Экономист Михаил ДМИТРИЕВ: «Массовое сознание уже переключилось на экономические проблемы. Такого рода недовольство не носит рационального характера»
Михаил Дмитриев — любимец качественных СМИ. Потому что пытается не только оценить прошлое и настоящее, но и понять, что нас ждет в будущем. Делает это без экспертной «желтизны», вдумчиво и основательно. В совместных с социологом Сергеем Белановским докладах 2011, 2012 и 2013 годов о социально-политических настроениях граждан России (подготовленных в Центре стратегических разработок, где они тогда работали) им удалось с высокой степенью точности предсказать и «белоленточные» протесты, и падение популярности «Единой России», и последующее смещение протестов из столиц в глубинку. В декабре минувшего года был представлен и четвертый доклад — столь же интересный и располагающий к размышлениям. Мы беседуем с президентом партнерства «Новый экономический рост» Михаилом ДМИТРИЕВЫМ о том, что ждет российскую экономику и общество, вступившие в турбулентный период тяжелого системного кризиса.
За последние несколько десятилетий мир усвоил два простых урока. Во-первых, то, что продается только в стране и не может конкурировать на глобальном рынке, — это отстой. В 1960–1970-х годах под лозунгом «Освободимся от зависимости от западного оборудования и промышленной продукции» были начаты реформы во многих странах «социалистической ориентации»: от Танзании и Ганы до Кубы и некоторых государств Латинской Америки. По этому пути пошли даже Индия и Бразилия. Ни один промышленный товар из этих стран не стал глобальным брендом. Во-вторых, привлечение в страну передовых технологий (а лучше — целых производств) дает возможность развить заводы на собственной территории, увеличить занятость, повысить сбор налогов и — хоть и с ущербом для национальной гордости — получить отечественный продукт. Этим путем пошли все азиатские страны — и рядом со сборочными производствами Sony и Mitsui в Корее выросли Samsung и LG, а недалеко от заводов Volkswagen и GM в Китае появились предприятия Lifan, Great Wall и Xinkai. Именно эти марки стали символами импортозамещения, лицом промышленности новых индустриальных стран.