Предыдущие статьи этого сериала
Часть 1: https://smart-lab.ru/blog/526088.php
Часть 2: https://smart-lab.ru/blog/527055.php

На фото: запуск Falcon Heavy c Cape Canaveral около года назад, на котором мне посчастливилось побывать. Фото сделано моим сыном.
Этот пост будет не совсем типичным для Смартлаба
Более того, он будет нетипичным даже для меня.
Я попробую объяснить, почему, по-моему, надо покупать Теслу в качестве долгосрочной инвестиции
Сначала, будет немного матана, потом — философии, потом опять матана
Во-первых, я и считал, и считаю, что фундаментальный анализ — очень сложная и нетривиальная вещь.
Все, кто пытаются получить какую-то полезную информацию из всяких коэффициентов балансовой стоимости компании на акцию, или прибыли на акцию — наивные чудаки
Современный бухучет, используемый в расчете всех этих коэффициентов, имеет две фундаментальные проблемы:
Поэтому, чтобы реально оценить компанию с точки зрения фундаментального анализа — надо обладать несколькими финансовыми образованиями, опытом работы в аудите и M&A, и еще иметь кучу времени для deep dive в их финансовую отчетность. Информация-то там вся есть, но чтобы ее выудить, надо иметь кучу времени и опыта. Вы, скорее всего, этим критериям не соотвествуете. Так что, даже не пытайтесь.
Что может сделать своими слабыми силенками среднестатистический инвестор, спросите вы ?
Он может — понять, как работает этот мир. Понять, как работает бизнес, как работают рынки капитала. Отбросить тот мусор, который сидит в голове у 90% людей, и наполнить его четким пониманием. Тогда пелена спадет с глаз, и вы начнете отличать говно от жемчуга. Вы начнете отличать фондовые рынки от игры в наперсток.
Как это сделать? Прежде всего — много читать и учиться. Если вы технарь — попробуйте получить финансовое или бизнес- образование. Если вы наемный работник — попробуйте начать свой бизнес, пускай даже он потом прогорит.
Теперь немного к вопросу — что читать? Конечно, не советские газеты.
Читать качественные новости рынков и качественную аналитику
Когда основатели журнала «Wired» искали инвесторов и те их спросили, каким они хотят сделать свой новый проект, ответом было — журнал, который ты как будто сам себе отправил в сегодняшний день из будущего.
Так, в общем, и получилось. Хотите узнать, что происходит в мире вообще, и в мире технологий в частности — читайте журнал Wired. На него, кстати, можно дешево подписаться через приложение Texture. Наряду с кучей других полезных изданий, типа Forbes, Fortune, the Atlantic.
В предпоследнем номере Wired была опубликована крышесносная статья про Теслу — как там работают люди, как происходил запуск 3-й модели.
https://www.wired.com/story/elon-musk-tesla-life-inside-gigafactory/
Статья непростая и к Маску некомплиментарная.
Но что я понял из этой статьи — культура внутри компании, уровень концентрации на их задачах, таков, что у них нет и не будет конкурентов. Я не могу представить себе, чтобы сотрудники Форда, Тойоты или других их конкурентов, делающих электрические автомобили, согласились бы работать с таким уровнем стресса, по семь дней в неделю, в обстановке диктатуры Маска.
Если только Маск не сойдет окончательно с ума и не съедет с катушек на фоне звездной болезни (а статья в Wired — заставляет об этом всерьез задуматься), то компания сделает с рынком автомобилей то же, что Эппл когда-то сделал с рынком мобильных телефонов.
Я вот здесь когда-то написал длительный разбор Теслы по методу стратегического инвестирования. Все, что я написал в том посте почти три года назад — я по-прежнему считаю правильным.
Давайте теперь прибегнем к матану ненадолго, и попробуем оценить, насколько реалистичной является текущая стоимость компании.
Матан будет очень примитивным, ибо, как я уже написал выше, оценка компании с огромным количеством физических и неосязаемых активов, которая вдобавок вовлечена в гигантские каппроекты и подвержена сумасшедшей математике массового производства, только и возможна на таком примитивном уровне.
Почему я написал 'сумашедшей математике'? Потому что при массовом производстве и неизбежно высоких фиксированных затратах ваша прибыльность определяется тремя факторами — размером этих самых fixed costs, contribution margin (иногда называется unit gross margin), которую вы зарабатываете на каждом авто, и объемом производства. Одна и та же компания может быть безнадежно убыточной при производстве 100 тысяч авто в год, и очень прибыльной при производстве 300 тысяч .
Какой может быть contribution margin у Теслы ?
Эппл, как известно, зарабатывает около 60% на каждом телефоне (это, опять-таки, имеется в виду — contribution margin)
Электромобиль — это, по сути, тот же телефон
Минимум механических компонентов, куча софта и большая батарея
Как известно, gross margin модели S — около 25%
Пусть модель 3 будет иметь меньшую gross margin в 15%, при соответствующем объеме производства
Допустим, Тесла будет производить миллион трешек в год, и продавать их за 35 штук. Это будет 5.25 миллиардов contribution margin
При их теперешней капитализации в 50 миллиардов — это коэффициент в 10
Вы скажете — как Тесла будет делать миллион машин в год, если сейчас делает только 300 тысяч ?
Почему бы и нет ?
Они же смогли с 35 тысяч в год в 2014 вырасти до 300 тысяч в 2018
Короче, все это-упрощенная математика, сделанная на коленке, которая мне доказывает лишь одно — несмотря на наличие охренительных рисков, текущая стоимость Теслы не является астрономической.
Разумеется, любые инвестированные в Теслу сейчас деньги могут быть стопроцентно потеряны, но, по-моему, баланс рисков на стороне долгосрочных инвесторов.
Я себе, пожалуй, немного прикуплю.
Стоит ли покупать акции Тесла?
Если акционеры Тесла смогут и дальше давить на правительства, то ДА. Если нет — то НЕТ.
Все эти компании (типа юбер и похожих) вообще не могут столько стоить при классическом подходе.
Конечно, кто-то рискнет и купит биткоин за 100, а продаст за 20 000. Но я не пойму какой гешефт у теслы? При цене 900$ за акцию капитализация будет сумасшедшей. Не верю в такую цену )))