.
Большой секрет банковского дела заключается в том, что средства клиентов тоже уходят, с той лишь разницей, что банки не имеют права их хранить. В США у этого процесса даже есть название: выморочное имущество (escheatment). Когда счета остаются без движения в течение трех-пяти лет, активы передаются в соответствующее управление контролера штата. В настоящее время Нью-Йорк управляет 19 миллиардами долларов невостребованных средств. Правительство Великобритании создало программу Dormant Asset Scheme, которая направляет средства на счетах, к которым не притрагивались в течение 15 лет, на благотворительность. С 2011 года было найдено 1,35 миллиарда фунтов стерлингов и распределено 745 миллионов фунтов стерлингов.
Для Starbucks это не все выгоды: Компании приходится выплачивать вознаграждения участникам программы, что обходится недешево. Но в то же время она экономит на комиссии за торговую скидку, когда клиенты платят через приложение, а не кредитной картой. Кроме того, компания получает много бесплатной и потенциально ценной личной информации о своих клиентах.
Если сложить все это вместе — 0% по «депозитам» плюс «поломки» за вычетом вознаграждений, плюс экономия на межбанковской комиссии, плюс информация о клиентах — Starbucks создал чрезвычайно выгодный банк.