РЖД Календарь Акционеров | |
Прошедшие события Добавить событие |
Нефтяные компании и государственные ведомства ожидают возросших сложностей в перевозке топлива после сентябрьского снятия временного приоритета на железнодорожных путях. С марта текущего года нефтепродукты перешли из шестой очереди в третью, что существенно улучшило их перевозочные условия. Однако новая редакция правил недискриминационного доступа, вступающая в силу с сентября, может изменить текущую динамику.
Проектная рабочая группа ФАС выделила необходимость сохранения третьей категории очередности для нефтепродуктов и в новой версии ПНД. Аналитики предупреждают о возможных потерях для других отраслей экономики при увековечивании приоритета для нефтепродуктов.
Согласно данным ОАО РЖД, текущее увеличение приоритета не распространяется на все типы перевозок нефтепродуктов, и возможны ограничения для более низких очередей. Эксперты высказывают опасения относительно устойчивости поставок и увеличения цен на топливо в случае снижения приоритета.
Источник: www.kommersant.ru/doc/6837541?from=doc_lk
«Российские железные дороги» (РЖД) подписали договор с «Россетями» на технологическое присоединение участка Комсомольск-на-Амуре — Ванино до 2026 года. Сумма договора составляет около 40 млрд рублей, сообщил замгендиректора РЖД Андрей Макаров.
Первоначально стоимость оценивалась в 5-6 млрд рублей, но выросла из-за дополнительных потребителей в районе Ванинско-Совгаванского узла. Макаров пояснил, что это изменение связано с разработкой схемы внешнего электроснабжения совместно с Минэнерго.
Электрификация участка Комсомольск — Волочаевка планируется к концу 2025 года, а участка Комсомольск — Ванино — к концу 2026 года. Общая стоимость двух проектов электрификации превышает 220 млрд рублей и предусмотрена в бюджете РЖД на 2024-2026 годы.
«Неплохая инициатива обсуждается, чтобы, может быть, РЖД создали свои судоходные компании, которые могли бы работать», - сообщил замруководителя Росморречфлота Константин Анисимов на заседании коллегии ведомства. Это позволит перераспределить часть грузоперевозок с автомобильного и железнодорожного транспорта.
🚂 По данным, РЖД легко отслеживается динамика перевозки грузов, за каждым сырьём стоит та или иная компания, поэтому на основе показателей можно сделать вывод об успешности сектора (конечно, необходима ещё цена сырья, и не все используют только ЖД для транспортировки, но всё же). Давайте рассмотрим данные за июнь:
💬 В июне погрузка составила 98,3 млн тонн (-3% г/г, в мае погрузка составила 104,4 млн тонн), 3 месяца подряд погрузки выходили за рамки 100 млн тонн, но в этом месяце РЖД сплоховало (начинается летний период, он как всегда не отличается активностью погрузок), последний раз положительная динамика была показана в сентябре 2023 г. (100,9 млн тонн, +0,2% г/г), как итог показываем снижение 9 месяцев подряд.
💬 Погрузка с начала 2024 г. составила 600,3 млн тонн (-3% г/г).
Теперь переходим к самому интересному, а именно к погружаемому сырью (взял основное, остальной список смотрите по ссылке):
🗄 Каменный уголь — 26,1 млн тонн (-6,8% г/г)
🗄 Нефть и нефтепродукты — 16,5 млн тонн (+2,5% г/г)
«Реализация проектов по внедрению подвижного состава с использованием газа и водородного топлива планируется в период с 2027 по 2028 год», — говорится в годовом отчете РЖД за 2023 год.
В июне железнодорожная погрузка продолжила падать, сократившись на 3% в годовом выражении. За месяц было погружено 98,3 млн тонн, за полугодие — 600,2 млн тонн. Основной причиной снижения стало уменьшение погрузки угля на 6,8% в июне и на 5,5% за полугодие.
Погрузка нефтегрузов увеличилась на 2,5% в июне, но за полугодие показатель все еще ниже на 1,1%. Удобрения показали прирост на 9,2% за полугодие, однако в июне рост составил лишь 3,8%. Погрузка промышленных грузов также замедлилась до 3,3% в июне против более 20% в предыдущие месяцы.
Погрузка зерна впервые за год снизилась на 4,3% до 2,2 млн тонн в июне. За полугодие показатель все же выше прошлогоднего на 5,5%. В ОАО РЖД объясняют это высокой базой прошлого года и сезонным снижением активности на рынке зерна.
Экспорт зерна в июле ожидается на уровне 2,7-2,9 млн тонн, что на треть меньше, чем в июле 2023 года. Снижение конкурентоспособности российской пшеницы и ожидания роста цен сдерживают продажи.
По прогнозам, объем погрузки зерна в новом сезоне будет меньше из-за более скромного урожая, оцененного в 127,4 млн тонн, что может стать самым низким показателем с сезона 2021/22.
