Бывает интересно максимально упростить анализ компании – до базовых материальных объектов:
🛴Вот, например,
помните про самокат за 300 тыс. на IPO Вуша?
Посмотрим, что с ним происходит сейчас:
🔹Деньги полученные с IPO Вуш направил на покупку еще 45 тыс. самокатов, итого парк составит 127 тыс.
🔹Акции тоже немного скорректировались. 111,35 млн. акций по 165 рублей = ~18,4 млрд. капа. Делим на 127 тыс. =
144 тыс. рублей. Во столько сейчас обойдется один самокат, если покупать его через акции Вуша. Ориентир себестоимости прокатного самоката с IOT-модулем ~$1100, то есть покупаем вдвое дороже рынка
🔹Уже гораздо лучше, чем 300 тыс., которые были перед IPO. Но при текущих темпах роста чистой прибыли, за сезон такой самокат принесет ~20 тыс. Окупаемость – 7 лет. Не супер, и к тому же средний срок службы самоката в кикшеринге – хорошо если 3 года. Тут модель пока ну никак не сходится во что-то интересное
🚂
А вот Глобалтранс. В начале 2021 у них в собственности было ~70 тыс. вагонов. Затем купили долю в Балттранссервисе (соответствует ~2500+ цистерн) и еще 1000 вагонов с рынка. Но еще 3000 застряло на Украине и уже списано в убыток. Итого осталось плюс-минус те же 70 тыс.
🔹178,7 млн. акций по 320 = ~57 млрд. капа / 70 тыс =
814 тыс. рублей/вагон. Даже с учетом амортизации это примерно вдвое дешевле рынка (
Минтранс усреднено оценивает вагон в 2,2 млн.)
🔹Чистая прибыль в 2022 ожидается порядка 20 млрд. рублей., а значит наш вагон принесет 286 тыс. профита. Окупится за ~2,8 года. И пока GLTR дает такую прибыль (а в ее основе не только высокие ставки аренды, но и большая работа самой компании по снижению издержек) – он определенно интересен!
🚢
И еще Совкомфлот. Отчетность за 2022 здесь надежно спрятана и проследить за изменениями в количестве флота – та еще задачка. У меня получилось, что после всех продаж к лету у компании осталось 111 судов, а в конце года приняты 2 новых, итого 113
🔹2,375 млрд. акций по 45 = 106,9 млрд. капа / 113 =
946 млн. за судно ($13,5 млн.) На коленке сравнить с рынком сложно, стоимость очень разная: новые танкеры могу стоить и $50 млн. и $150 млн., газовозы и вовсе по $200-300 млн. Амортизация тоже сильно индивидуальная. Но в целом, дисконт определенно имеется, и немаленький
🔹Чистая прибыль за 2021 = 4,55 млрд. рублей, и наш корабль принесет всего 40 млн., окупаемость 23,5 года. На IPO акции СКФ стоили вдвое дороже, то есть окупаемость корабля была и вовсе под 50 лет. Продать такой бизнес в такую цену – это покруче, чем самокаты по 300 тыщ впаривать!
🔹Но в этом году может получиться сюрприз, когда от низкой базы прибыль скакнет кратно, тогда и окупаемость нашего корабля сильно улучшится. ГПБ, например,
ждет 60 млрд. прибыли в 2022, а это уже 60/113 = 531 млн. с корабля и окупаемость 1,8 лет. Оказывается, корабли – очень даже выгодный бизнес, а у акций еще есть хороший апсайд. Если, конечно, сам СКФ и дальше продолжит хорошо зарабатывать, а лучше еще и делиться прибылью
Тут, конечно, много всего остается за кадром и для серьезного анализа метод не годится. По сути это просто чуть модифицированные коэффициенты P/B и P/E. Зато так можно составить первое представление о компании, у которой нет близких аналогов на бирже, или оценить ее динамику. Да и почувствовать себя, например, транспортным магнатом – приятно, чего уж там😎
✅
Еще мои мысли по рынку: https://t.me/mozginvest 🐙
Это рынок, ничего личного)
Maxkurs, да, формально прибыль есть, и это хорошо (западные аналоги вроде как убыточные изначально), но с масштабированием она теряется. Выручка растет сильно медленнее, чем с/с, сервис стал много дороже, обслуживание долгов еще растет. И парк пока только докупают — а скоро его обновлять придется, и чем дальше тем больше обновлять.
Но вообще я против Вуша то ничего не имею и не считаю плохим бизнесом (и пост не про это совсем), скорее даже наоборот. У меня в их случае только к цене акций вопросы есть, а не к самой компании)