Никто не заметил, но ОР очень похожа на ГТМ (Globaltruck).
Обе компании провели IPO, обе обещали стать компаниями роста и обе налажали.
У обоих компании акции упали в цене где-то в 5 раз после IPO (у ГТМ со ~139 до ~27, у ОР со ~139 до ~26 (до проблем с размещением облигаций)).
У обоих схожие проблемы с конкурентами, играющим не по правилам, у ОР — «серые» (контрафактные) поставки обуви у конкурентов, у Globaltruck — «серые» перевозки конкурентов (без уплаты налогов). Обе стали решать проблему схожим образом — превращаться в маркетплейс (в случае ГТМ — это аналог маркетплейса для перевозок — экспедирование).
У компаний даже почти одинаковые размеры (капитализация и выручка: 1,6/11 vs 0,9/12,6).
Но ОР почти потонул, а ГТМ вполне себе держится.
В чем разница?
ГТМ занимал гораздо меньше, долг 3,75 млрд. ОР занял неприлично много.
ГТМ гораздо раньше отказался от попыток роста и сфокусировался на снижении расходов. ОР долго и бездумно открывал новые магазины с низкой рентабельностью сначала на средства IPO, потом на заёмные, пока не грянул гром в лице ковидного кризиса 2020 г.
ГТМ больше внимания уделял управлению, в компанию пришли новые люди с большим опытом работы во главе с Саттаровым. В ОР у руля бессменный Титов, управление компанией поменялось мало несмотря весь её рост.
Имхо, Титов слишком много понаделал ошибок (экспансия на чужие деньги) и слишком долго держал всё в своих руках, хотя компании явно нужны были новые люди.
Что будет с ГТМ не знаю, от инвестиций в неё я отказался. Но вот у ОР всё уже гораздо однозначней и печальней.