По оперативной информации, погрузка на сети ОАО «Российские железные дороги» в июне 2024 года составила 98,3 млн тонн, что на 3% меньше, чем за аналогичный период прошлого года.
Грузооборот за июнь 2024 года снизился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 4,1% и составил 204,4 млрд тарифных тонно-км, грузооборот с учетом пробега вагонов в порожнем состоянии за это же время сократился на 4,8% и составил 252,3 млрд тонно-км.
Погрузка за январь-июнь 2024 года, по оперативным данным, составила 600,3 млн тонн, что на 3% меньше, чем за аналогичный период прошлого года.
Железными дорогами погружено:
Контейнерные перевозки в России демонстрируют устойчивый рост, несмотря на существующие инфраструктурные ограничения. По данным FESCO, объем рынка в январе—мае 2024 года увеличился на 10% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, достигнув 2,76 млн TEU. Наибольший рост показали внутренние перевозки и транзит.
В мае контейнерный рынок увеличился на 6%, достигнув 580 тыс. TEU. Позитивная динамика наблюдается по всем направлениям: импорт вырос на 7% до 1,18 млн TEU, экспорт — на 10% до 760 тыс. TEU. Внутренние перевозки увеличились на 16% до 564 тыс. TEU, а транзит — на 19% до 249 тыс. TEU. Основным драйвером рынка остаются перевозки через порт Санкт-Петербург.
FESCO прогнозирует рост контейнерного рынка России на 6–8% по итогам 2024 года, учитывая все факторы и сохраняющиеся ограничения на перевозку контейнеров на Восточном полигоне. Исполнительный директор ЕСП Сергей Авсейков прогнозирует рост рынка на 10% в этом году, отмечая, что динамика будет зависеть от квот на отправку контейнерных поездов на Дальний Восток.
В январе-мае 2024 года по сети ОАО «РЖД» во всех видах сообщения было перевезено 3 млн 242,8 тыс. груженых и порожних контейнеров ДФЭ (TEU), что на 9,1% больше, чем за аналогичный период 2023 года. В том числе во внутреннем сообщении отправлено 1,3 млн ДФЭ (+11,6%). Количество груженых контейнеров, отправленных во всех видах сообщения, выросло на 7,5%, до 2 млн 349,4 тыс. ДФЭ (перевезено 33,9 млн тонн грузов, +9,2%), в том числе:
«Полное фирменное наименование … кредитного рейтингового агентства или иной организации, присвоившей рейтинг: China Chengxin International Credit Rating Co., Ltd… присвоен кредитный рейтинг эмитента по локальной шкале – „AAA“, прогноз „стабильный“; присвоен кредитный рейтинг эмитента по международной шкале – „BBB+g“, прогноз „стабильный“, — говорится в сообщении РЖД.
ОАО «РЖД» настаивает на заключении обязательных договоров ship-or-pay с угольными компаниями для гарантированной загрузки новых подходов к портам Азово-Черноморского бассейна. РЖД предлагает подписать договоры на поставку 4,5 млн тонн угля в месяц для обеспечения возврата инвестиций в расширение инфраструктуры.
Ранее угольные компании остановили перевалку через терминал ОТЭКО в Тамани из-за высоких тарифов. После снижения тарифов отгрузки возобновились, и в июне терминал планирует перевалить более 2 млн тонн угля. Тем не менее, текущие ставки FOB Тамань до $65–70 делают добычу и поставку угля нерентабельной.
РЖД предлагает повысить прозрачность ценообразования на перевалку грузов и установить конкурентоспособные тарифы. Однако угольные компании считают такие договоры слишком рискованными из-за низкой доходности южного направления. Заключение ship-or-pay может привести к убыткам за недопоставленный уголь.
Планы вывоза угля на Восток также не выполняются, и угольщики сомневаются в возможности выполнения новых обязательств. РЖД подчеркивает необходимость законодательных изменений для реализации таких договоров.
🚂 По данным РЖД легко отслеживается динамика перевозки грузов, за каждым сырьём стоит та или иная компания, поэтому на основе показателей можно сделать вывод об успешности сектора (конечно, необходима ещё цена сырья и не все используют только ЖД для транспортировки, но всё же). Давайте рассмотрим данные за май:
💬 В мае погрузка составила 104,4 млн тонн (-2,1% г/г), уже 3 месяц подряд выходим за рамки 100 млн тонн, после провального января-февраля (учитываем праздники, короткий месяц), но последний раз положительная динамика была показана в сентябре 2023 г. (100,9 млн тонн, +0,2% г/г), как итог показываем снижение 8 месяц подряд.
💬 Погрузка с начала 2024 г. составила 502 млн тонн (-3% г/г).
Теперь переходим к самому интересному, а именно к погружаемому сырью (взял основное, остальной список смотрите по ссылке):
🗄 Каменный уголь — 28 млн тонн (-5,1% г/г)
🗄 Нефть и нефтепродукты — 17,5 млн тонн (+0,1% г/г)
🗄 Железная руда — 9,5 млн тонн (-6,9% г/г)
🗄 Чёрные металлы — 5,5 млн тонн (-8,3% г/г)
В мае 2024 года на станциях ДВЖД погружено 6,5 млн тонн грузов (+6,3% к маю 2023 года).
Грузооборот в мае составил 20,2 млрд тарифных тонно-км (+3%). Грузооборот с учетом пробега вагонов в порожнем состоянии за этот же составил 25,4 млрд тонно-км (+2,5%).
За пять месяцев 2024 года погрузка на Дальневосточной железной дороге составила более 31,3 млн тонн (+2,1% к аналогичному периоду прошлого года).
В том числе на дороге погружено:
Грузооборот в январе-мае по сравнению с аналогичным периодом 2023 года снизился на 1,4% и составил более 100 млрд тарифных тонно-км. Грузооборот с учетом пробега вагонов в порожнем состоянии за этот же период составил 126 млрд тонно-км (-2%).
В первом квартале 2024 года железнодорожные операторы России сократили грузооборот, однако «Деметра-Холдинг», занимающийся перевозками зерна, вышел на третье место в рейтинге Infoline Rail Russia Top. Совокупная доля десяти крупнейших операторов снизилась на 3,4 процентного пункта в перевозках и на 5 п. п. в грузообороте, составив 58,1% и 59,3% соответственно.
Смена владельцев у нескольких крупнейших операторов, таких как Первая грузовая компания и Globaltrans, прошла в конце 2023 — начале 2024 года, но это не привело к изменениям в топ-10 рейтинга. ПГК, принадлежащая «Авроре Инвест», осталась лидером. Федеральная грузовая компания (ФГК) заняла второе место, возглавляя рейтинг по количеству вагонов.
Агрессивная инвестиционная политика «Деметра-Холдинга» и высокие финансовые результаты 2023 года позволили компании занять третье место. За 2023 год парк компании вырос с 77,7 тыс. до 86,5 тыс. вагонов, в том числе за счет сделок M&A, таких как покупка оператора WTG.
Михаил Бурмистров из «Infoline-Аналитики» отмечает, что благоприятное время для сделок M&A сохраняется, и стоит ожидать новых приобретений во втором эшелоне. Крупные операторы создали финансовую подушку, позволяющую им приобретать парк без кредитов, в то время как компании второго эшелона могут выйти из бизнеса на выгодных условиях.
Правительство утвердило правила недискриминационного доступа к инфраструктуре железных дорог, выделив приоритет для «грузов вне очереди», перевозимых по указам президента. Это включает около 100 млн тонн угля из Кузбасса и других регионов, нефтепродукты, удобрения и другие грузы. С 1 сентября вступит в силу новая редакция правил, устанавливающая строгую очередность перевозок.
Правила недискриминационного доступа существуют около 20 лет, но с 2020 года они начали включать правки для установления очередности грузов. В 2022 году правила были приостановлены из-за необходимости срочного вывоза продукции на восток. Вместо них были введены временные правила, адаптируемые ОАО РЖД. Новые изменения в них теперь закреплены в ПНД.
Грузы по поручениям президента будут перевозиться в третью очередь, уступая лишь грузам, приоритет которых определен законом, и грузам для ликвидации последствий стихийных бедствий и военных действий. Около 60% провозной способности Восточного полигона зарезервировано под такие грузы. ОАО РЖД сообщило, что не сможет вывезти весь объем из-за приоритетных поручений. В приоритете также перевозки угля, нефтепродуктов, химических и минеральных удобрений.
В результате наводнения в Лорийской и Тавушской областях на севере Армении погибли два человека, еще двое пропали без вести, разрушено множество дорог, мостов, других объектов инфраструктуры.
ЗАО «Южно-кавказская железная дорога» (ЮКЖД, 100%-я дочка ОАО «Российские железные дороги») управляет системой железнодорожного транспорта Армении на основе концессионного соглашения, заключенного РЖД и республикой в 2008 году. Соглашение подписано на 30 лет с правом пролонгации еще на 10 лет.
В июне порт Тамани планирует перевалить более 2 млн тонн угля, сообщил коммерческий директор по навалочным грузам ОТЭКО Александр Гаганов. По итогам мая перевалка составит около 1 млн тонн.
Сейчас услугами терминала ОТЭКО пользуются около 14 компаний, представляющих десятки производителей угля. «Мы активно наращиваем перевалку и работаем с ОАО РЖД над исполнением всего объема заявок,» — отметил Гаганов. Он добавил, что ставки терминала комфортные, и компании готовы с ним сотрудничать.
ОТЭКО управляет навалочным терминалом мощностью 70 млн тонн угля в год и наливным терминалом в порту Тамань. В начале года угольные компании и трейдеры сократили перевалку через терминал ОТЭКО, требуя снижения тарифов из-за падения мировых цен на уголь. После снижения ставок в мае отгрузки возобновились.
Источник: www.kommersant.ru/doc/6729246?from=doc_lk